1 - комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации на языках мира; - пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций; - аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.); - осуществляет размещение, организацию и сохранность документов; 3.2. создает информационную продукцию: - осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; - организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги алфавитный, систематический), картотеки систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, - разрабатывает рекомендательные библиографические пособия списки, обзоры, указатели и т.п.); - обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции. 3.3. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: - предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; - создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения); - организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; - оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; - организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления; - содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CDдисков, презентации развивающих компьютерных игр); - руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их наличии); 3.4. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: - выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; - выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; - содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; - создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; - организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий; - осуществляет текущее информирование (Дни информации, Дни специалиста, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом; - способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами; 2 3.5. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: - удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; - консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; - консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. IV Права и обязанности БИЦ 4.1. Сотрудники БИЦ имеют право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно- информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе ОУ и Положения о БИЦ; б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; в) определять источники комплектования информационных ресурсов; г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; д) определять в соответствии с правилами пользования БИЦ, утвержденными директором и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями БИЦ; е) вносить предложения директору ОУ по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников БИЦ за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников БИЦ; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере); ж) иметь ежегодный отпуск 56 календарных дней в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами; з) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; и) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 4.2. Сотрудники БИЦ обязаны: а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов; г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения; з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем ОУ; и) повышать квалификацию. V Права и обязанности пользователей БИЦ 5.1. Пользователи БИЦ имеют право: а) бесплатно получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; 3 б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом БИЦ; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации, а так же в работе с информацией на нетрадиционных носителях; г) получать во временное пользование любой документ из фондов БИЦ согласно Правилам пользования; д) участвовать в мероприятиях, проводимых БИЦ; ж) пользоваться услугами, предоставляемыми БИЦ, согласно уставу ОУ и Положению об услугах, утвержденному руководителем ОУ. 5.2. Пользователи БИЦ обязаны: а) соблюдать правила пользования БИЦ; б) Пользователи, нарушившие Правила пользования БИЦ и причинившие ущерб, компенсируют его в размере, установленном Правилами, а так же несут иную ответственность в случаях, предусмотренных Правилами пользования БИЦ и действующим законодательством. 4