География 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также
на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной
части образовательной программы основного общего образования.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения образовательных программ.
Программа по географии даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета,
устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и
темам курса, даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности
предмета для реализации требований к результатам освоения программы основного общего образования, требований к результатам
обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о
Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о
динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества,
географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения
географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического
образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе
формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием
окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний,
самостоятельного приобретения новых знаний;

3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения
знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о
способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов
Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их
использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления
сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки
(специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной
области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения,
сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
Раздел 1. Географическое положение России
Государственная территория РФ. Географическое положение и границы России. Федеративное устройство и территориальное деление
РФ.
Раздел 2. Хозяйство России
Тема 1. Общая характеристика хозяйства России
Состав хозяйства: важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая структура, функциональная и территориальная
структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Факторы
производства. Экономико-географическое положение (ЭГП) России как фактор развития её хозяйства. ВВП и ВРП как показатели уровня
развития страны и регионов. Экономические карты. Общие особенности географии хозяйства России: территории опережающего развития,
основная зона хозяйственного освоения, Арктическая зона и зона Севера. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на
период до 2025 года»: цели, задачи, приоритеты и направления пространственного развития страны. Субъекты Российской Федерации,
выделяемые в «Стратегии пространственного развития Российской Федерации» как «геостратегические территории».
3

Производственный капитал. Распределение производственного капитала по территории страны. Условия и факторы размещения
хозяйства.
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная промышленность: география основных современных и
перспективных районов добычи и переработки топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место России в мировой добыче основных
видов топливных ресурсов. Электроэнергетика. Место России в мировом производстве электроэнергии. Основные типы электростанций
(атомные, тепловые, гидроэлектростанции, электростанции, использующие возобновляемые источники энергии (ВИЭ), их особенности и
доля в производстве электроэнергии. Размещение крупнейших электростанций. Каскады ГЭС. Энергосистемы. Влияние ТЭК на
окружающую среду. Основные положения «Энергетической стратегии России на период до 2035 года».
Практические работы
1.ТЭК России
Тема 3. Металлургический комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве чёрных и цветных металлов. Особенности технологии
производства чёрных и цветных металлов. Факторы размещения предприятий разных отраслей металлургического комплекса. География
металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургические базы России. Влияние
металлургии на окружающую среду. Основные положения «Стратегии развития чёрной и цветной металлургии России до 2030 года».
Тема 4. Машиностроительный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве машиностроительной продукции. Факторы размещения
машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Роль машиностроения в реализации целей
политики импортозамещения. Машиностроение и охрана окружающей среды, значение отрасли для создания экологически эффективного
оборудования. Перспективы развития машиностроения России. Основные положения документов, определяющих стратегию развития
отраслей машиностроительного комплекса.
Практическая работа
1. Машиностроение России
Тема 5. Химико-лесной комплекс
Химическая промышленность
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Место России в мировом производстве химической
продукции. География важнейших подотраслей: основные районы и центры. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Основные положения «Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года».
Лесопромышленный комплекс

4

Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве продукции лесного комплекса. Лесозаготовительная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей:
основные районы и лесоперерабатывающие комплексы.
Лесное хозяйство и окружающая среда. Проблемы и перспективы развития. Основные положения «Стратегии развития лесного
комплекса Российской Федерации до 2030 года».
Тема 6. Агропромышленный комплекс (далее - АПК)
Состав, место и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей
хозяйства. Земельные, почвенные и агроклиматические ресурсы. Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура. Растениеводство и
животноводство: география основных отраслей. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей:
основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в
хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и
охрана окружающей среды. «Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период
до 2030 года». Особенности АПК своего края.
Тема 7. Инфраструктурный комплекс
Состав: транспорт, информационная инфраструктура; сфера обслуживания, рекреационное хозяйство — место и значение в хозяйстве.
Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. Морской, внутренний водный, железнодорожный, автомобильный,
воздушный и трубопроводный транспорт. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи,
крупнейшие транспортные узлы.
Транспорт и охрана окружающей среды.
Информационная инфраструктура. Рекреационное хозяйство. Особенности сферы обслуживания своего края.
Проблемы и перспективы развития комплекса. «Стратегия развития транспорта России на период до 2030 года, Федеральный проект
«Информационная инфраструктура».
Раздел 3. Регионы России
Тема 1. Западный макрорегион (Европейская часть) России
Географические особенности географических районов: Европейский Север России, Северо-Запад России, Центральная Россия,
Поволжье, Юг Европейской части России, Урал. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала, население и
хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов Российской Федерации
Западного макрорегиона по уровню социально-экономического развития; их внутренние различия.
Практические работы

5

1. Экономика Центральной России
2. Экономика Европейского Севера
Тема 2. Восточный макрорегион (Азиатская часть) России
Географические особенности географических районов: Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение. Особенности природноресурсного потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития.
Классификация субъектов Российской Федерации Восточного макрорегиона по уровню социально-экономического развития; их внутренние
различия.
Раздел 4. Россия в современном мире
Россия в системе международного географического разделения труда. Россия в составе международных экономических и
политических организаций. Взаимосвязи России с другими странами мира. Россия и страны СНГ. ЕврАзЭС.
Значение для мировой цивилизации географического пространства России как комплекса природных, культурных и экономических
ценностей. Объекты Всемирного природного и культурного наследия России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному
наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности
(«экологический патруль», волонтёрство).

6

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учёто м
осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с
опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для
окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных
традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран
мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об
основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении
познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических
науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков
безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность
навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и
пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и
окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических
знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических

7

проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
 Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
 устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной
географической задачи;
 выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать
наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
 Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;
 проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению
особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими
объектами, процессами и явлениями;
 оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео­графического исследования;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать
достоверность полученных результатов и выводов;

8



прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей
среды.
Работа с информацией
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников
географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической
информации;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
 оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
 систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
 формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных
текстах;
 в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
 принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть
работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
 сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
9

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
 самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
 владеть способами самоконтроля и рефлексии;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9 КЛАСС
 Выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства России;
 представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию,
необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
 находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую, функциональную и территориальную структуру
хозяйства России, для решения практико-ориентированных задач;
 выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной; определять
информацию, недостающую для решения той или иной задачи;
 применять понятия «экономико-географическое положение», «состав хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная
структура», «условия и факторы размещения производства», «отрасль хозяйства», «межотраслевой комплекс», «сектор
экономики», «территория опережающего развития», «себестоимость и рентабельность производства», «природно-ресурсный
потенциал», «инфраструктурный комплекс», «рекреационное хозяйство», «инфраструктура», «сфера обслуживания»,

10


















«агропромышленный комплекс», «химико-лесной комплекс», «машиностроительный комплекс», «металлургический комплекс»,
«ВИЭ», «ТЭК», для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние географического положения России на особенности отраслевой
и территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы; проблемы и перспективы развития
отраслей хозяйства и регионов России;
различать территории опережающего развития (ТОР), Арктическую зону и зону Севера России;
классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню социально-экономического развития на основе имеющихся знаний
и анализа информации из дополнительных источников;
находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных
учебных и практико-ориентированных задач: сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую
среду; условия отдельных регионов страны для развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
различать изученные географические объекты, процессы и явления: хозяйство России (состав, отраслевая, функциональная и
территориальная структура, факторы и условия размещения производства, современные формы размещения производства);
различать валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный продукт (ВРП) и индекс человеческого развития (ИЧР) как
показатели уровня развития страны и её регионов;
различать природно-ресурсный, человеческий и производственный капитал;
различать виды транспорта и основные показатели их работы: грузооборот и пассажирооборот;
показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения отраслей промышленности, транспортные магистрали и центры,
районы развития отраслей сельского хозяйства;
использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ориентированных
задач: объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения отдельных
предприятий; оценивать условия отдельных территорий для размещения предприятий и различных производств;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий; об особенностях взаимодействия
природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни:
оценивать реализуемые проекты по созданию новых производств с учётом экологической безопасности;
критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их природные, социальные, политические,
технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения домохозяйства,
предприятия и национальной экономики;

11








оценивать влияние географического положения отдельных регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную
деятельность населения;
объяснять географические различия населения и хозяйства территорий крупных регионов страны;
сравнивать географическое положение, географические особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства
регионов России;
формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона,
страны в целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире;
приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и описывать их местоположение на географической карте;
характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Географическое положение России
1.1

Географическое положение России

4

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f41b112

Раздел 2. Хозяйство России
1.1

Общая характеристика хозяйства России

2

1.2

Топливно-энергетический комплекс
(ТЭК)

4

1.3

Металлургический комплекс

2

1.4

Машиностроительный комплекс

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

12

1.5

Химико-лесной комплекс

2

1.6

Агропромышленный комплекс (АПК)

3

1.7

Инфраструктурный комплекс

4

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

19

Раздел 3. Регионы России
2.1

Западный макрорегион (Европейская
часть) России

29

1

2.2

Восточный макрорегион (Азиатская
часть) России

10

1

Итого по разделу

39

Россия в современном мире

5

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b112

4

4

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1

Тема урока
Всего
Государственная территория России

1

Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886647f8

13

2
3
4
5
6

Географическое положение и
границы России
Федеративное устройство и
территориальное деление РФ
Повторение и обобщение по разделу:
"Географическое положение России"
Развитие хозяйства
Особенности экономики России

1
1

1

7

1

8

Нефтяная промышленность

1

9

Газовая промышленность

1

11
12
13

14
15

Электроэнергетика. Практическая
работа № 1 "ТЭК России"
Металлургический комплекс. Черная
металлургия
Цветная металлургия
Машиностроительный комплекс. Роль
машиностроения в реализации целей
политики импортозамещения.
Машиностроение. Практическая
работа № 2 «Машиностроение
России»
Химическая промышленность.
Состав, место и значение в хозяйстве.

1

1

ТЭК. Место России в мировой добыче
основных видов топливных ресурсов.
Угольная промышленность

10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866497e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88664d20
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866505e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886647f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886647f8

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886651bc

1

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88665bbc

1

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886652f2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866541e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88665586
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88665892
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88665a5e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88665d2e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886660b2

14

16

17

18
19

20

Место России в мировом
производстве химической продукции
Лесопромышленный комплекс.
Состав, место и значение в хозяйстве.
Место России в мировом
производстве продукции лесного
комплекса
Агропромышленный комплекс.
Состав, место и значение в экономике
страны. Сельское хозяйство.
Растениеводство
Сельское хозяйство. Животноводство
Пищевая промышленность. Лёгкая
промышленность. Учимся с
«Полярной звездой»
Инфраструктурный комплекс.
Транспорт. Состав, место и значение
в хозяйстве. Крупнейшие
транспортные узлы. "Стратегия
развития транспорта России на
период до 2030 года"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88666684

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88666a80

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88666bc0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88666f12

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886672e6

21

Транспортная инфраструктура

1

22

Социальная инфраструктура

1

23
24

Информационная инфраструктура.
Основные линии связи. Проблемы и
перспективы развития комплекса.
Обобщение и повторение по разделу
«Хозяйство России»

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866748a
https://m.edsoo.ru/88667c28
]]
https://m.edsoo.ru/88667c28
]]

1
1

1

15

25
26

27

28
29
30
31
32
33
34

35
36

37

Центральная Россия. Географическое
положение. Особенности природноресурсного потенциала
Центральная Россия. Особенности
населения
Центральная Россия. Особенности
хозяйства. Социально-экономические
и экологические проблемы и
перспективы развития
Практическая работа № 3 «Экономика
Центральной России»
Учимся с "Полярной звездой"
Москва — столица России.
Повторение и обобщение по теме:
"Центральная Россия"
Северо-Запад России. Географическое
положение. Особенности природноресурсного потенциала
Северо-Запад: «окно в Европу»
Северо-Запад России. Особенности
хозяйства. Социально-экономические
и экологические проблемы и
перспективы развития
Санкт-Петербург – культурная
столица России
Повторение и обобщение по теме:
"Европейский Северо-Запад"
Европейский Север России.
Географическое положение.
Особенности природно-ресурсного
потенциала

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886687e0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88668a7e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88668c4a

1

1

1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88668416

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866852e

1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886681e6

16

38

39

40

41

42
43
44
45
46

47

48
49

Европейский Север России.
1
Особенности населения
Европейский Север России.
Особенности хозяйства. Социально1
экономические и экологические
проблемы и перспективы развития
Практическая работа № 4 «Экономика
1
Европейского Севера»
Юг Европейской части России.
Географическое положение.
1
Особенности природно-ресурсного
потенциала
Юг Европейской части России.
1
Особенности населения
Юг Европейской части России.
1
Особенности хозяйства
Развитие рекреации на Северном
1
Кавказе. Инфографика
Поволжье. Географическое
положение. Особенности природно1
ресурсного потенциала
Поволжье. Особенности населения
Поволжье. Особенности хозяйства.
Социально-экономические и
экологические проблемы и
перспективы развития
Повторение и обобщение по теме:
"Поволжье"
Урал. Географическое положение.
Особенности природно-ресурсного

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886682fe

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88668fb0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886690dc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88669226
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886693a2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88668d80

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88668e98

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88668e98

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886695b4

17

потенциала.
50

51
52
53

54
55

Урал. Особенности населения
Урал. Особенности хозяйства.
Социально-экономические и
экологические проблемы и
перспективы развития
Учимся с «Полярной звездой»
Контрольная работа по теме
"Западный макрорегион (Европейская
часть) России"
Сибирь. Географическое положение и
особенности природно-ресурсного
потенциала
Сибирь. Особенности населения и
хозяйства

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886696ea

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866980c

1
1

1
1

56

Западная Сибирь

1

57

Восточная Сибирь

1

58

Учимся с «Полярной звездой»
Дальний Восток. Географическое
положение и особенности природноресурсного потенциала
Дальний Восток. Особенности
населения
Дальний Восток. Особенности
хозяйства.
Дальний Восток: социальноэкономические и экологические
проблемы и перспективы развития.

1

59
60
61
62

1
1
1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88669938
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88669a6e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88669e24
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866a2a2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866a0c2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866a3f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866a59a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866a73e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866a8ba

18

Обобщающий контроль по разделу:
"Регионы России"
64
Россия в мире
65
Что мы оставим потомкам?
Государственная программа
Российской Федерации "Социально66
экономическое развитие Арктической
зоны Российской Федерации"
Россия в системе международного
географического разделения труда.
67
Россия в составе международных
экономических и политических
организаций
Значение для мировой цивилизации
географического пространства
68
России. Объекты Всемирного
природного и культурного наследия
России
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
63

1

1

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866afd6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866b184

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866b2ba

68

4

4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА


География. 9 класс: учебник / А.И.Алексеев и др. – Москва «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


География. Поурочные разработки. 9 класс. В.В.Николина под ред. А.И.Алексеева – Москва «Просвещение»

19

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


Библиотека ЦОК

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».