АННОТАЦИЯ к рабочей программе основного общего образования на 2023–2024 учебный год Обществознание 8 класс Рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательных учреждений. Рабочая программа разработана на основе программы по обществознанию для 6-9 классов общеобразовательных учреждений (автор Л.Н. Боголюбов, 2011 г.) обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы. Учебник: Обществознание :учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений : / Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, М.Ю.Телюкина [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2019. Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей: развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина. Рабочая программа по обществознанию в 8 классе рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Рабочая программа по знанию общества составление оснований и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом ф eдеральной рабочей силы программа воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школьной функции молодёжи в современном обществе: учебный предмет позволяет постепенно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современных обществ, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей с другими, с экспериментальными институтами государства и цивилизации, регулирующие общества в соответствии с социальными нормами. . Изучение обществом знаний, включение знаний о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашего общества, правах и обязанностях человека страны и гражданина, поощрении воспитания российской политической идентичности, поддержке служения Отечеству, приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении общественного знания различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в методы метапредметных умений из имеющихся сведений, осмысливать, преобразовывать и применять их. Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и социальных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способностей к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕЗНАНИЕ» Целями общеведического образования в основной школе являются: воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценовым отношениям нашего народа; развитие у учащихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации; развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, становление ее духовно-нравственной, политической и законодательной культуры, активного поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных наук; способности к личностному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности; 3 средства обучения в целостной структуре общества, соответствующие современным знаниям и доступным содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных принципах легкой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественных отношениях, необходимых для взаимодействия с социальным обеспечением и выполнением типичных социальных ролей человека и гражданина; обеспечение навыков функций грамотного человека (получать из надежных источников и строго осмысливать экономическую информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение метода познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимого для участия в жизни общества и государства); создание условий для освоения обучающихся требует эффективного взаимодействия с европейскими, правовыми, финансово-экономическими и другими структурными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе; методы применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейнобытовой природе; для соотнесения своих действий и действий других людей с моральными ценностями и нормами поведения, установленными законом; обеспечение правовых методов и защита правопорядка в обществе. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с учебным планом общество изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени за четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. 4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 КЛАСС Человек в экономических отношениях. Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Экономическая система и ее функции. Собственность. Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда. Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности. Обмен. Деньги и их функции. Торговля и ее формы. Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая ручная биржа. Многообразие рынков. Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников. Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации. Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, хорошие переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителей финансовых услуг. Экономические функции домохозяйств. Потребление домашнего хозяйства. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений. Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции. Человек в мире культуры. Культура, ее многообразие и формы. Духовная культура на контроле личности. Современная молодёжная культура. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества. Образование. Личностная и общественная новаторство образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование. Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации. Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и объединение в Российской Федерации. Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества. Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете. 5 ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные и метапредметные результаты представлены с учетом принципов преподавания общественного знания в основной школе. Планируемые предметные результаты и содержание предмета распределены по годам обучения с учетом входящих в курс содержащих модулей (разделов) и требований к результатам освоения основных образовательных программ, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и людях в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных. Научным сообществам и средним средним школам принято такое содержание содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российских прав» завершает курс обучения в основной школе. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты, основанные на традиционных российских социокультурных и духовно-нравственных ценностях, принятых в нормах поведения, отражают готовность обучающихся руководиться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при правильном подходе. Они предполагаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач направленности социальности и опыта конструктивного поведения по основному направлению воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к осуществлению ответственности гражданина и реализации его прав, уважения прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни, образовательная организация, местная семья, родной край, страна; неприятие форм любого экстремизма, членство; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: осознание российской политической идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; небольшой интерес к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческое, природное наследие и памятники, традиции разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в рамках нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий 6 поступков; активные неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального здоровья: осознание ценностей жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и других форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и моим конкретным, информационным и политическим условиям, в том числе осмысляя масштаб опыта и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; Сформированность навыков рефлексии, политики своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: установка на активное участие в обеспечении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способности инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда мгновенного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развития необходимых для этого умений; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и настроения. Экологическое воспитание: ориентация на применение знаний социальных и производственных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования последующих действий и возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активные неприятные действия, приносящие вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природных, технологических и социальных сред; готовность к получению в практической деятельности главной направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных принципах развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной эпохой; владение языковой и читательской культурой как мытье познания мира; владение необходимыми навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдения, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного развития. Личностные результаты, обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: Обучение способствует экономическому опыту, основным социальным ролям, соответствующему возрасту деятельности, нормам и правилам общественного поведения, формам социальной жизни в группах и сообществах, включая семьи, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках постоянного взаимодействия с людьми из другой культурной среды. ; способность обучающихся в условиях неопределенности, открытости опыта и знаний других; 7 способность действовать в условиях неопределённости, открытости опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и навыки из опыта других; навыки установления и связывания образов, способность новых знаний, в том числе способность формировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее известные, осознавать недостаточные хорошие знания и компетенции, планировать свое развитие; навыки установления и связывания образов, способность новых знаний, в том числе способность формировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее известные, осознавать недостаточные хорошие знания и компетенции, планировать свое развитие; Уметь распознавать отдельные понятия по характерным факторам, выполнять операции в соответствии с определениями и простейшими понятиями, конкретизировать примеры примеров, использовать понятие и его свойства при определении задачи (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области развития понятий, включая ; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; уметь оценивать свои действия с учетом окружающей среды, достижения целей и преодоления вызовов, возможные возможные последствия; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмера; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедших ситуациях; быть готовым действовать при отсутствии гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, которые можно сформировать при изучении сознания: 1. Владение универсальными учебными познавательными действиями. Базовые логические действия: выявлять и характеризовать различные признаки социальных явлений и процессов; сохраняемый существенный признак классификации социальных фактов, являющийся основанием для их обобщения и сравнения, критерием проведения анализа; с учетом предложенной задачи выявить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предложить критерии для выявления особенностей и противоречий; выявлять дефицит информации, данных, ресурсов для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении тенденций и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбрать способ решения учебной задачи (сравнить несколько вариантов решения, выбрать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных вариантов). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желаемым состоянием ситуации, объектом, самостоятельно сохраняя иское и существующее; 8 сформулировать гипотезу об истинности справедливых суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проведение самостоятельного составленного плана небольшого исследования по установлению конкретного объекта, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценить применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследований; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенных наблюдений, исследований, владеть инструментами, оценивать достоверность выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствий в аналогичных или сходных условиях, выдвигать борьбу за их развитие в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных условий; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; нахождение сходных аргументов (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных источниках информации; самостоятельно выбрать оптимальную форму представления информации; оценить надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. 2. Владение универсальными учебными коммуникативными действиями. Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с требованиями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, выражать уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) обсуждения задавать вопросы по существующей обсуждаемой теме и высказывать идеи, ориентированные на решение задач и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои мнения с мнениями других участников диалога, находить детали и сходство позиций; публичное выступление результатов выполненного исследования, проекта; Самостоятельно выбрать форму представления с учётом задачи, презентации и отдельного источника, и в соответствии с этим составить устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретных проблем, обосновывать необходимость применения групповых взаимодействий при решении поставленной задачи; принять цель совместной деятельности, коллективно построить действия по ее решению: вернуть роли, договариваться, обсуждать процесс и совместный результат 9 работы; уметь общаться с мнениями нескольких людей, обеспечивать поддержку руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между участниками команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и интеллектуальные); выполнять свою часть работы, обеспечивать качественный результат в своем направлении и координировать свои действия с другими участниками команды; оценить качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформировавшим взаимодействие участников; Сопоставить результаты с исходной коммутацией и внести вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделить сферу ответственности и обеспечить надежность для предоставления отчёта перед выводом. 3. Владение универсальными учебными регулятивными действиями. Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и физических условиях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решений в группе, принятие решений в группе); самостоятельно разработать алгоритм решения задачи (или его часть), выбрать способ решения учебной задачи с учётом физических ресурсов и естественных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составить план действий (план реализации алгоритма решения), скорректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать на себя ответственность за решение. Самоконтроль: владеть методами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; дать адекватную оценку ситуации и предложить план ее изменений; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причину достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедших ситуациях; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, ошибок, возникших в результате; Оценить соответствие результата и условий. Эмоциональный интеллект: проявлять, называть и управлять своими источниками энергии и источниками энергии других; выявлять и анализировать причины эмоций; поставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: осознанно обращаясь к человеку, по его мнению; ватать свое право на ошибку и признавать такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другому; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8 КЛАСС Человек в экономических отношениях 10 осваивать и применять знания об экономической жизни общества, ее основных проявлениях, экономической медицине, собственности, механизме рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие конкуренции ; характеризовать способы организации экономической жизни в различных экономических условиях; объекты творчества и предложения по вопросам рынка труда и финансового рынка; функция денег; приводить меры по повышению эффективности производства; деятельность и проявления основных функций различных финансовых посредников; использование способов повышения эффективности производства; классифицировать (в том числе сохранять существующий признак классификации) механизмы государственного регулирования экономики; сравнивать различные виды хозяйствования; содержать и объяснять связь финансовых потрясений и социально-экономических кризисов в штатах; использовать полученные знания для объяснения причин достижений (недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения основных принципов государственного регулирования экономики, государственной политики в области развития конкуренции, социально-экономической роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости правомерного налогового поведения; определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на общественные знания, факты общественной жизни, свое отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса; решать познавательные и практические задачи, связанные с обнаружением экономических действий, на основе разумного выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных методов повышения эффективности производства; размышления о типичных ситуациях и социальных взаимодействиях в сфере экономической деятельности; мыслительные процессы; овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о крайних и экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях безработицы; извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций в средствах массовой информации и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового мошенничества; анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и оценивать прогнозы, включая экономико-статистическую, на основе адаптированных источников (в том числе научных материалов) и публикацию СМИ, соотносить ее с личным опытом; используя общественноведические знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; оценивать собственные преступления и преступления других людей с точки зрения их экономической эффективности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждане, защищающие свои экономические интересы; практика осуществления экономических действий на основе рационального использования в условиях ограниченных ресурсов; различные методы оценки эффективности производства, распределения семейных ресурсов). ресурсов, для оценки риска осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); приобрести опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребительской жизни в домашнем хозяйстве, структуры семейного бюджета; составление личного финансового плана; для выбора профессии и оценки хорошего роста в профессиональной сфере; выбор 11 форм сбережений; для реализации и защиты прав потребителей (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения обязанностей, выбора профессии и оценки хорошего роста в профессиональной сфере; приобрести опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление, резюме); изучать совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальными и религиозными вещами, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур. Человек в мире культуры осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества; характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности, гуманизм, парламентизм, справедливость) нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную безопасность; приводить политику российского государства в сферу культуры и образования; профессиональное образование по социализации личности; правила информационной безопасности; классифицировать по разным формам и видам культуры; сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств; поддерживать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и образования; использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования; определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на общественные знания, факты наблюдения за жизнью, свое отношение к информационной культуре и информационной безопасности, правила безопасного поведения в Интернете; решать познавательные и практические задачи, масштабные формы и многообразие духовной культуры; овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, диаграмму) и преобразовывать предложенные модели в текст; изучить поиск информации об опасностях современных учёных, о конкретно объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках информации; анализировать, систематизировать, оценивать и обобщать экономическую информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования; оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества; использовать полученные знания для публичного демонстрации результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями и регламентом; Приобретите опыт осуществления совместной деятельности при изучении разных культур, стран и отдельных ценностей. 12 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 КЛАСС № п/п Название разделов и тем программы Количество часов Всего Раздел 1. Человек в экономических отношениях 1.1 Экономика — основа жизнедеятельности человека 1.2 Рыночные отношения в экономике Контрольные работы 5 5 1.3 Финансовые отношения в экономике 5 1.4 Домашнее хозяйство 1 1.5 Экономические цели и функции государства 4 Итого по разделу 20 Раздел 2. Человек в мире культуры 2.1 Культура, ее многообразие и формы 1 2.2 Наука и образование в Российской Федерации 4 2.3 Роль религии в жизни общества 2 2.4 Роль искусства в жизни человека 2 2.5 Роль информации в современном мире 2 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Практические работы [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 ]] 13 № п/п Название разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Итого по разделу Проекты защиты, итоговое повторение 11 3 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Практические работы [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196 ]] 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего 1 Экономическая жизнь общества 1 2 Экономическая система и ее функции. Собственность 1 3 Производство — источник экономических благ 1 4 Предпринимательство. Производительность труда. Разделение труда Деньги, обмен, торговля 1 1 7 Рыночная экономика. Конкуренция. Многообразие рынков Спрос и предложение. Рыночное равновесие 8 Предприятие в экономике 1 5 6 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebfda0 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebff6c ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0124 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec06f6 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec091c ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0ae8 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0cb4 ]] [[Библиотека ЦОК 1 1 14 № п/п Тема урока Количество часов Всего 1 10 Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица Финансовый рынок и финансовые посредники 11 Банковские услуги 1 12 Страховые услуги 1 13 Защита прав потребителей финансовых услуг 1 14 Экономические функции домохозяйств 1 15 1 16 Потребление домашнего хозяйства. Потребительские товары и товары длительного пользования Источники доходов и расходов семьи 17 Экономические цели и функции государства 1 18 Налоги. Государственный бюджет. Государственная политика по развитию конкуренции Повторно-обобщающий урок по теме «Человек в экономических отношениях» Повторно-обобщающий урок по теме «Человек в экономических отношениях» Культура, ее многообразие и формы. 1 9 19 20 21 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы https://m.edsoo.ru/f5ec0e62 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1132 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec12ea ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec14b6 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec175e ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1920 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1ae2 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1e70 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec2046 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec21ea ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec23a2 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec255a ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec27f8 ]] [[Библиотека ЦОК 1 1 1 1 1 15 № п/п Тема урока Количество часов Всего 22 Наука. Роль науки в развитии общества 1 23 Образование в современном обществе 1 24 Образование в Российской Федерации. Самообразование Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации Роль религии в жизни человека и общества 1 1 28 Национальные и мировые религии. Объединение религий и объединений в Российской Федерации Что такое искусство. Виды искусств 29 Роль искусства в жизни человека и общества 1 30 1 33 Роль информации и информационных технологий в современном мире Повторно-обобщающий урок по теме «Человек в мире культуры» Защита проектов по теме по теме [["Финансовая грамотность"]] Защита проектов по теме [["Человек в экономике"]] 34 Итоговое повторение по темам «Человек в экономике», 1 25 26 27 31 32 Контрольные работы 1 1 1 1 1 1 1 16 Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы https://m.edsoo.ru/f5ec29ce ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec2b86 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec2d2a ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec305e ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec31da ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3356 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec34c8 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec363a ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec38c4 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3a5e ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3bd0 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3d60 ]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3f72 ]] [[Библиотека ЦОК № п/п Тема урока «Человек в мире культуры» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы https://m.edsoo.ru/f5ec40e4 ]] 34 2 17 0