Обществознание 7 класс

АННОТАЦИЯ
к рабочей программе основного общего образования
на 2023–2024 учебный год
Обществознание 7 класс
Рабочая
программа
предназначена
общеобразовательных учреждений.

для

обучающихся

7

класса

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Изучение обществом знаний, включение знаний о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя
нашего общества, правах и обязанностях человека страны и гражданина, поощрении
воспитания российской политической идентичности, поддержке служения Отечеству,
приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении общественного
знания различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить
язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации,
вносит свой вклад в методы метапредметных умений из имеющихся сведений,
осмысливать,
преобразовывать
и
применять
их.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕЗНАНИЕ»
Целями общеведического образования в основной школе являются:






воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценовым отношениям
нашего народа;
развитие у учащихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской
Федерации и законодательстве Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом
возрасте, становление ее духовно-нравственной, политической и законодательной
культуры, активного поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие
интереса к изучению социальных и гуманитарных наук; способности к личностному
самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной,
наукоёмкой трудовой деятельности;

На изучение обществознания в в 7 классе отводится – 34 часа (1 час в
неделю).

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕЗНАНИЕ»

Рабочая программа по знанию общества составление оснований и требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленной в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание» (2018 г.), а также с учётом ф eдеральной рабочей силы программа
воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школьной функции
молодёжи в современном обществе: учебный предмет позволяет постепенно раскрывать
учащимся подросткового возраста особенности современных обществ, различные аспекты
взаимодействия в современных условиях людей с другими, с экспериментальными
институтами государства и цивилизации, регулирующие общества в соответствии с
социальными нормами. .
Изучение обществом знаний, включение знаний о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя
нашего общества, правах и обязанностях человека страны и гражданина, поощрении
воспитания российской политической идентичности, поддержке служения Отечеству,
приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении общественного
знания различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить
язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации,
вносит свой вклад в методы метапредметных умений из имеющихся сведений,
осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
социальных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способностей к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию
своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕЗНАНИЕ»
Целями общеведического образования в основной школе являются:






воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценовым
отношениям нашего народа;
развитие у учащихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской
Федерации и законодательстве Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом
возрасте, становление ее духовно-нравственной, политической и законодательной
культуры,
активного
поведения,
основанного
на
уважении
закона
и
правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных
наук; способности
к
личностному
самоопределению,
самореализации,

3









самоконтролю; мотивации
к
высокопроизводительной,
наукоёмкой
трудовой
деятельности;
средства обучения в целостной структуре общества, соответствующие современным
знаниям и доступным содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных принципах легкой деятельности, социальных институтах,
нормах, регулирующих общественных отношениях, необходимых для взаимодействия с
социальным обеспечением и выполнением типичных социальных ролей человека и
гражданина;
обеспечение навыков функций грамотного человека (получать из надежных источников и
строго осмысливать экономическую информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные; освоение метода познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимого для участия в жизни общества и государства);
создание условий для освоения обучающихся требует эффективного взаимодействия с
европейскими, правовыми, финансово-экономическими и другими структурными
институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично
развивающемся российском обществе;
методы применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между
людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейнобытовой природе; для соотнесения своих действий и действий других людей с
моральными ценностями и нормами поведения, установленными законом; обеспечение
правовых методов и защита правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом общество изучается с 6 по 9 класс. Общее количество
времени за четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в
каждом году обучения составляет 1 час.

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Социальные ценности и нормы.
Общественные
ценности. Свобода
и
ответственность
гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в
обществе. Виды социальной нормы. Традиции и обычаи.
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и
стыд.
Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного
поведения. Оценка моральных норм общества и человека.
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.
Человек как участник правовых отношений.
Правоотношения
и
их
особенности. Правовая
норма. Участники
правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков и
деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности.
Правонарушение
и
юридическая
ответственность. Проступок
и
правонарушение. Опасность правонарушений для личности и общества.
Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантии и защита
прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные
обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребенка и возможности их
защиты.
Основы российских прав.
Конституция Российской Федерации – основной закон. Законы и подзаконные
акты. Отрасли права.
Основы графического права. Физические и юридические лица в гражданском
праве. Право собственности, защита права собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права
потребителей и возможности их защиты. Несовершеннолетние как участники гражданскоправовых отношений.
Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и
государства. Условия заключения брака в Российской Федерации. Права и обязанности
детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и
обязанности. Трудовой договор. Заключение и продление трудового договора. Рабочее
время и время отдыха. Особенности правового воздействия несовершеннолетних при
осуществлении трудовой деятельности.
Виды
юридической
ответственности. Гражданско-правовые
проступки
и
гражданско-правовая ответственность. Административные проступки и административная
ответственность. Дисциплинарные
проступки
и
дисциплинарная
ответственность. Преступления и уголовная ответственность. Особенности юридической
ответственности несовершеннолетних.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Структура вспомогательных
органов Российской Федерации. функции исполнительных органов.

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учетом принципов
преподавания общественного знания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание предмета распределены по
годам обучения с учетом входящих в курс содержащих модулей (разделов) и требований к
результатам освоения основных образовательных программ, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования,
а
также
с
учетом
федеральной
рабочей
программы
воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и людях в
целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского
права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам
обучения является одним из возможных.
Научным сообществам и средним средним школам принято такое содержание
содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российских прав» завершает курс
обучения в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
результаты,
основанные
на
традиционных
российских
социокультурных и духовно-нравственных ценностях, принятых в нормах поведения,
отражают готовность обучающихся руководиться ими в жизни, во взаимодействии с
другими людьми, при правильном подходе. Они предполагаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение
практических задач направленности социальности и опыта конструктивного поведения по
основному направлению воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к осуществлению ответственности гражданина и реализации его прав,
уважения прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни,
образовательная организация, местная семья, родной край, страна; неприятие форм
любого экстремизма, членство; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской политической идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; небольшой интерес к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам; историческое, природное наследие и памятники,
традиции разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в рамках нравственного
выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий

6

поступков; активные неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
здоровья:
осознание ценностей жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и других форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и моим конкретным,
информационным и политическим условиям, в том числе осмысляя масштаб опыта и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
Сформированность навыков рефлексии, политики своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в обеспечении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способности инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
мгновенного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развития необходимых для этого умений; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и настроения.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний социальных и производственных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования последующих действий и
возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активные неприятные действия, приносящие вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природных,
технологических и социальных сред; готовность к получению в практической
деятельности главной направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных принципах развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с
природной и социальной эпохой; владение языковой и читательской культурой как мытье
познания
мира; владение
необходимыми
навыками
исследовательской
деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдения, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного развития.
Личностные
результаты,
обеспечение
адаптации
обучающегося
к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
Обучение способствует экономическому опыту, основным социальным ролям,
соответствующему возрасту деятельности, нормам и правилам общественного поведения,
формам социальной жизни в группах и сообществах, включая семьи, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках постоянного
взаимодействия с людьми из другой культурной среды. ;
способность обучающихся в условиях неопределенности, открытости опыта и
знаний других;

7

способность действовать в условиях неопределённости, открытости опыту и знаниям
других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и навыки из опыта других; навыки установления и связывания образов,
способность новых знаний, в том числе способность формировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее известные, осознавать недостаточные
хорошие знания и компетенции, планировать свое развитие;
навыки установления и связывания образов, способность новых знаний, в том числе
способность формировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее известные, осознавать недостаточные хорошие знания и компетенции, планировать
свое развитие;
Уметь распознавать отдельные понятия по характерным факторам, выполнять
операции в соответствии с определениями и простейшими понятиями, конкретизировать
примеры примеров, использовать понятие и его свойства при определении задачи (далее –
оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области
развития понятий, включая ;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
уметь оценивать свои действия с учетом окружающей среды, достижения целей и
преодоления вызовов, возможные возможные последствия;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмера; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедших ситуациях; быть готовым действовать при
отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
которые можно сформировать при изучении сознания:
1. Владение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать различные признаки социальных явлений и процессов;
сохраняемый существенный признак классификации социальных фактов,
являющийся основанием для их обобщения и сравнения, критерием проведения анализа;
с учетом предложенной задачи выявить закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предложить критерии для выявления особенностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, ресурсов для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении тенденций и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбрать способ решения учебной задачи (сравнить несколько
вариантов решения, выбрать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
вариантов).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желаемым
состоянием ситуации, объектом, самостоятельно сохраняя иское и существующее;

8

сформулировать гипотезу об истинности справедливых суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проведение самостоятельного составленного плана небольшого исследования по
установлению конкретного объекта, причинно-следственных связей и зависимостей
объектов между собой;
оценить применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследований;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенных
наблюдений, исследований, владеть инструментами, оценивать достоверность выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствий в аналогичных или сходных условиях, выдвигать борьбу за их развитие в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных условий;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
нахождение сходных аргументов (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных источниках информации;
самостоятельно выбрать оптимальную форму представления информации;
оценить надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Владение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
требованиями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, выражать уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) обсуждения задавать вопросы по существующей
обсуждаемой теме и высказывать идеи, ориентированные на решение задач и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои мнения с мнениями других участников диалога, находить детали
и сходство позиций;
публичное выступление результатов выполненного исследования, проекта;
Самостоятельно выбрать форму представления с учётом задачи, презентации и
отдельного источника, и в соответствии с этим составить устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретных проблем, обосновывать необходимость применения групповых
взаимодействий при решении поставленной задачи;
принять цель совместной деятельности, коллективно построить действия по ее
решению: вернуть роли, договариваться, обсуждать процесс и совместный результат

9

работы; уметь общаться с мнениями нескольких людей, обеспечивать поддержку
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между участниками команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и интеллектуальные);
выполнять свою часть работы, обеспечивать качественный результат в своем
направлении и координировать свои действия с другими участниками команды;
оценить качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформировавшим взаимодействие участников; Сопоставить результаты с исходной
коммутацией и внести вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделить
сферу ответственности и обеспечить надежность для предоставления отчёта перед
выводом.
3. Владение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и физических условиях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решений в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно разработать алгоритм решения задачи (или его часть), выбрать
способ решения учебной задачи с учётом физических ресурсов и естественных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составить план действий (план реализации алгоритма решения), скорректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать на себя ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть методами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
дать адекватную оценку ситуации и предложить план ее изменений;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
выполнении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причину достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедших ситуациях;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, ошибок, возникших в результате;
Оценить соответствие результата и условий.
Эмоциональный интеллект:
проявлять, называть и управлять своими источниками энергии и источниками
энергии других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
поставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно обращаясь к человеку, по его мнению;
ватать свое право на ошибку и признавать такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другому;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС

10

Социальные ценности и нормы





















осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и учете
социальных норм, регулирующих общественные отношения;
охарактеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том
числе защиту легкой жизни, прав и свобод человека, гуманизма, парламентии); моральные
нормы и их роль в жизни общества;
приводить примеры гражданственности и патриотизма; возникновение морального
выбора; ситуации, регулируемые различными географическими нормами;
классифицировать социальные нормы, их отдельные признаки и элементы;
сравнивать различные виды социальных норм;
сохранять и объяснять влияние социальных норм на общество и человека;
использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) особенностей
социальных норм;
определять и аргументировать с опорой на общественные знания, факты наблюдения за
жизнью и личный социальный опыт своего отношения к явлениям социальной обработки
с точки зрения социальных ценностей; разработать нормы, регулирующие общественную
жизнь и поведение человека в обществе;
решать познавательные и практические задачи, отражая действия социальных норм в
качестве регуляторов наблюдения за жизнью и поведением человека;
овладевать смысловым чтением текстов общества ведческой тематики, гуманизма
будущего, гражданственности, патриотизма;
извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах морали, проблемах
морального выбора;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать оценку информации из
адаптированных источников (в том числе научных материалов) и публикаций в СМИ,
соотносить ее с собственными правилами о моральном и правовом регулировании
поведения человека;
оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их соответствия
моральным нормам;
использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной жизни;
самостоятельно заполнить форму (в том числе электронную) и составить простейший
документ (заявление);
изучать совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальные и религиозные предметы на основе гуманистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек как участник правовых отношений






осваивать и применять знания о сущности прав, о правоотношениях как в социальном,
так и в юридическом отношении; правовых нормах, регулирующих типичные для
несовершенного и членов его семьи общественные отношения; правовом статусе
гражданина Российской Федерации (в том числе несовершенного); в правонарушениях и
их опасности для личности и общества;
характеризовать право регулятора соблюдения отношений, конституционные права и
обязанности гражданина Российской Федерации, права ребенка в Российской Федерации;
приводить примеры и моделировать ситуации, в которых происходят правоотношения, и
ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением судебной защиты; способы
защиты прав ребенка в Российской Федерации; примеры, поясняющие риски
правонарушений для личности и общества;

11
























классифицировать по разным признакам (в том числе содержать существенный признак
классификации) нормы прав, применяемые к особым признакам;
сравнивать способность (в том числе держать основу для сравнения) проступок и
стандарт, малолетних в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетних в возрасте от 14 до
18 лет;
поддерживать и объяснять взаимосвязи, включая взаимодействие гражданина и
государства, между правовым поведением и культурной личностью; между
особенностями дееспособности несовершенного и его юридической ответственности;
использовать полученные знания для объяснения сути прав, роли прав в обществе,
необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение и
противодействие коррупции, объяснений между правомерным и противоправным
поведением, проступком и действиями; для осмысления личного игрового опыта при
исполнении типичных для несовершенного социальных ролей (члена семьи, учащегося,
члена ученической организации организации);
определять и аргументировать с опорой на общественные знания, факты наблюдения за
жизнью и личный социальный опыт Свое отношение к роли правовых норм в качестве
регуляторов наблюдения за жизнью и поведением человека;
решать познавательные и практические задачи, отражающие действия правовых норм,
таких как регуляторы общественной жизни и поведения человека, анализировать
жизненные и решения, связанные с ситуациями исполнения типичных для
несовершенного социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической
организации);
овладевать смысловым чтением текстов общества ведической тематики: собирать
информацию из законопроектов Конституции Федерации Российской Федерации и других
нормативных правовых актов, из предложенных учителем источников о правах и
обязанностях обеспечивать права граждан, гарантии и защиту прав и свобод человека и
гражданина в Российской Федерации, о правах человека и способах их защиты и
составить на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
и излагая информацию о сущности прав и закреплении правовых норм, о
законодательстве, о гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации, выявлять эти факты из различных адаптированных источников (в
том числе из научных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационная безопасность при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать оценку информации из
адаптированных источников (в том числе научных материалов) и публикаций в СМИ,
соотносить их с собственными правилами о правовом регулировании поведения человека,
личный опыт; используя общественноведические знания, формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения соответствия
их правовым нормам: выражать свою точку зрения, внимательно участвовать в
обсуждении;
использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической
деятельности (выполнение проблемных заданий, групповых и групповых проектов), в
повседневной жизни для осознанного выполнения обязанностей (для реализации и
защиты прав человека и гражданина, прав потребителей, выбора профессии и оценки
хорошего перспектив в профессиональной сферы с учетом полученных представлений о
профессиях в сфере права, включая деятельность соответствующих органов); публичное
выступление по результатам своей деятельности (в рамках изученного материала,
проведения проектной деятельности), в соответствии с темой и режимом общения,
особенностями соблюдения и регламентом;
самостоятельно заполнить форму (в том числе электронную) и составить простейший
документ при получении паспорта гражданина Российской Федерации;

12



изучать совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальные и религиозные ценности на основе стран современных стран российского
общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур.
Основы российских прав





















осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации, других
нормативных правовых актах, содержании и объяснении правовых норм, об отраслевых
правах, о правовых нормах, регулирующих типичных для несовершенного и членов его
семьи общественных отношениях (в гражданском, трудовом и семейном,
административном, уголовном праве) ); о защите прав несовершеннолетних; о
юридической
ответственности
(гражданско-правовой,
дисциплинарной,
административной, уголовной); о декоративных органах; об обеспечении безопасности
личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
характеризовать роль Конституции Российской Федерации в системе российского
права; оказание помощи органам защиты правопорядка, обеспечению социальной
стабильности и справедливости; гражданско-правовые отношения, сущность семейных
правоотношений; способы защиты интересов и прав детей, оставшихся без попечения
родителей; содержание трудового договора, виды правонарушений и виды наказаний;
приводить примеры напряжения и подзаконных актов и моделировать ситуации,
регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и
уголовного права, в том числе связанных с применением санкций за совершённые
правонарушения;
классифицировать по разным видам нормативных правовых актов, видам
правонарушений и юридической ответственности по отраслям прав (в том числе
сохранить существенный признак классификации);
сравнивать (в том числе с сохранением основания для сравнения) сферы регулирования
различных отраслей права (гражданского, трудового, семейного, административного и
уголовного), права и обязанности работника и работодателя, имущественные и личные
неимущественные отношения;
обеспечивать и объяснять взаимосвязи и права работника и работодателя, права и
интересы
членов
семьи; традиционные
российские
отношения
и
личные
неимущественные отношения в семье;
использовать знания, полученные в сфере отраслевого права, в рамках научных задач:
для объяснения взаимосвязи, гражданской правоспособности и дееспособности; значение
семьи в жизни человека, общества и государства; социальная опасность и неприемлемость
уголовных преступлений и урегулирование правонарушений, экстремизма, терроризма,
коррупции и необходимости им поддерживать;
определять и аргументировать свое отношение к защите прав участников трудовых
отношений с опорой на знания в области трудового права, к правонарушениям,
формулировать аргументированные выводы о недопустимости нарушений правовых
норм;
решать познавательные и практические задачи, отражая типичные взаимодействия,
регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и
уголовного права;
овладевать смысловым чтением текстов ведической тематики: отбирать информацию из
фрагментов нормативных правовых актов (Гражданский кодекс Российской Федерации,
Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации,
Кодекс Российской Федерации об урегулировании правонарушений, Уголовный кодекс
Российской Федерации), из предложенных учетелем источников о правовых нормах , в

13











правоотношениях и специфике их регулирования, преобразовывать текстовую
информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию по тематике в сфере гражданского, трудового,
семейного, административного и уголовного права: выявлять соответствующие факты из
разных адаптированных источников (в том числе научных материалов) и публикаций в
СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
оценивать информацию
из
адаптированных источников (в том числе научных материалов) и публикаций в СМИ,
соотносить ее с собственными представлениями об отраслевых правах (гражданского,
трудового, семейного, административного и уголовного) и личного опыта; используя
общественноведические знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о
применении санкций за совершённые правонарушения, о юридической ответственности
несовершеннолетних;
оценивать свои поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
нормам гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;
использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права в практической деятельности (выполнение
проблемных заданий, концевых и групповых проектов), в повседневной жизни для
осознанного выполнения обязанностей, правомерного поведения, реализации и защиты
своих прав; публичное выступление по результатам своей деятельности (в рамках
изученного материала, проведения проектной деятельности), в соответствии с темой и
режимом общения, особенностями соблюдения и регламентом;
самостоятельно заполнить форму (в том числе электронную) и составить простейший
документ (заявление о приеме на работу);
изучать совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальными и религиозными вещами, на основе национальных государств России:
общества современных гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

14

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 7 КЛАСС
№
п/п

Название разделов и тем программы

Количество часов
Всего

Раздел 1. Социальные ценности и нормы
1.1 Социальные ценности

2

1.2

Социальные нормы

2

1.3

Моральный и моральный выбор. Право и мораль

8

Итого по разделу
Раздел 2. Человек как участник правовых отношений
2.1 Правоотношения

12

Правонарушения и их опасность для личности и
общества
Защита прав и свобод человека и гражданина

2

2.2
2.3

Итого по разделу
Раздел 3. Основы российских прав
3.1 Как устроено российское право

Контрольные
работы

1

Практические
работы

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4 ]]

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4 ]]

3

2
7

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4 ]]
[[Библиотека ЦОК

1

3.2

Основы графического права

2

3.3

Основы семейного права

2

3.4

Основы трудового права

2

15

№
п/п

Название разделов и тем программы

Количество часов
Всего

Виды юридической ответственности

2

Правоохранительные органы Российской
Федерации
Итого по разделу
Проекты защиты, итоговое повторение

3

3,5
3.6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

https://m.edsoo.ru/7f4170e4 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4 ]]

12
3

1

34

2

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4 ]]
0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 7 КЛАСС

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

Социальные ценности

1

2

Гражданственность и патриотизм

1

3

Социальные нормы

1

4

Социальные нормы

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebad0a ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebae7c ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebafee ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebb160 ]]

16

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

5

Нормы и принципы морали

1

6

Нормы и принципы морали

1

7

Нравственные чувства человека. Совесть и стыд

1

8

Моральный выбор и моральная ценность

1

9

Оценка моральных норм общества и человека

1

10

Право и его роль в жизни общества. Право и мораль

1

11

1

13

Обобщающий урок по теме «Социальные ценности и
нормы»
Повторно-обобщающий урок по теме «Социальные
ценности и нормы»
Правоотношения и их особенности. Правовые нормы

14

Правомерное поведение

1

15

Правовая культура личности

1

16

Правонарушение и юридическая ответственность

1

17

Правонарушение и юридическая ответственность

1

12

Контрольные
работы

1

1

1

17

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebb3f4 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebb57a ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebb70a ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebb886 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebbd40 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebbee4 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebc060 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebc1e6 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebc358 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebc5b0 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebc970 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebcae2 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebcc54 ]]

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

Права, свободы, обязанности гражданина Российской
Федерации
Права ребенка и возможности их защиты

1

1

21

Конституция Российской Федерации - Основной закон.
Система прав
Основы графического права

22

Основы графического права

1

23

Основы семейного права

1

24

Основы семейного права

1

25

Основы трудового права

1

26

Основы трудового права

1

27

Виды юридической ответственности

1

28

Особенности юридической ответственности
несовершеннолетних
Правоохранительные органы Российской Федерации

1

Повторно-обобщающий урок по теме "Основы
российских прав"

1

18
19
20

29
30

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebcdbc ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebcf24 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebd08c ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebd1f4 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebd5be ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebd74e ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebd8c0 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebda32 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebdbb8 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebdd16 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebdfd2 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebe144 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebe2ac ]]

1

1

1

18

№
п/п

Тема урока

Повторно-обобщающий урок по теме "Человек как
участник правовых отношений. Основы российских прав"
32 Защита проектов по теме [["Гражданин Российской
Федерации"]]
33 Защита проектов по теме [["Права и обязанности
несовершеннолетних"]]
34 Итоговое повторение по темам «Человек как участник
правовых отношений» и «Основы российских прав»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
31

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

1

1

Практические
работы

1
1
2

19

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebe414 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebe590 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebf7b0 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebfbac ]]

1

34

Дата
изучения

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».