Второй иностранный язык (английский) 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного
общего образования по иностранному языку, авторской программы Афанасьевой О.В., Михеевой
И.В., Языковой Н.В «Английский язык как второй иностранный». 5-9 классы: М.: Дрофа, 2017 и с
учетом положений Федерального компонента государственного стандарта общего образования в
общеобразовательных учреждениях.
Данный курс изучения английского языка направлен на приведение содержания образования в
соответствие с возрастными особенностями учащихся, когда ребенок устремлен к реальной
практической деятельности, познанию мира. Курс ориентирован в первую очередь на
деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в
наибольшей степени реализовывать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Учебный предмет «Иностранный язык» является средством познания языка, родной культуры, а это,
в свою очередь, предопределяет цель обучения английскому языку как одному из языков
международного общения.
Особенности содержания курса обусловлены спецификой развития школьников. Личностно
ориентированный и системно-деятельностный подходы к обучению английскому языку позволяют
учитывать те изменения в развитии учащихся основной школы, которые характеризуют переход от
детства к отрочеству. Это влечет за собой возможность интегрировать в процесс обучения
английскому языку знания из различных предметных областей и формировать межпредметные
навыки и умения. При этом в предлагаемом курсе учитываются изменения в мотивации учащихся.
Поскольку школьники данной возрастной группы (особенно старшего ее этапа — 8—9 классы)
характеризуются большей самостоятельностью, в учебно-методические комплекты этой линии
включаются задания по осуществлению самостоятельного контроля и оценки своей деятельности,
самостоятельного поиска информации, выведения правил на основе анализа языковых фактов и
процессов, постановки цели и т. д.
Таким образом, особый акцент ставится на развитии личности школьника, его воспитании,
желании заниматься самообразованием, развивать универсальные учебные действия на основе
владения ключевыми компетенциями. В конечном итоге это ведет к появлению у учащихся
потребности пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и
социальной адаптации.
Согласно базисного учебного плана на изучение второго иностранного языка отводится 1 час
в неделю. Возможно некоторое увеличение количества учебных часов на изучаемый иностранный
язык в качестве второго. Это обычно делается для реализации индивидуальных потребностей
учащихся за счет введения дополнительных учебных курсов в соответствии с их интересами. Данные
курсы могут иметь социокультурную направленность, межкультурный или этнокультурный
характер. В некоторых случаях это предполагает проводимую во внеурочное время работу,
поскольку режим учебной и внеучебной деятельности также зависит от выбора образовательной
организации.
Таким образом, центром образовательного процесса становится ученик с его
индивидуальными и личностными характеристиками, ценностными ориентациями, интересами,
склонностями, мотивами. И важно направить процесс бурного физического, интеллектуального и
духовного развития учащихся данной возрастной группы на формирование иноязычной
коммуникативной компетенции, потребности учащихся пользоваться иностранным языком как
средством общения, познания, самореализации, социальной адаптации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» В ОСНОВНОЙ
ШКОЛЕ

2

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки).
Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам
текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения практических
работ.
Личностные результаты
Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность
выпускников основной школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление
продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный язык в плане
дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности
самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что иностранный язык позволяет
совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и
осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в
современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все
более насущной для каждого. Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно
сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка
требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует
развитию таких качеств, как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество
творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют определенной креативности,
инициативы, проявления индивидуальности. С другой стороны, содержательная сторона предмета
такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличностных
отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, о морали и
нравственности. При этом целью становится не только обучение языку как таковому, но и развитие у
школьников эмпатии, т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого
человека. Нигде, как на уроке иностранного языка, школьники не имеют возможности поговорить на
тему о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале
должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с
представителями других культур. При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую
позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим
проблемам, людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические ценности,
идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом.
В соответствии с Примерными программами по учебным предметам изучение иностранного
языка предполагает достижение следующих личностных результатов:
— формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию
в образовательной области «Иностранный язык»;
— осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к
совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной
компетенции в межкультурной и межэтнической
коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность,
инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской
идентичности личности;
— стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать
ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной
культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;
— готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические)
ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты
3

С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся
развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно
формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить
умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и
фиксацию. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и
письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки
прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять
главное и опустить второстепенное и т. п. Планируя свою монологическую и диалогическую речь,
школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным
жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и
сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета
«Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы
школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение,
самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации. При этом важно,
чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно,
чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности.
В соответствии с Примерной программой основного общего образования изучение
иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:
— развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
— развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими,
выполняя разные социальные роли;
— развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и
выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
— развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание
текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская
второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
— осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе
коммуникативной деятельности на иностранном языке;
— формирование проектных умений:
◾ генерировать идеи;
◾ находить не одно, а несколько вариантов решения;
◾ выбирать наиболее рациональное решение;
◾ прогнозировать последствия того или иного решения;
◾ видеть новую проблему;
◾ готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого
специально подготовленный продукт проектирования;
◾ работать с различными источниками информации;
◾ планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта;
◾ собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования;
◾ оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание
экскурсионного тура, планшета и т. п.);
◾ сделать электронную презентацию.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета
специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового
знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных ситуациях.
Ожидается, что выпускники основной школы должны продемонстрировать следующие
результаты освоения иностранного языка:
А. В коммуникативной сфере.
4

Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении
— начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения,
соблюдать нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
— расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу,
отвечать на предложения собеседника согласием, отказом, опираясь на изученную тематику и
усвоенный лексико-грамматический материал;
— рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать
краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране/странах изучаемого языка;
— делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках изученных тем), передавать
основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к
прочитанному /услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании
— воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
— воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и
видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
— воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст, краткие
несложные
аутентичные
прагматические
аудиои
видеотексты,
выделяя
значимую/нужную/необходимую информацию;
чтении
— ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
— читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять
тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать
логическую последовательность основных фактов текста);
— читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя
различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод),
а также справочные материалы; оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
— читать текст с выборочным пониманием значимой/ нужной/интересующей информации;
письме
— заполнять анкеты и формуляры;
— писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого
этикета, принятых в стране/ странах изучаемого языка.
В плане языковой компетенции выпускник основной школы должен знать/понимать:
◾ основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы
словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических
единиц английского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
◾ особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию
различных коммуникативных типов предложения;
◾ признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов и их эквивалентов,
модальных глаголов и их эквивалентов; артиклей, существительных, степеней сравнения
прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
◾ основные различия систем английского и русского языков.
Кроме того, школьники должны
◾ применять правила написания слов, изученных в основной школе;
◾ адекватно произносить и различать на слух звуки английского языка, соблюдать правила ударения
в словах и фразах;
◾ соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных
типов, правильно членить предложение на смысловые группы.
В отношении социокультурной компетенции от выпускников требуется:
5

◾ знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и
странах изучаемого языка, применение этих знаний в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;
◾ умение распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные нормы речевого
этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятые в странах
изучаемого языка в различных ситуациях формального и неформального общения;
◾ знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых
распространенных образцов фольклора (пословицы, поговорки, скороговорки, сказки, стихи);
◾ знакомство с образцами художественной, публицистической и научно популярной литературы;
◾ наличие представления об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка
(всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую
культуру);
◾ наличие представления о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого
языка;
◾ понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
В результате формирования компенсаторной компетенции выпускники основной школы
должны научиться выходить из затруднительного положения в условиях дефицита языковых средств
в процессе приема и передачи информации за счет умения:
◾ пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (интернациональные слова,
словообразовательный анализ, вычленение ключевых слов текста);
◾ прогнозировать основное содержание текста по заголовку или выборочному чтению отдельных
абзацев текста;
◾ использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, картинки, фотографии,
шрифтовые выделения, комментарии, подстрочные ссылки);
◾ игнорировать незнакомую лексику, реалии, грамматические явления, не влияющие на понимание
основного содержания текста;
◾ задавать вопрос, переспрашивать с целью уточнения отдельных неизвестных языковых явлений в
тексте;
◾ использовать перифраз, синонимические средства, словарные замены, жесты, мимику.
Б. В познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция) происходит дальнейшее
совершенствование и развитие универсальных учебных действий (УУД) и специальных учебных
умений (СУУ).
Универсальные учебные действия (общеучебные умения):
регулятивные:
◾ определять цель учебной деятельности возможно с помощью учителя и самостоятельно искать
средства ее осуществления;
◾ обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта
в ходе «мозгового штурма» под руководством учителя;
◾ составлять план выполнения задачи, проекта в группе под руководством учителя;
◾ оценивать ход и результаты выполнения задачи, проекта;
◾ критически анализировать успехи и недостатки проделанной работы.
познавательные:
◾ самостоятельно находить и отбирать для решения учебной задачи необходимые словари,
энциклопедии, справочники, информацию из Интернета;
◾ выполнять универсальные логические действия:
— анализ (выделение признаков),
— синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
— выбирать основания для сравнения, классификации объектов,
— устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
6

— выстраивать логическую цепь рассуждений,
— относить объекты к известным понятиям;
◾ преобразовывать информацию из одной формы в другую:
— обобщать информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта,
— составлять простой план текста (в виде ключевых слов, вопросов);
коммуникативные:
◾ четко и ясно выражать свои мысли;
◾ отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;
◾ учиться критично относиться к собственному мнению;
◾ слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою;
◾ организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с
другом);
Специальные учебные умения:
◾ сравнивать явления русского и английского языков на уровне отдельных грамматических явлений,
слов, словосочетаний и предложений;
◾ владеть различными стратегиями чтения и аудирования в зависимости от поставленной речевой
задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
◾ориентироваться в иноязычном печатном и аудиотексте, кратко фиксировать содержание
сообщений, составлять субъективные опоры для устного высказывания в виде ключевых слов,
объединенных потенциальным контекстом, зачина, концовки, отдельных предложений;
◾ вычленять в тексте реалии, слова с культурным компонентом значения, анализировать их
семантическую структуру, выделять культурный фон, сопоставлять его с культурным фоном
аналогичного явления в родной культуре, выявлять сходства и различия и уметь объяснять эти
различия иноязычному речевому партнеру или человеку, не владеющему иностранным языком;
◾ догадываться о значении слов на основе языковой и контекстуальной догадки,
словообразовательных моделей;
◾ использовать выборочный перевод для уточнения понимания текста;
◾ узнавать грамматические явления в тексте на основе дифференцирующих признаков;
◾ действовать по образцу или аналогии при выполнении отдельных заданий и порождении речевого
высказывания на изучаемом языке;
◾ пользоваться справочным материалом: грамматическими и лингвострановедческими
справочниками, схемами и таблицами, двуязычными словарями, мультимедийными средствами;
◾ пользоваться поисковыми системами www. yahoo. com.www. ask.com, www.wikipedia.ru и др.;
находить нужную информацию, обобщать и делать выписки для дальнейшего использования в
процессе общения на уроке, при написании эссе, сочинений, при подготовке проектов;
◾ овладевать необходимыми для дальнейшего самостоятельного изучения английского языка
способами и приемами.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
◾ представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
◾ достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями
иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных
пределах;
◾ представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного
и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной
адаптации;
◾ приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном
языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах,
туристических поездках, молодежных форумах.
7

Г. В эстетической сфере:
◾ владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
◾ стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и
средствами иностранного языка;
◾ развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи,
музыке, литературе.
Д. В трудовой и физической сферах:
◾ умение рационально планировать свой учебный труд;
◾ умение работать в соответствии с намеченным планом;
◾ стремление вести здоровый образ жизни.
Речевая компетенция. Виды речевой деятельности
Говорение
Диалогическая речь
Участие в диалоге этикетного характера — уметь приветствовать и отвечать на приветствие,
познакомиться, представиться, вежливо попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление,
извиниться.
Диалог-расспрос (односторонний, двусторонний) — уметь задавать вопросы, начинающиеся с
вопросительных слов кто?что? где? когда? куда?
Диалог — побуждение к действию — уметь обратиться с просьбой, вежливо переспросить, выразить
согласие/отказ, пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться, принять/не
принять в нем участие. Объем диалога —
3 реплики с каждой стороны. Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране
изучаемого языка.
Монологическая речь
Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, семье;
называние предметов, их описание; описание картинки, сообщение о местонахождении; описание
персонажа и изложение основного содержания прочитанного с опорой на текст. Объем
высказывания — 5—6 фраз.
Аудирование
Восприятие и понимание речи учителя, одноклассников и других собеседников; восприятие и
понимание аудиозаписей ритуализированных диалогов (4—6 реплик), небольших по объему
монологических высказываний, детских песен, рифмовок, стишков; понимание основного
содержания небольших детских сказок объемом звучания до 1 минуты с опорой на картинки и с
использованием языковой догадки.
Чтение
Чтение вслух
Чтение вслух с соблюдением правильного ударения в словах, фразах и понимание небольших
текстов, построенных на изученном языковом материале, смысловое ударение в предложениях и
небольших текстах, интонация различных типов предложений (утверждение, различные виды
вопросов, побуждение, восклицание), выразительное и фонетически правильное чтение текстов
монологического характера и диалогов.
Чтение про себя
Чтение про себя и понимание текстов, построенных на изученном языковом материале, а также
несложных текстов, содержащих 1—2 незнакомых слова, о значении которых можно догадаться по
контексту или на основе языковой догадки (ознакомительное чтение), нахождение в тексте
необходимой информации (просмотровое чтение). Объем текстов — 100—200 слов без учета
артиклей.
8

Письменная речь
Овладение графическими и орфографическими навыками написания букв, буквосочетаний, слов,
предложений. Списывание слов, предложений, небольших текстов с образца. Выполнение лексикограмматических упражнений. Различные виды диктантов. Написание с опорой на образец
поздравления, короткого личного письма объемом 15—25 слов, включая адрес, с учетом
особенностей оформления адреса в англоязычных странах. Написание вопросов к тексту.
Письменные ответы на вопросы к тексту. Заполнение простейших анкет.
Языковые знания и навыки оперирования ими
Графика и орфография
Все буквы английского алфавита и порядок их следования в алфавите, основные буквосочетания;
звуко-буквенные соответствия, транскрипция. Основные правила чтения и орфографии. Знание
основных орфограмм слов английского языка. Написание слов активного вокабуляра по памяти.
Фонетическая сторона речи
Адекватное с точки зрения принципа аппроксимации произношение и различение на слух всех
звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения (долгота и краткость
гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога и слова, отсутствие смягчения
согласных перед гласными). Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах
(артиклях, союзах, предлогах), членение предложений на синтагмы (смысловые группы). Ритмикоинтонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительных (общий и
специальный вопросы) предложений.
Лексическая сторона речи
Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах предметного содержания речи
в 5—6 классах, в объеме 400 лексических единиц для рецептивного и продуктивного усвоения,
простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы
речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран.
Овладение следующими словообразовательными средствами:
— аффиксация (суффикс -er для образования существительных; суффикс -y для образования
прилагательных);
— словосложение (образование сложных слов при помощи соположения основ (bedroom), одна из
которых может быть осложнена деривационным элементом (sitting room);
— полисемантичные единицы (face — 1) лицо; 2) циферблат), элементы синонимии (much, many, a
lot of), антонимии (come — go);
— предлоги места, времени, а также предлоги of, to, with для выражения падежных отношений.
Грамматическая сторона речи
Морфология
Имя существительное:
◾ регулярные способы образования множественного числа;
◾ некоторые особые случаи образования множественного числа (mouse — mice);
◾ притяжательный падеж существительных;
◾ определенный, неопределенный, нулевой артикли.
Местоимение:
◾ личные местоимения в именительном и объектном падежах (I — me, he — him, etc.);
◾ притяжательные местоимения (my, his, her, etc.);
◾ указательные местоимения (this — these; that — those);
◾ неопределенные местоимения (some, any, no, every) и их производные (somebody, something, etc.).
Имя прилагательное:
◾ положительная степень сравнения.
9

Имя числительное:
◾ количественные числительные.
Наречие:
◾ наречия неопределенного времени, их место в предложении.
Глагол:
◾ временные формы present simple, present progressive (в повествовательных, отрицательных
предложениях и вопросах различных типов);
◾ временные формы past simple (правильные глаголы и ряд неправильных глаголов в
повествовательных предложениях);
◾ модальные глаголы can, may, must;
◾ конструкция to be going to для выражения будущности;
◾ конструкция there is/there are; there was/there were;
◾ неопределенная форма глагола.
Синтаксис
1. Основные типы английского предложения:
а) простое (I have a family.);
б) составное именное (I am a pupil. I am ten. I am young.);
в) составное глагольное (I like reading. We would like to go there.).
2. Изъяснительное наклонение глагола:
а) повествовательные предложения;
б) отрицательные предложения;
в) общие, альтернативные, специальные вопросы.
3. Повелительное наклонение глагола, в том числе и в отрицательной форме.
4. Безличные предложения с формальным подлежащим it (It is spring. It was cold.).
5. Сложносочиненные предложения с союзами and, but.
6. Употребление предлогов места и направления, союзов, наречий.
Социокультурная компетенция
Основные сведения о Британии:
◾ исторически сложившиеся части страны, их народонаселение, столицы, крупные города, символы
страны, ее достопримечательности, политический строй, отдельные страницы истории;
◾ элементы детского фольклора, герои сказок и литературных произведений, некоторые популярные
песни, пословицы и поговорки;
◾ отдельные исторические личности, известные люди, члены королевской семьи;
◾ некоторые особенности быта британцев, касающиеся их жилища, еды, досуга.
В рамках лингвострановедческой составляющей социокультурной компетенции учащиеся
овладевают:
◾ этикетом общения во время приветствия и прощания, правильным употреблением слов Mr, Mrs,
Ms, Miss, Sir, основными формулами вежливости;
◾ правилами заполнения различных форм и анкет, порядком следования имен и фамилий,
правильным обозначением дат, различными способами обозначения времени суток;
◾ спецификой употребления местоимений при обозначении животных и особенностями
употребления местоимения you;
◾ правилом смягчения отрицательных характеристик в английском языке;
◾ некоторыми типичными сокращениями;
◾ расхождением в семантике и употреблении некоторых английских и русских эквивалентов: дом —
house/home, много — much, many, a lot, завтрак — breakfast/lunch, обед — lunch/ dinner, ужин —
dinner/supper/tea.
Компенсаторная компетенция
10

Уже на первом этапе обучения учащиеся могут овладеть рядом умений, позволяющих им выйти из
трудной ситуации, связанной с недостатком языковых средств в процессе устного общения и при
чтении и аудировании:
◾ умение запроса информации о значении незнакомых/забытых слов (What is the English for...?) для
решения речевой задачи говорения;
◾ умение обратиться с просьбой повторить сказанное в случае непонимания в процессе
аудирования;
◾ умение пользоваться языковой и контекстуальной догадкой для понимания значений лексических
единиц (слова, созвучные с родным языком, опора на картинку, иллюстрацию) при чтении и
аудировании;
◾ умение использовать двуязычный словарь.
Учебно-познавательная компетенция
Овладение следующими приемами учебной работы:
◾ внимательно слушать учителя и реагировать на его реплики в быстром темпе в процессе
фронтальной работы группы;
◾ работать в парах;
◾ работать в малой группе;
◾ работать с аудиозаписью в классе и дома;
◾ работать с рабочей тетрадью в классе и дома;
◾ делать рисунки, подбирать иллюстрации, делать надписи для использования в процессе общения
на уроке;
◾ принимать участие в разнообразных играх, направленных на овладение языковым и речевым
материалом;
◾ инсценировать диалог, используя элементарный реквизит и элементы костюма для создания
речевой ситуации.
В результате изучения английского языка в 5—6 классах обучающиеся осваивают:
◾ алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки английского языка;
◾ основные правила чтения и орфографии английского языка;
◾ интонацию основных типов предложений (утверждение, общий и специальный вопросы,
побуждение к действию);
◾ названия стран изучаемого языка, их столиц;
Они также знакомятся с
◾ именами наиболее известных персонажей детских литературных произведений стран изучаемого
языка;
◾ рифмованными произведениями детского фольклора.
Помимо этого обучающиеся могут:
в области аудирования
◾ понимать на слух речь учителя, одноклассников;
◾ понимать аудиозаписи ритуализированных диалогов, начитанных носителями языка (4—6
реплик);
◾ понимать основное содержание небольших по объему монологических высказываний, детских
песен, рифмовок, стихов;
◾ понимать основное содержание небольших детских сказок с опорой на картинки, языковую
догадку объемом звучания до 1 минуты;
в области говорения
◾ участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность,
приветствие, прощание);
◾ расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы кто? что? где? когда? куда? и отвечать на
вопросы собеседника;
11

◾ кратко рассказывать о себе, своей семье, своем друге;
◾ составлять небольшие описания предмета, картинки по образцу;
◾ изложить основное содержание прочитанного или прослушанного текста;
в области чтения
◾ читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила
произношения и соответствующую интонацию;
◾ читать про себя и понимать основное содержание небольших текстов (150—200 слов без учета
артиклей);
◾ читать про себя, понимать несложные тексты, содержащие 1—2 незнакомых слова, о значении
которых можно догадаться по контексту или на основе языковой догадки;
◾ читать про себя, понимать тексты, содержащие 3—4 незнакомых слова, пользуясь в случае
необходимости двуязычным словарем;
в области письма и письменной речи
◾ списывать текст на английском языке, выписывать из него или вставлять в него слова в
соответствии с решаемой учебной задачей;
◾ выполнять письменные упражнения;
◾ писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом);
◾ писать короткое личное письмо (15—25 слов).
Обучающиеся также должны быть в состоянии использовать приобретенные знания и
коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
◾ устного общения с носителями английского языка в доступных для учащихся 5—6 классов
пределах; развития дружеских отношений с представителями англоязычных стран;
◾ преодоления психологических барьеров в использовании английского языка как средства
межкультурного общения;
◾ ознакомления с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной
литературы на английском языке;
◾ более глубокого осмысления родного языка в результате его сопоставления с изучаемым языком.

В учебно-методический комплект входят:
Учебник: О.В.Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык как 2-й иностранный. 5-9 класс.

12

Тематическое планирование
9 класс (34 часа)
Раздел, учебная
тема
Unit 1.
Элементы
учебной
ситуации
«Знакомство»
4 часа

Освоение предметных
знаний
Значение и роль
английского языка в
современном мире.
Народонаселение
Великобритании.
Приветствие,
знакомство, прощание

Unit 2.
Элементы
учебной
ситуации «Мир
вокруг нас»
4 часа

Что мы видим вокруг.
Выражение
благодарности. Введение
незнакомых людей в
круг общения. Описание
качественных
характеристик людей и
предметов

Характеристика основных видов деятельности
-Ведут этикетный диалог приветствия, знакомства, прощания в стандартной ситуации
общения;
-Расспрашивают собеседника и отвечают на его вопросы в рамках предложенной
тематики и лексико-грамматического материала;
-Читают слова, словосочетания, предложения;
-Воспринимают на слух звуки, слова и фразы;
-Соблюдают нормы произношения английского языка в чтении вслух и устной речи;
-Корректно произносят предложения с точки зрения их ритмико-интонационных
особенностей;
-Проводят дифференциацию звуков и слов.
-Ведут этикетный диалог приветствия, знакомства, прощания;
-Расспрашивают собеседника и отвечают на его вопросы в рамках предложенной
тематики и лексико-грамматического материала, в частности вопрос What is it? И ответы
на него;
-Читают слова, словосочетания, предложения;
-Изучают и употребляют в речи обращение к учителям, следуя правилам британского
этикета;
-Выражают благодарность и ведут краткие диалоги;
-Воспринимают на слух звуки, слова и фразы;
-Соблюдают нормы произношения английского языка в чтении вслух и устной речи;
Корректно произносят предложения с точки зрения их ритмико-интонационных
особенностей;
-Заполняют анкеты;
-Пишут буквы, слова, элементарные фразы;
-Дают характеристики людям, животным, предметам;
13

Unit 3.
Элементы
учебной
ситуации
«Семья»
4 часа

Описание собственных
ощущений и
характеристик. Состав
семьи. Общение с
членами семьи по
разным поводам (уходя в
школу, возвращаясь
домой и т.д). Животные
на ферме.
Характеристики людей, в
т.ч. членов семьи

Unit 4.
Элементы
учебной
ситуации
«Города и
страны»
4 часа

Место жительства и
место нахождения
человека. Города
Европы. Страны и
континенты. Выражение
преференций

-Разучивают рифмовку.
-Воспринимают на слух слова, словосочетания и фразы, а также микродиалоги и
микроситуации, дифференцируют звуки и слова;
-Соблюдают нормы произношения английского языка в чтении вслух и устной речи;
-Корректно произносят предложения с точки зрения их ритмико-интонационных
особенностей;
-Ведут этикетный диалог приветствия, знакомства, прощания, расспрашивают о
состоянии дел;
-Перефразируют предложения, используя личные местоимения (I, he, she, it);
-Задают общие, альтернативные, специальные вопросы с глаголом to be в 3-м лице
единственного числа;
-Формируют отрицания и утверждения с глаголом to be в 3-м лице единственного числа;
-Описывают людей, животных и предметы в нескольких предложениях с использованием
изобразительной наглядности;
-Рассказываю о себе в нескольких фразах, используя глагол to be в 1-м лице
единственного числа;
-Отгадывают загадки, разучивают рифмовки, поют песни;
-Выбирают правильные подписи к картинкам;
-Знакомятся с использованием неопределенного артикля и союзных слов;
-Используют в речи повелительное наклонение;
-Знакомятся и используют при чтении правило открытого и закрытого слога и другие
правила чтения.
-Воспринимают на слух слова, словосочетания и фразы, а также микродиалоги и
микроситуации, дифференцируют звуки и слова;
-Соблюдают нормы произношения английского языка в чтении вслух и устной речи;
-Корректно произносят предложения с точки зрения их ритмико-интонационных
особенностей;
-Ведут этикетный диалог приветствия, знакомства, прощания, расспрашивают о
состоянии дел;
-Расспрашивают собеседника о его месте жительства и месте нахождения, отвечают на
эти вопросы;
-Рассказывают о себе, характеризуют членов своей семьи, друзей;
14

Unit 5.
Элементы
учебной
ситуации
«Время. Часы.
Минуты»
4 часа

Обозначение и
выражение времени.
Местоположение
предметов, людей и
животных. Ведение
счета

Unit 6.

Основные цвета.

-Разыгрывают диалоги в рамках предложенной тематики;
-Изучают и употребляют в речи форму множественного числа глагола to be и личные
местоимения и существительные во множественном числе;
-Разучивают рифмовки, песни;
-Читают вслух небольшие тексты;
-Знакомятся с названиями городов, стран, континентов и использую их в речи;
-Решают языковые загадки и головоломки;
-Описывают тематические картинки;
-Знакомятся с указательными местоимениями единственного числа и используют их в
речи.
-Воспринимают на слух слова, словосочетания и фразы, а также микродиалоги и
микроситуации, дифференцируют звуки и слова;
-Соблюдают нормы произношения английского языка в чтении вслух и устной речи;
-Корректно произносят предложения с точки зрения их ритмико-интонационных
особенностей;
-Рассказывают и спрашивают о профессии и занятиях людей;
-Рассказывают о свои преференциях;
-Знакомятся с английскими числительными (1-12) и используют их в речи;
-Описываю животных, людей и их действия с опорой на образец и средства наглядности;
-Описывают тематические картинки;
-Знакомятся со средствами обозначения и выражения времени, ведут диалог-расспрос о
времени и отвечают на подобные вопросы;
-Рассказывают о действиях, производимых человеком, в рамках имеющегося
лексического и грамматического минимума;
-Знакомятся с предлогами места и употребляют их в речи;
-Знакомятся с новыми лексическими единицами по теме и употребляют их в речи;
-Учатся правильно писать новые лексические единицы;
-Знакомятся с системой личных и притяжательных местоимений, спряжением глагола to
be в настоящем времени, указательными местоимениями во множественном числе,
определенным артиклем, используют данные лексико-грамматические явления в речи;
-Разучивают рифмовки, поют песни.
-Воспринимают на слух и правильно воспроизводят новые звуки и новые лексические
15

Элементы
учебной
ситуации
«Цвет вокруг
нас.
Качественные
характеристик
и предметов»
4 часа

Приветствие в разное
время суток. Выражение
категории обладания.
Номера телефонов.
Возраст человека.
Качественные
характеристики
предметов

Unit 7.
Элементы
учебных
ситуаций
«Празднование
дня рождения»,
«Описание
внешности»,
«Дни недели»
4 часа

Семейный праздник.
Описание внешности.
Контрастирующие
характеристики людей и
предметов. Жизнь на
ферме. Выражение
категории отсутствия
обладания. Дни недели и
ежедневные занятия
людей

единицы, словосочетания и фразы;
-Соблюдают нормы произношения английского языка в чтении вслух и устной речи;
-Корректно произносят предложения с точки зрения их ритмико-интонационных
особенностей;
-Расспрашивают собеседника, запрашиваю нужную информацию и отвечают на его
вопросы;
-Описывают тематические картинки;
-Воспринимают на слух и правильно воспроизводят числительные от 13 до 20, используя
их в речи;
-Задают вопросы о цветах предметов и возрасте людей;
-Читают и полностью понимают небольшие тексты, построенные на знакомом лексикограмматическом материале;
-Правильно пишут новые лексические единицы;
-Составляют предложения из предлагаемых слов и словосочетаний;
-Разучивают рифмовки, поют песни;
-Играют в языковые игры;
-Устанавливают соответствие между заданными репликами;
-Исполняют различные роли в заданных ситуациях;
-Знакомятся с различиями в обозначении времени в России и англоговорящих странах.
-Воспринимают на слух и правильно воспроизводят новые звуки и новые лексические
единицы, словосочетания, фразы, диалоги;
-Соблюдают нормы произношения английского языка в чтении вслух и устной речи;
-Корректно произносят предложения с точки зрения их ритмико-интонационных
особенностей;
-Читают тексты с целью нахождения нужной информации;
-Описывают тематические картинки;
-Ведут диалог-расспрос;
-Правильно пишут новые лексические единицы;
-Рассказывают о том, что есть и чего нет в помещении;
-Составляют высказывания о характерных занятиях людей и их расписании;
-Находят фразы, соответствующие содержанию текста;
-Делают подписи к картинкам;
16

Unit 8.
Элементы
учебных
ситуаций
«Профессии,
занятия
людей», «Мой
день»,
«Человек и его
дом»
4 часа

Повторение
2 часа

Профессии и занятия
людей. Повседневные
занятия людей.
Домашние питомцы.
Денежные единицы
Великобритании, США и
России. Самочувствие
человека. Описание
жилища. Весна как одно
из времен года

-Знакомятся и воспроизводят сокращенные варианты слов, обозначающих дни недели.
-Воспринимают на слух и правильно воспроизводят новые звуки и новые лексические
единицы, словосочетания, фразы, диалоги;
-Соблюдают нормы произношения английского языка в чтении вслух и устной речи;
-Корректно произносят предложения с точки зрения их ритмико-интонационных
особенностей;
-Читают за диктором и разыгрывают в парах диалоги;
-Описывают тематические картинки;
-Ведут диалог-расспрос;
-Задают вопросы по картинке, соотнося их с ответами;
-Знакомятся с формой 3-го лица единственного числа (present simple) и используют их в
речи;
-Производят грамматические трансформации;
-Знакомятся с элементами деривационных процессов (суффикс –er для обозначения
названия деятеля);
-Разучивают рифмовки, поют песни;
-Заполняют анкеты;
-Знакомятся с названиями отдельных стран и их государственными флагами;
-Знакомятся и озвучивают некоторые принятые в английском языке аббревиатуры;
-Рассказывают о своих домашних питомцах;
-Систематизируют свои знания о транскрипции;
-Рассказывают о себе, используя вопросы в качестве плана.
Повторение

17

18

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Тема

урока

Количество
Уроки
Контрольные
работы
1

Значение и роль английского
языка в современном мире.
Народонаселение Великобритании.
Приветствие, знакомство,
прощание
Что мы видим вокруг.
Выражение благодарности.
Описание качественных
характеристик людей и предметов
Введение незнакомых людей
в круг общения.
Описание качественных
характеристик людей и предметов
Описание собственных
ощущений и характеристик.
Состав семьи.
Общение с членами семьи по
разным поводам (уходя в школу, возвращаясь домой и т. д.).
Животные на ферме.
Характеристики людей,
в том числе членов семьи
Место жительства и место
нахождения человека.
Города Европы.
Контрольная работа.
Выражение преференций
Обозначение и выражение
времени.
Местоположение предметов,
людей и животных.
Ведение счета
Основные цвета.
Приветствие в разное время
суток.
Номера телефонов.
Возраст человека.
Качественные характеристики
предметов
Семейный праздник.
Описание внешности.
Контрастирующие характеристики
людей и предметов.
Жизнь на ферме.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19

1

30
31
32
33
34

Выражение категории отсутствия
обладания.
Профессии и занятия людей.
Повседневные занятия людей.
Домашние питомцы.
Денежные единицы Великобритании,
США и России.
Контрольная работа №2
Всего

1
1
1
1
1
34

20

1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».