Окружающий мир 4 класс

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
●
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и
социальную
среду
обитания);
освоение
естественно-научных,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в
содержании программы по окружающему миру;
●
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
●
развитие умений и навыков применять полученные знания в
реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской
деятельностью
(наблюдения,
опыты,
трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
●
духовно-нравственное развитие и воспитание личности
гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
2

●
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
●
освоение обучающимися мирового культурного опыта по
созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
●
обогащение
духовного
опыта
обучающихся,
развитие
способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических
норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения
к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
●
становление навыков повседневного проявления культуры
общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания
и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди»,
«Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем
является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
●
раскрытие роли человека в природе и обществе;
●
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»
в 4 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.

3

Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия
в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце –
ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы
России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на
основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и
озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного
края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2–3 объекта).
4

Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи
в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных
местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного
поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и
средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других
средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(поиск
достоверной
информации,
опознавание
государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
●
устанавливать последовательность этапов возрастного развития
человека;
●
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила
безопасного поведения в среде обитания;
●
моделировать схемы природных объектов (строение почвы;
движение реки, форма поверхности);
●
соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой
природной зоне;
●
классифицировать природные объекты по принадлежности к
природной зоне;
●
определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
5

●
использовать умения работать с информацией, представленной в
разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила
безопасного
использования
электронных
образовательных
и
информационных ресурсов;
●
использовать для уточнения и расширения своих знаний об
окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и
информационно-коммуникационную
сеть
Интернет
(в
условиях
контролируемого выхода);
●
делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё
иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
●
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;
культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник,
иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
●
характеризовать человека как живой организм: раскрывать
функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы
в деятельности организма;
●
создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и
самочувствия организма вредных привычек;
●
описывать ситуации проявления нравственных качеств –
отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
●
составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе
(на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон,
пищевых цепей);
●
составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина
РФ»;
●
создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории
нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
●
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;
предвидеть трудности и возможные ошибки;
●
контролировать процесс и результат выполнения задания,
корректировать учебные действия при необходимости;
●
адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу
над ошибками;
●
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их
причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:

6

●
выполнять правила совместной деятельности при выполнении
разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого
коллектива;
●
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
●
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных
игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для
здоровья и жизни других людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
●
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
●
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной
общности;
●
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края;
●
проявление интереса к истории и многонациональной культуре
своей страны, уважения к своему и другим народам;
●
первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
●
проявление культуры общения, уважительного отношения к
людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
●
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
●
применение правил совместной деятельности, проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
7

●
понимание особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
●
использование полученных знаний в продуктивной и
преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
●
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для
себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
●
приобретение опыта эмоционального отношения к среде
обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
●
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям.
Экологического воспитания:
●
осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие
действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
●
осознание ценности познания для развития человека,
необходимости самообразования и саморазвития;
●
проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих
знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
●
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь
природной и социальной среды обитания), проявлять способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
●
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина
– следствие; изменения во времени и в пространстве);
●
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания
для сравнения, устанавливать аналогии;
●
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
●
определять существенный признак для классификации,
классифицировать предложенные объекты;
8

●
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
●
выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
●
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
●
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под
руководством учителя;
●
определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
●
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
●
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях
в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также
в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и
его результаты и др.);
●
проводить по предложенному плану опыт, несложное
исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей
между объектами (часть – целое, причина – следствие);
●
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
●
использовать различные источники для поиска информации,
выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
●
находить
в
предложенном
источнике
информацию,
представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
●
распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
●
находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
●
читать и интерпретировать графически представленную
информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
●
соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет (с помощью учителя);
●
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
●
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
9

●
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
●
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
●
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
●
использовать смысловое чтение для определения темы, главной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках
людей;
●
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
●
конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов
наблюдений
и опытной
работы,
подкреплять
их
доказательствами;
●
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
●
готовить небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
●
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
●
выстраивать последовательность выбранных действий и
операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
●
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
●
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
●
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
●
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
●
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;
●
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
●
понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
10

●
коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
●
проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
●
выполнять правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием
разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно
разрешать без участия взрослого;
●
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
●
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,
традициям своего народа и других народов, государственным символам
России;
●
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
●
показывать на физической карте изученные крупные
географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря,
омывающие территорию России);
●
показывать на исторической карте места изученных исторических
событий;
●
находить место изученных событий на «ленте времени»;
●
знать основные права и обязанности гражданина Российской
Федерации;
●
соотносить изученные исторические события и исторических
деятелей с веками и периодами истории России;
●
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее
важных событиях истории России, наиболее известных российских
исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы
России и родного края;
●
описывать на основе предложенного плана изученные объекты,
выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику
России и своего региона;
●
проводить по предложенному/самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с
объектами природы с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного
труда;
●
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой
природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;

11

●
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие
классификации;
●
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их
внешних признаков и известных характерных свойств;
●
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи,
смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины
смены природных зон);
●
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного
наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
●
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
●
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе и обществе;
●
использовать различные источники информации для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
●
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
●
осознавать возможные последствия вредных привычек для
здоровья и жизни человека;
●
соблюдать правила безопасного поведения при использовании
объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах,
кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях
культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
●
соблюдать правила безопасного поведения при езде на
велосипеде, самокате;
●
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной
сети Интернете;
●
соблюдать правила безопасного для здоровья использования
электронных образовательных и информационных ресурсов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Всего

Контр
ольны
е
работ
ы

Практи
ческие
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
12

1.1

История Отечества.
«Лента времени» и
историческая карта

17

2

1

1.2

Человек - творец
культурных
ценностей.
Всемирное
культурное наследие

6

1

0

1.3

Наша родина Российская
Федерация

10

1

1

1

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

33

Раздел 2. Человек и природа

2.1

Методы познания
окружающей
природы. Солнечная
система

5

2.2

Формы земной
поверхности.
Водоемы и их
разнообразие

9

2.3

Природные зоны
России: общее
представление,
основные природные
зоны

5

2.4

Природные и
культурные объекты
Всемирного
наследия.
Экологические
проблемы

5

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f412850

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

24

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ
жизни: профилактика
вредных привычек

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

13

3.2

Безопасность в
городе. Безопасность
в сети Интернет

4

1

Итого по разделу

5

Резервное время

6

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

7

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов
№
п/п

1

Тема урока

Как человек изучает
окружающую
природу?

Всего

Контроль
ные
работы

1

0

Практи
ческие
работы

0

Дата
изучения
(примерн
ые даты)

05.09.2023

2

Солнце – звезда

3

Планеты Солнечной
системы. Луна –
спутник Земли

1

4

Смена дня и ночи на
Земле как результат
вращения планеты
вокруг своей оси
(практические работы
с моделями и
схемами)

1

1

15.09.2023

5

Обращение Земли
вокруг Солнца как
причина смены
сезонов (практические
работы с моделями и

1

1

19.09.2023

1

Электронн
ые
цифровые
образовател
ьные
ресурсы

09.09.2023

12.09.2023

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8414d1c

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8414eca

14

схемами). Общая
характеристика
времён года

6

Историческое время.
Что такое «лента
времени»?

7

Экологические
проблемы
взаимодействия
человека и природы

8

Всемирное
культурное наследие
России

9

Природные и
культурные объекты
Всемирного наследия
в России

1

03.10.2023

10

Природные и
культурные объекты
Всемирного наследия
за рубежом

1

06.10.2023

11

Знакомство с
Международной
Красной книгой

1

10.10.2023

12

Всемирное
культурное наследие

1

13.10.2023

13

Охрана историкокультурного наследия

14

О вредных для
здоровья привычках

15

Правила цифровой
грамотности при
использовании
Интернет

1

1

1

1

1

1

0

1

22.09.2023

26.09.2023

29.09.2023

17.10.2023

20.10.2023

24.10.2023

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8418dc2

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8415118

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8415b9a

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f841580c

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8415636

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8418dc2

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8415da2

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8415f50

15

16

Планирование
маршрутов с учётом
транспортной
инфраструктуры
населённого пункта

17

Правила поведения в
общественных местах:
зонах отдыха,
учреждениях
культуры и торговых
центрах

18

Безопасное поведение
при езде на
велосипеде и
самокате. Дорожные
знаки

19

Равнины России:
ВосточноЕвропейская, ЗападноСибирская (название,
общая
характеристика,
нахождение на карте)

20

Горные системы
России: Урал, Кавказ,
Алтай (краткая
характеристика,
главные вершины,
место нахождения на
карте)

21

Водоёмы Земли, их
разнообразие.
Естественные
водоёмы: океан, море,
озеро, болото.
Примеры водоёмов в
России

22

Река как водный поток

1

1

1

1

1

1

1

0

1

27.10.2023

07.11.2023

10.11.2023

14.11.2023

17.11.2023

21.11.2023

24.11.2023

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8416306

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f84164be

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8416180

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8416996

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8416b58

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8416cfc

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8416fae

16

23

Крупнейшие реки
России: название,
нахождение на карте

24

Характеристика
природных зон
России: арктическая
пустыня. Связи в
природной зоне

25

Характеристика
природных зон
России: тундра. Связи
в природной зоне

26

Характеристика
природных зон
России: тайга. Связи в
природной зоне

27

Характеристика
природных зон
России: смешанный
лес. Связи в
природной зоне

28

Характеристика
природных зон
России: степь и
полупустыня. Связи в
природной зоне

1

15.12.2023

29

Резервное время
"Проверочная работа
по теме "Природные
зоны"

1

19.12.2023

30

Формы земной
поверхности (на
примере родного края)

1

31

Водоёмы и реки
родного края

1

26.12.2023

32

Использование рек и
водоёмов человеком
(хозяйственная
деятельность, отдых).

1

29.12.2023

1

28.11.2023

1

01.12.2023

1

05.12.2023

1

08.12.2023

1

12.12.2023

1

22.12.2023

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8417b34

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8417d1e

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8417f08

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f84181ce

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f84185ac

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8417526

17

Охрана рек и
водоёмов

33

Защита и охрана
природных богатств
(воздуха, воды,
полезных ископаемых,
флоры и фауны)

1

34

Искусственные
водоёмы:
водохранилища,
пруды (общая
характеристика)

1

0

35

Резервный урок.
Проверочная работа
по теме "Формы
земной поверхности и
водоёмы"

1

0

36

Человек - творец
культурных ценностей

1

37

Труд и быт людей в
разные исторические
времена

1

23.01.2024

38

Резервный урок.
Новое время

1

26.01.2024

39

Резервный урок.
Новейшее время:
история продолжается
сегодня

1

30.01.2024

40

Государство Русь.
Страницы
общественной и
культурной жизни

1

02.02.2024

41

Города России.
Древние города
России. Страницы
истории

1

06.02.2024

42

Государство Русь.
Человек - защитник
своего Отечества

1

09.02.2024

09.01.2024

1

12.01.2024

16.01.2024

19.01.2024
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8419c54

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f8419894

18

43

Московское
государство.
Страницы
общественной и
культурной жизни в
Московском
государстве

1

13.02.2024

44

Образование и
культура в
Московском
государстве

1

16.02.2024

45

Страницы истории
Российской империи.
Пётр I

1

20.02.2024

46

Страницы Российской
империи.
Преобразования в
культуре, науке, быту

1

27.02.2024

47

Образование в
Российской империи

1

01.03.2024

48

Развитие культуры в
Российской империи
Российская империя:
развитие культуры
XVIII века
(архитектура,
живопись, театр)

1

05.03.2024

49

«Золотой век»
русской культуры.
Великие поэты и
писатели,
композиторы и
художники XIX века

1

08.03.2024

50

Первая Отечественная
война: 1812 год.
Защита Родины от
французских
завоевателей

1

12.03.2024

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f841b284

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f841b4aa

19

51

Страницы истории
России ХХ века

1

15.03.2024

52

Великая
Отечественная война
1941-1945 гг: как все
начиналось…

1

19.03.2024

53

Великая
Отечественная война
1941-1945 гг: главные
сражения

1

22.03.2024

54

Всё для фронта – всё
для победы

1

02.04.2024

55

Взятие Берлина.
Парад Победы

1

05.04.2024

56

Резервный урок.
Проверочная работа
по теме "История
Отечества"

1

57

Мы живём в
Российской
Федерации

58

Государственное
устройство РФ (общее
представление).
Конституция РФ.
Президент РФ.
Политикоадминистративная
карта России

1

16.04.2024

59

Родной край.
Знаменитые люди
родного края

1

19.04.2024

60

Взаимоотношения
людей в обществе:
доброта и гуманизм,
справедливость и
уважение

1

1

0

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f841c56c

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f841c800

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f841c9f4

09.04.2024

12.04.2024

23.04.2024

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f841dac0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f841d188

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f841d8ea

20

61

Права и обязанности
гражданина
Российской
Федерации. Права
ребёнка

1

26.04.2024

62

Государственные
праздники России

1

63

Резервный урок.
Проверочная работа
по итогам обучения в
4 классе

1

64

Праздник в жизни
общества и человека

1

07.05.2024

65

Праздники и
памятные даты своего
региона

1

10.05.2024

66

Малая Родина
гражданина России.
Достопримечательнос
ти родного края

1

14.05.2024

67

Наша малая Родина:
главный город

1

68

Города России.
Города-герои.
Страницы истории

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

30.04.2024

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f841d336

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo
.ru/f841dc50

03.05.2024

1

17.05.2024

21.05.2024

0

8

21

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
Рабочие тетради 4 кл А.А.Плешаков

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников
системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват.
организаций / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://yandex.ru/video/
https://uchi.ru/teachers/hometasks
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://uchitelya.com

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».