Обществознание 8 класс

АННОТАЦИЯ
к рабочей программе основного общего образования
на 2023–2024 учебный год
Обществознание 8 класс
Рабочая программа по обществознанию предназначена для
обучающихся 8 класса общеобразовательных учреждений. Рабочая
программа разработана на основе программы по обществознанию для 6-9
классов общеобразовательных учреждений (автор Л.Н. Боголюбов, 2011 г.)
обязательным минимумом содержания основных образовательных программ,
требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы.
Учебник: Обществознание :учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват.
учреждений : / Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, М.Ю.Телюкина [и др.];
под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2019.
Изучение обществознания в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления
человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления
в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой)
информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой
культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,
необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных
ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности,
позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах
человеческой деятельности; способах регулирования общественных
отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе рассчитана на 34
часа, из расчета 1 час в неделю.

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по знанию общества составление оснований и требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленной в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание» (2018 г.), а также с учётом ф eдеральной рабочей силы программа
воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школьной функции
молодёжи в современном обществе: учебный предмет позволяет постепенно раскрывать
учащимся подросткового возраста особенности современных обществ, различные аспекты
взаимодействия в современных условиях людей с другими, с экспериментальными
институтами государства и цивилизации, регулирующие общества в соответствии с
социальными нормами. .
Изучение обществом знаний, включение знаний о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя
нашего общества, правах и обязанностях человека страны и гражданина, поощрении
воспитания российской политической идентичности, поддержке служения Отечеству,
приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении общественного
знания различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить
язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации,
вносит свой вклад в методы метапредметных умений из имеющихся сведений,
осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
социальных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способностей к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию
своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕЗНАНИЕ»
Целями общеведического образования в основной школе являются:






воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценовым
отношениям нашего народа;
развитие у учащихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской
Федерации и законодательстве Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом
возрасте, становление ее духовно-нравственной, политической и законодательной
культуры,
активного
поведения,
основанного
на
уважении
закона
и
правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных
наук; способности
к
личностному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю; мотивации
к
высокопроизводительной,
наукоёмкой
трудовой
деятельности;

3









средства обучения в целостной структуре общества, соответствующие современным
знаниям и доступным содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных принципах легкой деятельности, социальных институтах,
нормах, регулирующих общественных отношениях, необходимых для взаимодействия с
социальным обеспечением и выполнением типичных социальных ролей человека и
гражданина;
обеспечение навыков функций грамотного человека (получать из надежных источников и
строго осмысливать экономическую информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные; освоение метода познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимого для участия в жизни общества и государства);
создание условий для освоения обучающихся требует эффективного взаимодействия с
европейскими, правовыми, финансово-экономическими и другими структурными
институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично
развивающемся российском обществе;
методы применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между
людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейнобытовой природе; для соотнесения своих действий и действий других людей с
моральными ценностями и нормами поведения, установленными законом; обеспечение
правовых методов и защита правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общество изучается с 6 по 9 класс. Общее количество
времени за четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в
каждом году обучения составляет 1 час.

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность
ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и ее функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая
деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и ее формы.
Рыночная
экономика. Конкуренция. Спрос
и
предложение. Рыночное
равновесие. Невидимая ручная биржа. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить
эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы,
участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта,
хорошие переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые
услуги. Защита прав потребителей финансовых услуг.
Экономические
функции
домохозяйств. Потребление
домашнего
хозяйства. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники
доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и
формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы
государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная
политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, ее многообразие и формы. Духовная культура на контроле
личности. Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии
общества.
Образование. Личностная и общественная новаторство образования в современном
обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и
свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и объединение в
Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль
информации
и
информационных
технологий
в
современном
мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного
поведения в Интернете.

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учетом принципов
преподавания общественного знания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание предмета распределены по
годам обучения с учетом входящих в курс содержащих модулей (разделов) и требований к
результатам освоения основных образовательных программ, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования,
а
также
с
учетом
федеральной
рабочей
программы
воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и людях в
целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского
права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам
обучения является одним из возможных.
Научным сообществам и средним средним школам принято такое содержание
содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российских прав» завершает курс
обучения в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
результаты,
основанные
на
традиционных
российских
социокультурных и духовно-нравственных ценностях, принятых в нормах поведения,
отражают готовность обучающихся руководиться ими в жизни, во взаимодействии с
другими людьми, при правильном подходе. Они предполагаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение
практических задач направленности социальности и опыта конструктивного поведения по
основному направлению воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к осуществлению ответственности гражданина и реализации его прав,
уважения прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни,
образовательная организация, местная семья, родной край, страна; неприятие форм
любого экстремизма, членство; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской политической идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; небольшой интерес к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам; историческое, природное наследие и памятники,
традиции разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в рамках нравственного
выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий

6

поступков; активные неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
здоровья:
осознание ценностей жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и других форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и моим конкретным,
информационным и политическим условиям, в том числе осмысляя масштаб опыта и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
Сформированность навыков рефлексии, политики своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в обеспечении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способности инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
мгновенного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развития необходимых для этого умений; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и настроения.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний социальных и производственных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования последующих действий и
возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активные неприятные действия, приносящие вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природных,
технологических и социальных сред; готовность к получению в практической
деятельности главной направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных принципах развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с
природной и социальной эпохой; владение языковой и читательской культурой как мытье
познания
мира; владение
необходимыми
навыками
исследовательской
деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдения, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного развития.
Личностные
результаты,
обеспечение
адаптации
обучающегося
к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
Обучение способствует экономическому опыту, основным социальным ролям,
соответствующему возрасту деятельности, нормам и правилам общественного поведения,
формам социальной жизни в группах и сообществах, включая семьи, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках постоянного
взаимодействия с людьми из другой культурной среды. ;
способность обучающихся в условиях неопределенности, открытости опыта и
знаний других;

7

способность действовать в условиях неопределённости, открытости опыту и знаниям
других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и навыки из опыта других; навыки установления и связывания образов,
способность новых знаний, в том числе способность формировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее известные, осознавать недостаточные
хорошие знания и компетенции, планировать свое развитие;
навыки установления и связывания образов, способность новых знаний, в том числе
способность формировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее известные, осознавать недостаточные хорошие знания и компетенции, планировать
свое развитие;
Уметь распознавать отдельные понятия по характерным факторам, выполнять
операции в соответствии с определениями и простейшими понятиями, конкретизировать
примеры примеров, использовать понятие и его свойства при определении задачи (далее –
оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области
развития понятий, включая ;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
уметь оценивать свои действия с учетом окружающей среды, достижения целей и
преодоления вызовов, возможные возможные последствия;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмера; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедших ситуациях; быть готовым действовать при
отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
которые можно сформировать при изучении сознания:
1. Владение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать различные признаки социальных явлений и процессов;
сохраняемый существенный признак классификации социальных фактов,
являющийся основанием для их обобщения и сравнения, критерием проведения анализа;
с учетом предложенной задачи выявить закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предложить критерии для выявления особенностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, ресурсов для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении тенденций и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбрать способ решения учебной задачи (сравнить несколько
вариантов решения, выбрать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
вариантов).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желаемым
состоянием ситуации, объектом, самостоятельно сохраняя иское и существующее;

8

сформулировать гипотезу об истинности справедливых суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проведение самостоятельного составленного плана небольшого исследования по
установлению конкретного объекта, причинно-следственных связей и зависимостей
объектов между собой;
оценить применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследований;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенных
наблюдений, исследований, владеть инструментами, оценивать достоверность выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствий в аналогичных или сходных условиях, выдвигать борьбу за их развитие в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных условий;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
нахождение сходных аргументов (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных источниках информации;
самостоятельно выбрать оптимальную форму представления информации;
оценить надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Владение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
требованиями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, выражать уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) обсуждения задавать вопросы по существующей
обсуждаемой теме и высказывать идеи, ориентированные на решение задач и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои мнения с мнениями других участников диалога, находить детали
и сходство позиций;
публичное выступление результатов выполненного исследования, проекта;
Самостоятельно выбрать форму представления с учётом задачи, презентации и
отдельного источника, и в соответствии с этим составить устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретных проблем, обосновывать необходимость применения групповых
взаимодействий при решении поставленной задачи;
принять цель совместной деятельности, коллективно построить действия по ее
решению: вернуть роли, договариваться, обсуждать процесс и совместный результат

9

работы; уметь общаться с мнениями нескольких людей, обеспечивать поддержку
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между участниками команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и интеллектуальные);
выполнять свою часть работы, обеспечивать качественный результат в своем
направлении и координировать свои действия с другими участниками команды;
оценить качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформировавшим взаимодействие участников; Сопоставить результаты с исходной
коммутацией и внести вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделить
сферу ответственности и обеспечить надежность для предоставления отчёта перед
выводом.
3. Владение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и физических условиях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решений в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно разработать алгоритм решения задачи (или его часть), выбрать
способ решения учебной задачи с учётом физических ресурсов и естественных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составить план действий (план реализации алгоритма решения), скорректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать на себя ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть методами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
дать адекватную оценку ситуации и предложить план ее изменений;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
выполнении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причину достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедших ситуациях;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, ошибок, возникших в результате;
Оценить соответствие результата и условий.
Эмоциональный интеллект:
проявлять, называть и управлять своими источниками энергии и источниками
энергии других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
поставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно обращаясь к человеку, по его мнению;
ватать свое право на ошибку и признавать такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другому;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях

10



























осваивать и применять знания об экономической жизни общества, ее основных
проявлениях, экономической медицине, собственности, механизме рыночного
регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах
налогов, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии
государственной политики на развитие конкуренции ;
характеризовать способы
организации
экономической
жизни
в
различных
экономических условиях; объекты творчества и предложения по вопросам рынка труда и
финансового рынка; функция денег;
приводить меры по повышению эффективности производства; деятельность и
проявления основных функций различных финансовых посредников; использование
способов повышения эффективности производства;
классифицировать (в том числе сохранять существующий признак классификации)
механизмы государственного регулирования экономики;
сравнивать различные виды хозяйствования;
содержать и объяснять связь финансовых потрясений и социально-экономических
кризисов в штатах;
использовать полученные знания для объяснения причин достижений (недостижения)
результатов экономической деятельности; для объяснения основных принципов
государственного регулирования экономики, государственной политики в области
развития конкуренции, социально-экономической роли и функций предпринимательства,
причин и последствий безработицы, необходимости правомерного налогового поведения;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
общественные
знания,
факты
общественной
жизни,
свое
отношение
к
предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
решать познавательные и практические задачи, связанные с обнаружением
экономических действий, на основе разумного выбора в условиях ограниченных
ресурсов; с
использованием
различных
методов
повышения
эффективности
производства; размышления о типичных ситуациях и социальных взаимодействиях в
сфере экономической деятельности; мыслительные процессы;
овладевать смысловым
чтением,
преобразовывать
текстовую
экономическую
информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о крайних и
экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности,
экономических и социальных последствиях безработицы;
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций в средствах
массовой информации и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о
борьбе с различными формами финансового мошенничества;
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и оценивать
прогнозы, включая экономико-статистическую, на основе адаптированных источников (в
том числе научных материалов) и публикацию СМИ, соотносить ее с личным
опытом; используя общественноведические знания, формулировать выводы, подкрепляя
их аргументами;
оценивать собственные преступления и преступления других людей с точки зрения их
экономической эффективности (сложившиеся модели поведения производителей и
потребителей; граждане, защищающие свои экономические интересы; практика
осуществления экономических действий на основе рационального использования в
условиях ограниченных ресурсов; различные методы оценки эффективности
производства, распределения семейных ресурсов). ресурсов, для оценки риска
осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
приобрести опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в
практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребительской жизни в
домашнем хозяйстве, структуры семейного бюджета; составление личного финансового
плана; для выбора профессии и оценки хорошего роста в профессиональной сфере; выбор

11




форм сбережений; для реализации и защиты прав потребителей (в том числе финансовых
услуг), осознанного выполнения обязанностей, выбора профессии и оценки хорошего
роста в профессиональной сфере;
приобрести опыт составления простейших документов (личный финансовый план,
заявление, резюме);
изучать совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальными и религиозными вещами, на основе гуманистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры

























осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о
науке и образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых
религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного
общества;
характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и
нравственности, гуманизм, парламентизм, справедливость) нашего общества, искусство
как сферу деятельности, информационную культуру и информационную безопасность;
приводить политику
российского
государства
в
сферу
культуры
и
образования; профессиональное образование по социализации личности; правила
информационной безопасности;
классифицировать по разным формам и видам культуры;
сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды
искусств;
поддерживать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования
личности, взаимовлияние науки и образования;
использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
общественные знания, факты наблюдения за жизнью, свое отношение к информационной
культуре и информационной безопасности, правила безопасного поведения в Интернете;
решать познавательные и практические задачи, масштабные формы и многообразие
духовной культуры;
овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры,
составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму,
диаграмму) и преобразовывать предложенные модели в текст;
изучить поиск информации об опасностях современных учёных, о конкретно
объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о
видах мошенничества в Интернете в разных источниках информации;
анализировать,
систематизировать,
оценивать
и
обобщать экономическую
информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую,
аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;
оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
использовать полученные знания для публичного демонстрации результатов своей
деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями и регламентом;
Приобретите опыт осуществления совместной деятельности при изучении разных
культур, стран и отдельных ценностей.

12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 КЛАСС
№
п/п

Название разделов и тем программы

Количество часов
Всего

Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1
Экономика — основа жизнедеятельности
человека
1.2
Рыночные отношения в экономике

Контрольные
работы

5
5

1.3

Финансовые отношения в экономике

5

1.4

Домашнее хозяйство

1

1.5

Экономические цели и функции государства

4

Итого по разделу

20

Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1
Культура, ее многообразие и формы

1

2.2

Наука и образование в Российской Федерации

4

2.3

Роль религии в жизни общества

2

2.4

Роль искусства в жизни человека

2

2.5

Роль информации в современном мире

2

1

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Практические
работы

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
]]

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
]]

13

№
п/п

Название разделов и тем программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Итого по разделу
Проекты защиты, итоговое повторение

11
3

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Практические
работы

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
]]
0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

Экономическая жизнь общества

1

2

Экономическая система и ее функции. Собственность

1

3

Производство — источник экономических благ

1

4

Предпринимательство. Производительность труда.
Разделение труда
Деньги, обмен, торговля

1

1

7

Рыночная экономика. Конкуренция. Многообразие
рынков
Спрос и предложение. Рыночное равновесие

8

Предприятие в экономике

1

5
6

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebfda0 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebff6c ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0124 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec06f6 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec091c ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0ae8 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0cb4 ]]
[[Библиотека ЦОК

1

1

14

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

10

Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и
безработица
Финансовый рынок и финансовые посредники

11

Банковские услуги

1

12

Страховые услуги

1

13

Защита прав потребителей финансовых услуг

1

14

Экономические функции домохозяйств

1

15

1

16

Потребление домашнего хозяйства. Потребительские
товары и товары длительного пользования
Источники доходов и расходов семьи

17

Экономические цели и функции государства

1

18

Налоги. Государственный бюджет. Государственная
политика по развитию конкуренции
Повторно-обобщающий урок по теме «Человек в
экономических отношениях»
Повторно-обобщающий урок по теме «Человек в
экономических отношениях»
Культура, ее многообразие и формы.

1

9

19
20
21

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

https://m.edsoo.ru/f5ec0e62 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1132 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec12ea ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec14b6 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec175e ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1920 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1ae2 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1e70 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2046 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec21ea ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec23a2 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec255a ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec27f8 ]]
[[Библиотека ЦОК

1

1

1
1
1

15

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

22

Наука. Роль науки в развитии общества

1

23

Образование в современном обществе

1

24

Образование в Российской Федерации.
Самообразование
Политика в сфере культуры и образования в Российской
Федерации
Роль религии в жизни человека и общества

1

1

28

Национальные и мировые религии. Объединение
религий и объединений в Российской Федерации
Что такое искусство. Виды искусств

29

Роль искусства в жизни человека и общества

1

30

1

33

Роль информации и информационных технологий в
современном мире
Повторно-обобщающий урок по теме «Человек в мире
культуры»
Защита проектов по теме по теме [["Финансовая
грамотность"]]
Защита проектов по теме [["Человек в экономике"]]

34

Итоговое повторение по темам «Человек в экономике»,

1

25
26
27

31
32

Контрольные
работы

1
1

1

1

1

1
1

16

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

https://m.edsoo.ru/f5ec29ce ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2b86 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2d2a ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec305e ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec31da ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3356 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec34c8 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec363a ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec38c4 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3a5e ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3bd0 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3d60 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3f72 ]]
[[Библиотека ЦОК

№
п/п

Тема урока

«Человек в мире культуры»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

https://m.edsoo.ru/f5ec40e4 ]]
34

2

17

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».