Русский язык 4 класс

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС
НОО), Федеральной образовательной программы начального общего
образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по
учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного
общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего
образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют
результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
2

народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке
как одной из главных духовно­нравственных ценностей народа; понимание
роли языка как основного средства общения; осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли
русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной
устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
3

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной значимости
работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи
обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм
русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов
в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы
познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент,
мини­исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по
заданным параметрам. Звуко­буквенный разбор слова (по отработанному
алгоритму).
Орфоэпия[4]
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы
произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном
перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при
определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в
речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье
во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных
на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3­го склонения (повторение
изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).

5

Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от
формы имени существительного (повторение). Склонение имён
прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения
1­го и 3­го лица единственного и множественного числа; склонение личных
местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем
времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II
спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в
речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их
сходства и различий; виды предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений
по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь
между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых
вопросов); распространённые и нераспространённые предложения
(повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с
одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без
называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки; различные способы решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:
6

безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье
во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных
на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица
единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах:
ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная
открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или
основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста;
выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в
тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода
«Обучение грамоте» из Федеральной рабочей программы «Русский язык»,
которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание
прописывается в рабочей программе предмета «Литературное чтение».
[2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на
этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте»
изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел
отдельные часы не предусмотрены
7

Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах
курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[4]

8

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение
ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том
числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно­этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт
работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для выражения
своего состояния и чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
9

эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при
обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
 познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные

10

действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое
значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых
единиц
(звуков,
частей
речи,
предложений,
текстов);
классифицировать языковые единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
 устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного
языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
11

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
 готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
мини­исследования, проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
12

У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.

13

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:




















осознавать многообразие языков и культур на территории Российской
Федерации,
осознавать
язык
как
одну
из
главных
духовно­нравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель
общей культуры человека;
проводить звуко­буквенный разбор слов (в соответствии с
предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к
предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения,
определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми
морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова
с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в
объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических
признаков;
определять грамматические признаки имён существительных:
склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени
существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в
единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени
прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять
грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в
настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в
единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем
времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как
части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в
начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3­го лица в
14

















единственном числе); использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять
предложения с однородными членами; использовать предложения с
однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
составлять простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
применять изученные правила правописания, в том числе:
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); безударные падежные
окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье во множественном
числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин,
-ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий
знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица
единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в
глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом
изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки
на изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит
общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации
общения;
15
















строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную
интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений)
для конкретной ситуации письменного общения (письма,
поздравительные открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно
озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным
темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе
прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и
обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять
ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе
из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в
федеральный перечень.

16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

1

Общие сведения о языке

1

2

Фонетика и графика

2

3

Лексика

5

4

Состав слова

5

5

Морфология

43

6

Синтаксис

16

7

Орфография и пунктуация

50

8

Развитие речи

30

Резервное время

18

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

170

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

6

17

0

ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК
«РУССКИЙ ЯЗЫК. 1-4 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П. КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ)
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Русский язык как язык
межнационального общения.
Наша речь и наш язык

1

2

Текст: тема и основная мысль.
Текст и его план

1

3

Текст: заголовок

1

4

Текст. План текста

1

5

Текст. Структура текста.
Составление текста (сказки) по
его началу

1

6

Вспоминаем типы текстов

1

7

Различаем тексты-повествования,
тексты-описания и текстырассуждения

1

8

Текст. Образные языковые
средства

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434f36

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843565c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843565c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84452d2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84452d2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843585a,
https://m.edsoo.ru/f843617e,
https://m.edsoo.ru/f8437a56

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443586
18

9

Подбираем заголовки,
отражающие тему или основную
мысль текста

1

10

Пишем собственный текст по
предложенному заголовку

1

11

Виды предложений по цели
высказывания:
повествовательные,
вопросительные и побудительные

1

12

Виды предложений по
эмоциональной окраске:
восклицательные и
невосклицательные

1

13

Входная контрольная работа

1

14

Распространенные и
нераспространенные
предложения

1

15

Словосочетание

1

16

Связь слов в словосочетании

1

17

Связь между словами в
предложении (при помощи
смысловых вопросов)

1

18

Связь слов в словосочетании:
обобщение

1

19

Предложение и словосочетание:
сходство и различие. Тренинг

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443a04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435af8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435af8
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435c42

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84359a4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251244

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2513de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84359a4
19

20

Учимся пересказывать:
подробный письменный пересказ
текста. Изложение

1

21

Повторение: слово, сочетание
слов (словосочетание) и
предложение. Тренинг

1

22

Предложения с однородными
членами: без союзов, с союзами
а, но, с одиночным союзом и

1

23

Интонация перечисления в
предложениях с однородными
членами

1

24

Знаки препинания в
предложениях с однородными
членами, соединёнными союзами

1

25

Знаки препинания в
предложениях с однородными
членами, соединёнными союзом
и

1

26

Знаки препинания в
предложениях с однородными
членами, соединёнными союзами
и, а, но

1

27

Знаки препинания в
предложениях с однородными
членами без союзов

1

28

Знаки препинания в
предложениях с однородными

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441466

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251244

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438e60

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438e60

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439018

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8427ef8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842809c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439018
20

членами, соединёнными союзами
и, а, но, и без союзов

29

Резервный урок по разделу
развитие речи: работаем с
текстами. Написание текста по
репродукции картины И.
Левитана "Золотая осень"

1

30

Запятая между однородными
членами. Тренинг

1

31

Запятая между однородными
членами, соединенными союзом.
Тренинг

1

32

Простое и сложное предложение.
Как отличить сложное
предложение от простого
предложения?

1

33

Союз как часть речи

1

34

Сложные предложения

1

35

Сложные предложения с союзами
и, а, но

1

36

Союзы «и», «а», «но» в простых и
сложных предложениях

1

37

Наблюдаем за знаками
препинания в сложном
предложении, состоящем из двух
простых

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8445822

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84391a8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84391a8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844436e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84445f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84444d6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84448dc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8444ada

21

38

Пробуем ставить знаки
препинания в сложном
предложении, состоящем из двух
простых

1

39

Сложные предложения без
союзов. Тренинг

1

40

Предложения с прямой речью
после слов автора

1

41

Наблюдение за знаками
препинания в предложении с
прямой речью после слов автора

1

42

Резервный урок по разделу
синтаксис: синтаксический
анализ предложения

1

43

Резервный урок по разделу
синтаксис: повторяем всё, что
узнали о синтаксисе

1

44

Повторяем лексику: наблюдаем
за использованием в речи
устаревших слов. О
происхождении слов.
Заимствованные слова

1

45

Повторяем лексику: наблюдаем
за использованием в речи
синонимов, антонимов,
омонимов. Слово и его значение.
Многозначные слова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8444bfc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8444f3a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84453f4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84456e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84391a8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843876c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436656

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436818

22

46

Сочинение как вид письменной
работы. Написание сочинения по
своим наблюдениям

1

47

Наблюдаем за использованием в
речи фразеологизмов

1

48

Учимся понимать фразеологизмы

1

49

Учимся использовать
фразеологизмы

1

50

Повторяем состав слова

1

51

Основа слова

1

52

Неизменяемые слова: состав
слова. Выделение в словах
окончания, корня, приставки,
суффикса

1

53

Отрабатываем разбор слова по
составу

1

54

Правописание суффиксов имён
существительных. Правописание
приставок и суффиксов

1

55

Правила правописания,
изученные в 1-3 классах.
Правописание безударных
гласных в корне слова.
Правописание парных по
глухости-звонкости согласных
звуков в корне слова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84274ee

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436b10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436caa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436ffc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8445a70

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84378da

23

56

Повторение правил
правописания, изученных в 1—3
классах. Правописание
непроизносимых согласных.
Правописание слов с удвоенными
согласными. Правописание слов с
буквами Ъ и Ь

1

57

Обобщение: самостоятельные и
служебные части речи

1

58

Наречие: значение, вопросы,
употребление в речи

1

59

Как образуются наречия. Виды
наречий (наблюдение)

1

60

Наречие: обобщение знаний

1

61

Значение наиболее
употребляемых суффиксов
изученных частей речи. Состав
неизменяемых слов

1

62

Резервный урок по разделу
морфология: отработка темы
"Имя существительное": Как
определить падеж имени
существительного? Признаки
падежных форм имен
существительных

1

63

Несклоняемые имена
существительные

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84383ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844304a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443180

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443298

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439a86

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439ff4
24

64

Имена существительные 1, 2, 3­го склонения

1

65

Падежные окончания имен
существительных 1-го склонения

1

66

Полугодовая контрольная работа

1

67

Падежные окончания имен
существительных 2-го склонения

1

68

Падежные окончания имен
существительных 3-го склонения

1

69

Особенности падежных
окончаний имён
существительных в дательном и
предложном падеже

1

70

Особенности падежных
окончаний имён
существительных в родительном
и винительном падеже

1

71

Правописание падежных
окончаний имён
существительных 1 склонения

1

72

Правописание падежных
окончаний имён
существительных 2 склонения

1

73

Правописание падежных
окончаний имён
существительных 3 склонения

1

74

Правописание падежных
окончаний имён

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439e64

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84371d2

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437344

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84374ac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a800

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84371d2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437344

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84374ac

25

существительных в родительном
и винительном падеже

75

Правописание падежных
окончаний имён
существительных в дательном и
предложном падеже

1

76

Правописание падежных
окончаний имён
существительных в творительном
падеже

1

77

Правописание безударных
падежных окончаний имен
существительных во
множественном числе

1

78

Падежные окончания имён
существительных
множественного числа в
дательном, творительном,
предложном падежах

1

79

Безударные падежные окончания
имён существительных:
систематизация

1

80

Безударные падежные окончания
имён существительных:
обобщение

1

81

Морфологический разбор имени
существительного

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a2c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a67a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a95e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437768

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437c72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843ac10

26

82

Учимся пересказывать:
выборочный устный пересказ
текста

1

83

Резервный урок по разделу
орфография: Правописание
безударных падежных окончаний
имён существительных в
единственном числе

1

84

Правописание безударных
падежных окончаний имен
существительных во
множественном числе

1

85

Пишем подробный пересказ
текста. Изложение

1

86

Имя прилагательное. Значение и
употребление имён
прилагательных

1

87

Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени
существительного. Род и число
имен прилагательных

1

88

Пишем сжатый пересказ текста

1

89

Склонение имен прилагательных

1

90

Правописание падежных
окончаний имён прилагательных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843aabc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a152

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843760a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843ad5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843ae9a,
https://m.edsoo.ru/f843afda

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843b818

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438122

27

91

Правописание падежных
окончаний имён прилагательных
в единственном числе

1

92

Редактируем предложенный
текст. Работа с
деформированными
предложениями и текстом

1

93

Особенности склонения имён
прилагательных во
множественном числе

1

94

Правописание падежных
окончаний имён прилагательных
во множественном числе

1

95

Пишем сочинение-описание на
тему. Составление
сравнительного описания на
заданную тему по данному
началу

1

96

Морфологический разбор имени
прилагательного

1

97

Безударные падежные окончания
имён прилагательных:
систематизация

1

98

Безударные падежные окончания
имён прилагательных: обобщение

1

99

Можно ли по-разному читать
один и тот же текст? Сравнение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843bac0,
https://m.edsoo.ru/f843bc28

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843966c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c984

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c7c2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843b67e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843caec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c42a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c42a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f67a

28

художественного и научного
описания
100

Резервный урок по разделу
морфология: Отработка темы
"Имя прилагательное"

1

101

Чем изучающее чтение
отличается от ознакомительного
чтения. Написание текста по
репродукции картины И. Грабаря
"Февральская лазурь"

1

102

Нормы речевого этикета

1

103

Правописание имён
прилагательных: падежные
окончания

1

104

Резервный урок по разделу
орфография: Правописание
падежных окончаний имен
прилагательных в единственном
и множественном числе.
Повторение

1

105

Местоимение. Личные
местоимения

1

106

Личные местоимения 1­го и 3­го
лица единственного и
множественного числа.
Склонение личных местоимений
1-го и 2-го лица

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438276

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843617e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843508a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cc40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cda8

29

107

Склонение личных местоимений.
Склонение личных местоимений
3-го лица

1

108

Пишем текст по предложенному
плану

1

109

Правописание личных
местоимений. Написание личных
местоимений с предлогами

1

110

Особенности диалога.
Составление текста по рисунку с
включением диалога.
Инсценировка диалога.
Составление диалога по данным
условиям

1

111

Резервный урок по разделу
морфология: тема
"Использование местоимений для
устранения неоправданного
повтора слов в тексте"

1

112

Раздельное написание личных
местоимений с предлогами.
Тренинг

1

113

Вспоминаем, как написать
письмо, поздравительную
открытку, объявление. Письмо.
Написание поздравления к
празднику 8 марта. Подбор и

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cefc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d05a,
https://m.edsoo.ru/f843d424

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d5a0

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f84351f2,
https://m.edsoo.ru/f843d6f4

30

составление объявлений для
стенной газеты
114

Глагол как часть речи

1

115

Различение глаголов,
отвечающих на вопросы «что
делать?» и «что сделать?»

1

116

Неопределенная форма глагола

1

117

Пишем сочинение-отзыв по
репродукции картины

1

118

Настоящее время глагола

1

119

Прошедшее время глагола

1

120

Будущее время глагола

1

121

Настоящее, прошедшее и
будущее время глагола

1

122

Ситуации устного и письменного
общения. Составление текста о
правилах уличного движения

1

123

Речь: диалогическая и
монологическая

1

124

Особенности разбора глаголов по
составу

1

125

Глагол в словосочетании

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d866

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843dce4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f210

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84419e8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441d08

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441d08

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435378,
https://m.edsoo.ru/f84354ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84422b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442dd4
31

126

Глагол в предложении

1

127

Спряжение глаголов: изменение
по лицам и числам

1

128

Глаголы 2-го лица настоящего и
будущего времени в
единственном числе

1

129

Мягкий знак после шипящих на
конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа

1

130

Отрабатываем правописание
глаголов в форме 2­го лица
единственного числа

1

131

I и II спряжение глаголов

1

132

Личные формы глагола

1

133

Личные окончания глаголов I и II
спряжения

1

134

Способы определения I и II
спряжения глаголов

1

135

Отработка способов определения
I и II спряжения глаголов

1

136

Пишем сочинение-повествование
на тему. Составление рассказа
(сказки) по содержанию
пословицы, фрвзеологизма

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844168c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f7c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f90e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843fa44

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84402f0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8440408

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844052a

32

137

Отрабатываем правило
определения спряжения глаголов
с безударными личными
окончаниями

1

138

Отрабатываем правописание
безударных личных окончаний
глаголов-исключений

1

139

Правописание безударных
личных окончаний глаголов

1

140

Отрабатываем правописание
безударных личных окончаний
глаголов

1

141

Безударные личные окончания
глаголов: трудные случаи

1

142

Отрабатываем трудные случаи
написания безударных личных
окончаний глаголов

1

143

Промежуточная аттестация

1

144

Правописание глаголов на -ться и
–тся

1

145

Отрабатываем правописание
глаголов на -ться и –тся

1

146

Частица НЕ, её значение
(повторение)

1

147

Пишем сочинение-рассуждение
на тему. Составление текстарассуждения по таблице, правилу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84410a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8440732

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844087c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8440a2a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84412f4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843fb98

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843fcd8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84400ac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843db72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843bd72
33

148

Безударные личные окончания
глаголов: систематизация

1

149

Безударные личные окончания
глаголов: обобщение

1

150

Правописание глаголов в
прошедшем времени

1

151

Отрабатываем правописание
суффиксов и окончаний глаголов
в прошедшем времени

1

152

Морфологический разбор глагола

1

153

Обобщение знаний о глаголе

1

154

Глагол: систематизация знаний

1

155

Резервный урок по разделу
морфология: Глагол. Отработка
материала

1

156

Резервный урок по разделу
морфология: Отработка темы
"Глагол"

1

157

Резервный урок по разделу
морфология: Проверь себя

1

158

Резервный урок по разделу
морфология: Проверочная работа

1

159

Пишем подробный пересказ
текста. Изложение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844179a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442078

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442cb2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25110e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844219a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442b90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844157e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436e12

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439306

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84418c6
34

160

Изученные правила
правописания глаголов:
систематизация

1

161

Отрабатываем изученные
правила правописания глаголов

1

162

Как сделать текст интереснее.
Составление текста по
репродукции карины И.
Шишкина "Рожь"

1

163

Наблюдаем за написанием
разных частей речи

1

164

Орфографический тренинг:
правописание разных частей речи

1

165

Резервный урок по разделу
орфография: проверочная работа
на тему "Безударные личные
окончания глаголов"

1

166

Учимся пересказывать:
подробный устный пересказ
текста

1

167

Резервный урок по разделу
развитие речи: проверочная
работа

1

168

Характеристика звуков русского
языка. Звуки и буквы

1

169

Звуко-буквенный разбор слова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d9e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84424ec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251c12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251956

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442a6e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84423d4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843639a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84364e4

35

170

Резервный урок по разделу
орфография: проверочная работа
по теме "Чему мы научились на
уроках правописания в 4 классе"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
1

1

170

6

36

https://m.edsoo.ru/fa251adc,
https://m.edsoo.ru/fa251d48

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский язык. Рабочие программы: Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы:
учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Канакина В.П., Горецкий М.В., Бойкина М.В. и др. – М.:
Просвещение, 2018.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/

https://uchi.ru/
Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов
для общего образования http://www.ndce.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.
37

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».