ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Геометрия является одним из базовых курсов на уровне среднего общего образования, так как обеспечивает возможность изучения дисциплин естественно-научной направленности и предметов гуманитарного цикла. Поскольку логическое мышление, формируемое при изучении обучающимися понятийных основ геометрии, при доказательстве теорем и построении цепочки логических утверждений при решении геометрических задач, умение выдвигать и опровергать гипотезы непосредственно используются при решении задач естественно-научного цикла, в частности физических задач. Цель освоения программы учебного курса «Геометрия» на углублённом уровне – развитие индивидуальных способностей обучающихся при изучении геометрии, как составляющей предметной области «Математика и информатика» через обеспечение возможности приобретения и использования более глубоких геометрических знаний и действий, специфичных геометрии, и необходимых для успешного профессионального образования, связанного с использованием математики. Приоритетными задачами курса геометрии на углублённом уровне, расширяющими и усиливающими курс базового уровня, являются: расширение представления о геометрии как части мировой культуры и формирование осознания взаимосвязи геометрии с окружающим миром; формирование представления о пространственных фигурах как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные явления окружающего мира, знание понятийного аппарата по разделу «Стереометрия» учебного курса геометрии; формирование умения владеть основными понятиями о пространственных фигурах и их основными свойствами, знание теорем, формул и умение их применять, умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач; формирование умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире многогранники и тела вращения, конструировать геометрические модели; формирование понимания возможности аксиоматического построения математических теорий, формирование понимания роли аксиоматики при проведении рассуждений; формирование умения владеть методами доказательств и алгоритмов решения, умения их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения стереометрических задач и задач с практическим содержанием, формирование представления о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений; развитие и совершенствование интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления, интереса к изучению геометрии; формирование функциональной грамотности, релевантной геометрии: умения распознавать проявления геометрических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей, моделирования реальных ситуаций, исследования построенных моделей, интерпретации полученных результатов. Основными содержательными линиями учебного курса «Геометрия» в 10–11 классах являются: «Прямые и плоскости в пространстве», «Многогранники», «Тела вращения», «Векторы и координаты в пространстве», «Движения в пространстве». Сформулированное во ФГОС СОО требование «уметь оперировать понятиями», релевантными геометрии на углублённом уровне обучения в 10–11 классах, относится ко всем содержательным линиям учебного курса, а формирование логических умений распределяется не только по содержательным линиям, но и по годам обучения. Содержание образования, соответствующее предметным результатам освоения Федеральной рабочей программы, распределённым по годам обучения, структурировано таким образом, чтобы ко всем основным, принципиальным вопросам 1 обучающиеся обращались неоднократно. Это позволяет организовать овладение геометрическими понятиями и навыками последовательно и поступательно, с соблюдением принципа преемственности, а новые знания включать в общую систему геометрических представлений обучающихся, расширяя и углубляя её, образуя прочные множественные связи. Переход к изучению геометрии на углублённом уровне позволяет: создать условия для дифференциации обучения, построения индивидуальных образовательных программ, обеспечить углублённое изучение геометрии как составляющей учебного предмета «Математика»; подготовить обучающихся к продолжению изучения математики с учётом выбора будущей профессии, обеспечивая преемственность между общим и профессиональным образованием. На изучение учебного курса «Геометрия» на углублённом уровне отводится в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 11 КЛАСС Векторы и координаты в пространстве Понятия: вектор в пространстве, нулевой вектор, длина ненулевого вектора, векторы коллинеарные, сонаправленные и противоположно направленные векторы. Равенство векторов. Действия с векторами: сложение и вычитание векторов, сумма нескольких векторов, умножение вектора на число. Свойства сложения векторов. Свойства умножения вектора на число. Понятие компланарные векторы. Признак компланарности трёх векторов. Правило параллелепипеда. Теорема о разложении вектора по трём некомпланарным векторам. Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Связь между координатами вектора и координатами точек. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Разложение вектора по базису. Координатно-векторный метод при решении геометрических задач. Тела вращения Понятия: цилиндрическая поверхность, коническая поверхность, сферическая поверхность, образующие поверхностей. Тела вращения: цилиндр, конус, усечённый конус, сфера, шар. Взаимное расположение сферы и плоскости, касательная плоскость к сфере. Изображение тел вращения на плоскости. Развёртка цилиндра и конуса. Площадь поверхности цилиндра, конуса, площадь сферы и её частей. Объём. Основные свойства объёмов тел. Теорема об объёме прямоугольного параллелепипеда и следствия из неё. Объём прямой и наклонной призмы, цилиндра, пирамиды и конуса. Объём шара и шарового сегмента. Понятие многогранника, описанного около сферы, сферы, вписанной в многогранник или тело вращения. Площадь поверхности цилиндра, конуса, площадь сферы и её частей. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ» (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ) НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) гражданское воспитание: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, представление о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и другое), умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; 2 2) патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской идентичности, уважения к прошлому и настоящему российской математики, ценностное отношение к достижениям российских математиков и российской математической школы, использование этих достижений в других науках, технологиях, сферах экономики; 3) духовно-нравственное воспитание: осознание духовных ценностей российского народа, сформированность нравственного сознания, этического поведения, связанного с практическим применением достижений науки и деятельностью учёного, осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; 4) эстетическое воспитание: эстетическое отношение к миру, включая эстетику математических закономерностей, объектов, задач, решений, рассуждений, восприимчивость к математическим аспектам различных видов искусства; 5) физическое воспитание: сформированность умения применять математические знания в интересах здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к своему здоровью (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), физическое совершенствование при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; 6) трудовое воспитание: готовность к труду, осознание ценности трудолюбия, интерес к различным сферам профессиональной деятельности, связанным с математикой и её приложениями, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, готовность и способность к математическому образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, готовность к активному участию в решении практических задач математической направленности; 7) экологическое воспитание: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, ориентация на применение математических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирование поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, понимание математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; 3 проводить самостоятельно доказательства математических утверждений (прямые и от противного), выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные суждения и выводы; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить самостоятельно спланированный эксперимент, исследование по установлению особенностей математического объекта, явления, процесса, выявлению зависимостей между объектами, явлениями, процессами; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять дефициты информации, данных, необходимых для ответа на вопрос и для решения задачи; выбирать информацию из источников различных типов, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; структурировать информацию, представлять её в различных формах, иллюстрировать графически; оценивать надёжность информации по самостоятельно сформулированным критериям. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: составлять план, алгоритм решения задачи, выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, данных, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения результатов деятельности, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных задач, принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной 4 работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу 11 класса обучающийся научится: свободно оперировать понятиями, связанными с цилиндрической, конической и сферической поверхностями, объяснять способы получения; оперировать понятиями, связанными с телами вращения: цилиндром, конусом, сферой и шаром; распознавать тела вращения (цилиндр, конус, сфера и шар) и объяснять способы получения тел вращения; вычислять величины элементов многогранников и тел вращения, объёмы и площади поверхностей многогранников и тел вращения, геометрических тел с применением формул; изображать изучаемые фигуры, выполнять (выносные) плоские чертежи из рисунков простых объёмных фигур: вид сверху, сбоку, снизу, строить сечения тел вращения; извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах и рисунках; свободно оперировать понятием вектор в пространстве; выполнять операции над векторами; задавать плоскость уравнением в декартовой системе координат; решать геометрические задачи на вычисление углов между прямыми и плоскостями, вычисление расстояний от точки до плоскости, в целом, на применение векторнокоординатного метода при решении; доказывать геометрические утверждения; применять геометрические факты для решения стереометрических задач, предполагающих несколько шагов решения, если условия применения заданы в явной и неявной форме; решать задачи на доказательство математических отношений и нахождение геометрических величин; применять полученные знания на практике: сравнивать, анализировать и оценивать реальные ситуации, применять изученные понятия, теоремы, свойства в процессе поиска решения математически сформулированной проблемы, моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин; иметь представления об основных этапах развития геометрии как составной части фундамента развития технологий. 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС Количество часов Электронные № Наименование разделов и п/п тем программы Векторы в пространстве Метод координат в 2 пространстве. Движения. 3 Цилиндр, конус и шар 4 Объемы тел Заключительное 5 повторение ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 (цифровые) Контрольные Практические работы работы Всего 5 образовательные ресурсы resh.edu.ru 15 1 resh.edu.ru 16 17 1 1 resh.edu.ru resh.edu.ru 15 1 resh.edu.ru 68 4 6 Календарно-тематическое планирование геометрия 11 класс № п/п Раздел, тема урока Основное содержание (решаемые проблемы) Виды деятельности учащихся Глава VI. Векторы в пространстве. (5 ч.) 1 Понятие 1)векторы Знать: определение вектора, вектора в пространстве, 2)модуль вектора равенство 3)равенство его длины. векторов Уметь: на модели векторов параллелепипеда 4)коллинеарные находить векторы сонаправленные, противоположно направленные , равные векторы 2 Сложение правило сложения Знать: правило сложения и и вычитания и вычитания векторов. вычитание векторов. Уметь: находить сумму и векторов, разность векторов с сумма помощью правила нескольки треугольника и х векторов многоугольника 3 Умножени е вектора на число 1.Умножение вектора на число. 2.Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам Знать: как определяется умножение вектора на число. Уметь: выражать один из коллинеарных векторов через другой Планируемые образовательные результаты УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные предметные Дата по плану личностные Формулировать определения вектора, его длины, коллинеарных векторов, равных векторов; формулировать и доказывать утверждения о равных векторах Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения. Регулятивные : оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения Объяснять, как определяются сумма и разность векторов; формулировать и доказывать теорему 44 Сумма и разность векторов 1 о координатах суммы векторов и её следствия Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения Познавательные: создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста Формирование целевых установок учебной деятельности Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения Объяснять, как определяется произведение вектора на число; формулировать и доказывать теорему о координатах произведения вектора на число и, опираясь на неё, обосновывать свойства этой операции Коммуникативные: развить у учащихся представление о месте математики в системе наук. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) Формирование устойчивой мотивации обучению 7 к Дата по факту 4 Комплана рные векторы. Знать: определение компланарных векторов Правило параллелепипеда Уметь: на модели параллелепипеда находить компланарные векторы Выполнять сложениетрех некомпланарных векторов с помощью правила параллелепипеда Знать: теорему о разложении любого вектора по трем некомпланарным векторам. Уметь: выполнять разложение вектора по трем некомпланарным векторам на модели параллелепипеда теорема о разложении любого вектора по трем некомпланарным векторам. разложение вектора по трем некомпланарным векторам на модели параллелепипеда Глава VII Метод координат в пространстве. Движения. (15 ч.) 6 Прямоуго Понятия Знать: понятия льная прямоугольной прямоугольной системы система системы координат в координат координат в пространстве, координат в пространстве, точки. пространс координат точки. Уметь: решать задачи по тве Решение задач на теме нахождение координат точки, умение строить точку по заданным координатам 5 Правило параллеле пипеда. Разложен ие вектора по трем некомпла нарным векторам. определение компланарных векторов Правило параллелепипеда Объяснять, какие векторы называются компланарными; Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения Познавательные: создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста Формирование целевых установок учебной деятельности Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения формулировать и доказывать теорему о разложении вектора по трём некомпланарным векторам Коммуникативные: развить у учащихся представление о месте математики в системе наук. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) Формирование устойчивой мотивации обучению Объяснять, что такое ось координат, как определяется координата точки по даннойоси, как вводится и обозначается прямоугольнаясистема координат в пространстве, как называются оси координат; Коммуникативные: развить у учащихся представление о месте математики в системе наук. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) Формирование устойчивой мотивации обучению 8 к к 7 8 Координа ты вектора Связь между координат ами векторов и координат ных точек Координаты вектора. Разложение вектора по координатным векторам i , j, к. Сложение, вычитание и умножение вектора на число. Равные векторы Знать: понятие координат вектора в данной системе координат; формулу разложения вектора по координатным векторам i , j,к; правила сложения, вычитания и умножения вектора на число; понятие равных векторов. Решение задач на разложение вектора по координатным векторам i , j, к, сложение, вычитание и умножение вектора на число. Коллинеарные и компланарные векторы Знать: понятие координат вектора в данной системе координат; понятие разложения вектора по координатным векторамi , j, к; правиласложения, вычитания и умножения вектора на число; понятия равных, коллинеарных и компланарных векторов. выводить и использовать в решениях задач формулы координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками. Коммуникативные: развить у учащихся представление о месте математики в системе наук. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) Формирование устойчивой мотивации обучению выводить и использовать в решениях задач формулы координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками. Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности Выводить уравнение сферы данного радиуса с центром в данной точке Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения Познавательные: создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности Уметь: решать задачи по теме Уметь: решать задачи по теме 9 Простейш ие задачи в координат ах Работа над ошибками. Понятие радиусвектора произвольной точки пространства. Нахождение координаты вектора по к Знать: понятие радиусвектора произвольной точки пространства; формулы для нахождения координат вектора по координатам точек конца и начала вектора. 9 10 11 координатам точек конца и начала вектора Уметь: решать задачи по теме Решение задач на нахожден ие координат ы середины отрезка и длины вектора. Координаты середины отрезка. Вычисление длины вектора по его координатам, расстояния между двумя точками Знать: формулы для нахождения координат середины отрезка, вычисления длины вектора по его координатам, расстояния между двумя точками. Решение задач на нахожден ие расстояни я между точками. Решение задач на нахождение расстояния между точками Уметь: решать задачи по теме Знать: понятие координат вектора в данной системе координат; формулу расстояния между точками Умение записывать и воспроизводить уравнение окружности, знать смысл его коэффициентов. Формирование пошагового способа действий при написании уравнения по заданным элементам. Уметь: решать задачи на определение координат центра окружности и его радиуса по данному уравнению окружности. . Коммуникативные: развить у учащихся представление о месте математики в системе наук. Регулятивные: планировать необходимые действия, операции. Оценивать возникающие трудности, вносить коррективы в работу Знать: уравнение прямой. Уметь: составлять уравнение прямой по координатам двух его точек. Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. осваивать новые виды деятельности Познавательные: различать методы познания окружающего мира по его целям; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию заданным критериям 12 Угол между векторами . Проверка знаний, умений и навыков по теме Знать: понятие угла между векторами; формулы для нахождения угла между векторами по их координатам. Объяснять, как определяется угол между векторами; 10 по Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: определять последовательность промежуточных Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, самоанализа и 13 Скалярное произведе ние векторов. Понятие угла между векторами. Нахождение угла между векторами по их координатам. Работа над ошибками Знать: понятие скалярного произведения векторов; две формулы для нахождения скалярного произведения векторов; Уметь: решать задачи по теме 14 Свойства скалярног о произведе ния векторов. Понятие скалярного произведения векторов. Две формулы нахождения скалярного произведения векторов. Основные свойства скалярного произведения векторов Знать: понятие скалярного произведения векторов; две формулы для нахождения скалярного произведения векторов; основные свойства скалярного произведения векторов. Использование скалярного произведения векторов при Уметь: решать задачи по теме 15 Вычислен ие углов между прямыми. Формулировать определение скалярного произведения векторов; формулировать и доказывать утверждения о его свойствах. Уметь: решать задачи по теме Объяснять, какой вектор называется направляющим вектором прямой, как вычислить угол между двумя 11 целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции самокоррекции учебной деятельности Формирование целевых установок учебной деятельности Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности Формирование целевых установок учебной деятельности решении задач на вычисление углов между двумя прямыми, между прямой и плоскостью 16 Вычислен ие углов между плоскостя ми. Решение задач на использование теории о скалярном произведении векторов Уметь: решать задачи по теме 17 Центральн ая и зеркальна я симметри и. Работа над ошибками. Понятие движения пространства, основные виды движений. Понятия осевой, зеркальной и Знать: понятие движения пространства; основные виды движений; определения осевой, зеркальной и центральной симметрии, параллельного переноса. прямыми, если известны координаты их направляющих векторов; как вычислить угол между прямой и плоскостью, если известны координаты направляющего вектора прямой и вектора, перпендикулярного к плоскости, как вычислить угол между двумя плоскостями, если известны координаты векторов, перпендикулярных к этим плоскостям Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения Познавательные: создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста Объяснять, какой вектор называется направляющим вектором прямой, как вычислить угол между двумя прямыми, если известны координаты их направляющих векторов; как вычислить угол между прямой и плоскостью, если известны координаты направляющего вектора прямой и вектора, перпендикулярного к плоскости, как вычислить угол между двумя плоскостями, если известны координаты векторов, перпендикулярных к этим плоскостям Объяснять, что такое отображение пространства на себя и в каком случае оно называется движением пространства; объяснять, что такое осевая симметрия, центральная симметрия, зеркальная симметрия обосновывать, что Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения Познавательные: создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста Формирование целевых установок учебной деятельности Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения Познавательные: создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста Формирование целевых установок учебной деятельности 12 центральной симметрии, параллельного переноса 18 Параллель ный перенос. Уметь: решать задачи по теме Решение задач с использованием осевой, зеркальной и центральной симметрии, параллельного переноса Знать: понятие движения пространства; основные виды движений; определения осевой, зеркальной и центральной симметрии, параллельного переноса. Знать: понятие скалярного произведения векторов; две формулы для нахождения скалярного произведения векторов; основные свойства скалярного произведения векторов. Уметь: решать задачи по теме 19 Контроль ная работа №1 «Метод координа т в простран стве». Решение задач на использование теории о скалярном произведении векторов и движении в пространстве 20 Анализ контрольн ой работы. Зачет №1 «Метод координат в Проверка знаний, умений и навыков по теме Уметь: решать задачи по теме Работа над ошибками эти отображения пространства на себя являются движениями; приводить примеры использования движений при обосновании равенства фигур Объяснять, что такое отображение пространства на себя и в каком случае оно называется движением пространства; объяснять, что такое параллельный перенос на данный вектор; Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности 13 Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего результата). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию в преодолении препятствий. Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, самоанализа и самокоррекции учебной деятельности Формирование целевых установок учебной деятельности Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения Формирование навыков самоанализа и самоконтроля пространс тве». Глава IV. Цилиндр, конус и шар (16 ч.) 21 22 23 Понятие цилиндра. Площадь поверхнос ти цилиндра. Решение задач по теме «Понятие цилиндра. Площадь поверхнос Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Понятия цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов (боковой поверхности, оснований, образующих, оси, высоты, радиуса). Сечения цилиндра Знать: понятия цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов (боковой поверхности, оснований, образующих, оси, высоты, радиуса); сечения цилиндра. Развертка боковой поверхности цилиндра. Площадь боковой и полной поверхности цилиндра. Решение задач на вычисление площади боковой и полной поверхности цилиндра Знать: понятие развертки боковой поверхности цилиндра; формулы для вычисления площади боковой и полной поверхности цилиндра. Решение задач на использование теории о цилиндре Знать: понятия цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов (боковой поверхности, оснований, образующих, оси, высоты, радиуса), Уметь: решать задачи по теме Уметь: решать задачи по теме Объяснять, что такое цилиндрическая поверхность, её образующие и ось, какое тело называется цилиндром и как называются его элементы, что представляют собой осевое сечение цилиндра и сечение плоскостью, перпендикулярной к его оси, как получается цилиндр путём вращения вокруг оси его осевого сечения; Коммуникативные: развить у учащихся представление о месте математики в системе наук. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) Формирование устойчивой мотивации обучению объяснять, что принимается за площадь боковой поверхности цилиндра, выводить формулы площадей боковой и полной поверхностей цилиндра и формулу объёма цилиндра, использовать эти формулы при решении задач Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности объяснять, что принимается за площадь боковой поверхности цилиндра, выводить формулы площадей боковой и полной поверхностей цилиндра и формулу объёма цилиндра, Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности 14 к ти цилиндра ». развертки боковой поверхности цилиндра; сечения цилиндра; формулы для вычисления площади боковой и полной поверхности цилиндра. использовать эти формулы при решении задач Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям Объяснять, что такое коническая поверхность, её образующие, вершина и ось, какое тело называется конусом и как называются его элементы, что представляют собой осевое сечение конуса и сечение плоскостью, перпендикулярной к оси, как получается конус путём вращения его осевого сечения вокруг оси Коммуникативные: выслушивать мнение членов команды, не перебивая . Регулятивные: прогнозировать результат усвоения материала, определять промежуточные цели Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. Уметь анализировать объекты с выделением признаков. Формирование стартовой мотивации к изучению нового объяснять, что принимается за площадь боковой поверхности конуса, выводить формулы площадей боковых и полных поверхностей конуса и усечённого конуса; формулировать теорему об объёме конуса, Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности Уметь: решать задачи по теме 24 25 Понятие конуса. Площадь поверхнос ти конуса. Работа над ошибками. Понятие конической поверхности. Конус и его элементы (боковая поверхность, основание, вершина, образующие, ось, высота). Сечения конуса Знать: понятия конической поверхности, конуса и его элементов(боковой поверхности, основания, вершины, образующих, оси, высоты); сечения конуса. Развертка боковой поверхности конуса. Площадь боковой и полной поверхности конуса. Решение задач на вычисление площади боковой и полной поверхности конуса Знать: понятие развертки боковой поверхности конуса; формулы площади боковой и полной поверхности конуса. Уметь: решать задачи по теме Уметь: решать задачи по теме 15 26 27 Усеченны й конус Конус. Решение задач. Понятия усеченного конуса и его элементов (боковой поверхности, оснований, вершины, образующих, оси, высоты). Сечения усеченного конуса Знать: понятия усеченного конуса и его элементов (боковой поверхности, оснований, вершины, образующих, оси, высоты); сечения усеченного конуса. Решение задач по теме «Конус. Усеченный конус. Площадь поверхности конуса и усеченного конуса» Знать: понятия конической поверхности, конуса и его элементов, развертки боковой поверхности конуса, усеченного конуса и его элементов; формулы площади боковой и полной поверхности конуса и усеченного конуса; сечения конуса и усеченного конуса. Уметь: решать задачи по теме объяснять какая фигура называется усечённым конусом и как называются.его элементы; выводить формулу объёма усечённого конуса, использовать формулы площадей поверхностей и объёмов конуса и усечённого конуса при решении задач Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения. Регулятивные : оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения объяснять какая фигура называется усечённым конусом и как называются.его элементы; выводить формулу объёма усечённого конуса, использовать формулы площадей поверхностей и объёмов конуса и усечённого конуса при решении задач Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения. Регулятивные : оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения Формулировать определения сферы, её центра, радиуса и диаметра; Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, самоанализа и самокоррекции учебной деятельности Уметь: решать задачи по теме 28 Сфера шар. и Работа над ошибками. Понятия сферы и шара и их элементов (радиуса, диаметра). Понятие уравнения поверхности. Знать: понятия сферы и шара и их элементов(радиуса, диаметра); уравнения поверхности; вывод уравнения сферы. Уметь: решать задачи по теме 16 Вывод уравнения сферы 29 30 31 Взаимное расположе ние сферы и плоскости . Касательн ая плоскость к сфере. Площадь сферы Решение задач по теме «сфера» Три случая взаимного расположения сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере, точка касания. Свойство и признак касательной плоскости к сфере. Решение задач Знать: три случая взаимного расположения сферы и плоскости; понятия касательной плоскости к сфере, точки касания; свойство и признак касательной плоскости к сфере с доказательствами. Понятия сферы, описанной около многогранника и вписанной в многогранник. Формула площади сферы. Решение задач на нахождение площади сферы Знать: понятия сферы, описанной около многогранника и вписанной в многогранник; формулу площади сферы. Уметь: решать задачи по теме Закрепление теоретических знаний по теме. Совершенствован ие навыков решения задач Исследовать взаимное расположение сферы и прямой Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения Познавательные: создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста Формирование целевых установок учебной деятельности Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения Уметь: решать задачи по теме Знать: понятия сферы, шара и их элементов, уравнения поверхности, касательной плоскости к сфере, точки касания; свойство и признак касательной плоскости к сфере; уравнение сферы; формулу площади сферы. формулировать определение касательной прямой к сфере, формулировать и доказывать теоремы о свойстве и признаке касательной прямой Коммуникативные: развить у учащихся представление о месте математики в системе наук. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) Формирование устойчивой мотивации обучению Уметь описывать и анализировать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, выполнять чертежи по условиям задач. Решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности 17 к 32 33 34 Уметь: решать задачи по теме геометрических величин (длин, углов) необходимых операций. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям объяснять, какой многогранник называется описанным около сферы и какой – вписанным в сферу Коммуникативные: развить у учащихся представление о месте математики в системе наук. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) Формирование устойчивой мотивации обучению Объяснять какие кривые получаются в сечениях цилиндрической поверхности различными плоскостями Коммуникативные: развить у учащихся представление о месте математики в системе наук. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, Формирование устойчивой мотивации обучению Решение задач по теме «Цилиндр, шар и конус» Повторение понятий сферы, описанной около многогранника и вписанной в многогранник Знать: понятия сферы, описанной около многогранника и вписанной в многогранник. Решение задач по теме «Цилиндр, шар и конус» Решение задач на вписанные в сферу и описанные около сферы многогранники Уметь: решать задачи по теме Урок обобщенн ого повторени я по теме «Цилиндр, шар и конус» Подготовка к контрольной работе. Решение задач по теме Знать: понятия цилиндра и его элементов, развертки боковой поверхности цилиндра, конуса и его элементов, развертки боковой поверхности конуса, усеченного конуса и его элементов, сферы и шара Уметь: решать задачи по теме Объяснять какие кривые получаются в сечениях конической поверхности различными плоскостями 18 к к Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности и их элементов, уравнения поверхности, касательной плоскости к сфере, точки касания; сечения цилиндра, конуса и усеченного конуса; 35 Контроль ная работа № 2 по теме «Цилинд р, шар и конус» Проверка знаний, умений и навыков по теме 36 Анализ контрольн ой работы. Зачет 2. Работа над ошибками. Совершенствован ие навыков решения задач по теме Знать: формулы для вычисления площади боковой и полной поверхности цилиндра, площади боковой и полной поверхности конуса и усеченного конуса, площади сферы; свойство и признак касательной плоскости к сфере; уравнение сферы. Уметь: решать задачи по теме Знать: формулы для вычисления площади боковой и полной поверхности цилиндра, площади боковой и полной поверхности конуса и усеченного конуса, площади сферы; свойство и признак касательной плоскости к сфере; уравнение сферы. Уметь: решать задачи по теме выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего результата). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего результата). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля Глава VII. Объемы тел (17ч.) 19 37 38 39 Понятие объёма. Объём прямоугол ьного параллеле пипеда. Понятие объема. Свойства объемов. Теорема и следствие об объеме прямоугольного параллелепипеда. Решение задач на вычисление объема прямоугольного параллелепипеда Знать: понятие объема; свойства объемов; теорему и следствие об объеме прямоугольного параллелепипеда. Объём прямоугол ьного параллеле пипеда. Теорема и следствие об объеме прямоугольного параллелепипеда. Решение задач на вычисление объема прямоугольного параллелепипеда Знать: теорему и следствие об объеме прямоугольного параллелепипеда. Решение задач на вычисление объема прямой призмы Знать: понятие объема; свойства объемов; теорему и следствие об объеме прямой призмы Объём прямой призмы Объём цилиндра Теорема об объеме цилиндра. Решение задач на вычисление объема цилиндра и Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения Познавательные: создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста Формирование целевых установок учебной деятельности Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения формулировать основные свойства объемов и выводить с их помощью формулу объема прямоугольного параллелепипеда Коммуникативные: развить у учащихся представление о месте математики в системе наук. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) Формирование устойчивой мотивации обучению Формулировать и доказывать теоремы об объеме прямой призмы; решать задачи, связанные с вычислением объемов этих тел Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения Познавательные: создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста Формирование целевых установок учебной деятельности Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения Формулировать и доказывать теоремы об объеме цилиндра; решать задачи, связанные с вычислением объемов этих тел Коммуникативные: развить у учащихся представление о месте математики в системе наук. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности. Формирование устойчивой мотивации обучению Уметь: решать задачи по теме Уметь: решать задачи по теме Уметь: решать задачи по теме 40 Объяснять как измеряются объемы тел, проводя аналогию с измерениями площадей многоугольников; Знать: теорему об объеме цилиндра с доказательством. 20 к к 41 42 43 44 Объём наклонной призмы. Объём пирамиды Объем конуса Решение задач по теме «Объем тел использование теоремы об объеме цилиндра Уметь: решать задачи по теме Теорема об объеме наклонной призмы и ее применение к решению задач Знать: теорему об объеме наклонной призмы с доказательством. Теорема об объеме пирамиды и ее применение к решению задач Знать: теорему об объеме пирамиды с доказательством. Теорема об объеме конуса. Формула объема усеченного конуса. Решение задач на использование теоремы об объеме конуса и ее следствия Знать: теорему об объеме конуса с доказательством; формулу объема усеченного конуса. Работа над ошибками. Основная формула для вычисления объемов тел. Решение задач на Знать: основную формулу для вычисления объемов тел. Уметь: решать задачи по теме Уметь: решать задачи по теме Познавательные: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) Выводить интегральную формулу для вычисления объемов тел и доказывать с ее помощью теоремы об объеме наклонной призмы, об объеме конуса, пирамиды; Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения. Регулятивные : оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения Познавательные: создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения выводить формулы для вычисления объемов усеченной пирамиды и усеченного конуса; решать задачи, связанные с вычислением объемов этих тел Коммуникативные: развить у учащихся представление о месте математики в системе наук. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) Формирование устойчивой мотивации обучению Объяснять как измеряются объемы тел, проводя аналогию с измерениями площадей многоугольников; Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения Формирование целевых установок учебной деятельности Формирование навыков анализа, Выводить интегральную формулу для вычисления объемов тел и доказывать с ее помощью теоремы об объеме наклонной призмы, об объеме конуса, пирамиды; Уметь: решать задачи по теме Уметь: решать задачи по теме 21 Формирование целевых установок учебной деятельности Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения к 45 46 47 вращения » нахождение объемов тел с помощью определенного интеграла Провероч ная работа по теме: «Объемы тел» Формулы объемов тел. Анализ проверочн ой работы. Объем шара. Работа над ошибками. Теорема об объеме шара. Решение задач на использование формулы объема шара Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового спектра. Определения шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Формулы для вычисления объемов частей шара. Решение задач Знать: основную формулы для вычисления объемов тел. Уметь: решать задачи по теме Знать: теорему объеме шара доказательством. об с Уметь: решать задачи по теме Знать: определения шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора; формулы для вычисления объемов частей шара. Уметь: решать задачи по теме Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности Формулировать определения шара, его центра, радиуса и диаметра; формулировать теорему об объёме шара; Объяснять, что принимается за площадь сферы; выводить формулу, выражающую площадь сферы через её радиус, а также формулу площади сферической части поверхности шарового сегмента 22 Познавательные: создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста сопоставления, сравнения Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего результата). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения Познавательные: создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста Формирование навыков самоанализа и самоконтроля Коммуникативные: развить у учащихся представление о месте математики в системе наук. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) Формирование устойчивой мотивации обучению Формирование целевых установок учебной деятельности Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения к 48 Площадь сферы 49 Решение задач по теме «Объем шара. Площадь сферы» Вывод формулы площади сферы. Решение задач на нахождение площади сферы Знать: вывод формулы площади сферы. Уметь: решать задачи по теме объяснять, что принимается за площадь сферы и как она выражается через радиус сферы, использовать формулы объёма шара и площади сферы при решении задач Работа над ошибками. Решение задач на использование формул объема шара, его частей и площади сферы. Подготовка к контрольной работе Знать: теорему об объеме шара; определения шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора; формулы для вычисления объемов шара и частей шара; формулу площади сферы. объяснять, что принимается за площадь сферы и как она выражается через радиус сферы, использовать формулы объёма шара и площади сферы при решении задач Уметь: решать задачи по теме 50 Решение задач по теме «Объем шара и его частей» Работа над ошибками. Решение задач на использование формул объема шара, его частей и площади сферы. Подготовка к контрольной работе Знать: теорему об объеме шара; определения шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора; формулы для вычисления объемов шара и частей шара; формулу площади сферы. Выводить интегральную формулу для вычисления объемов тел и доказывать с ее помощью теоремы об объеме наклонной призмы, об объеме конуса, пирамиды; 23 Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения. Регулятивные : оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения Уметь: решать задачи по теме 51 Урок обобщенн ого повторени я по теме « Объем шара. Площадь сферы» Работа над ошибками. Решение задач на использование формул объема шара, его частей и площади сферы. Подготовка к контрольной работе Знать: теорему об объеме шара; определения шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора; формулы для вычисления объемов шара и частей шара; формулу площади сферы. объяснять, что принимается за площадь сферы и как она выражается через радиус сферы, использовать формулы объёма шара и площади сферы при решении задач Уметь: решать задачи по теме 52 53 Контроль ная работа №3 «Объемы тел» Проверка знаний, умений и навыков по теме Анализ контрольн ой работы. Зачет 3 «Объемы тел» Проверка знаний, умений и навыков по теме . Уметь: решать задачи по теме Уметь: решать задачи по теме Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности 24 Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего результата). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего результата). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности Формирование навыков самоанализа и самоконтроля Формирование навыков самоанализа и самоконтроля Заключительное повторение (14ч.) 55 Параллель ность прямых и плоскосте й Повторение теории о параллельности прямых и плоскостей. Решение задач Знать: понятия параллельных прямых, отрезков, лучей в пространстве; теорему о параллельных прямых; лемму о пересечении плоскости параллельными прямыми; теорему о трех параллельных прямых; возможные случаи взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве; понятие параллельности прямойи плоскости; признак параллельности прямойи плоскости. Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач. Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию. Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, самоанализа и самокоррекции учебной деятельности Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач. Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию. Формирование целевых установок учебной деятельности Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения Уметь: решать задачи по теме 56 Задачи на построени е сечений многогран ников Повторить построение сечений многогранников Уметь: решать задачи по теме 25 Перпенди кулярност ь прямых и плоскосте й Повторение теории о перпендикулярно сти прямых и плоскостей, Решение задач 58 Теорема о трех перпендик улярах Повторение теоремы о трех перпендикулярах. Решение задач Уметь: решать задачи по теме Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач. 59 Расстояни е от точки до прямой и между скрещива ющимися прямыми Повторение расстояния от точки до прямой и между скрещивающими ся прямыми Решение задач Уметь: решать задачи по теме Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач. 57 Знать: теорию двугранном угле. о Уметь: решать задачи по теме Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач. 26 Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию. Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, Формирование целевых установок учебной деятельности Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, самоанализа и самокоррекции учебной деятельности самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию. 60 Призма. Площадь ее поверхнос ти и объем Повторение формул площади и объема призмы. Решение задач на нахождение площади и объема призмы Знать: формулы площади боковой поверхности и полной поверхности пирамиды, площади боковой поверхности правильной пирамиды, площади боковой поверхности усеченной пирамиды, площади поверхности прямой и наклонной призмы; теорему и следствие об объеме прямоугольного параллелепипеда; теоремы об объеме прямой призмы, пирамиды, усеченной пирамиды. Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач. Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач. Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, самоанализа и самокоррекции учебной деятельности Уметь: решать задачи по теме 61 Пирамида. Площадь ее поверхнос ти и объем Повторение формул площади и объема пирамиды. Решение задач на нахождение площади и объема пирамиды. Знать: формулы для вычисления площади боковой и полной поверхности цилиндра, площади боковой и полной поверхности конуса и усеченного конуса, площади сферы, объемов шара и частей 27 шара, цилиндра, конуса и усеченного конуса. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию. Уметь: решать задачи по теме 62 Векторы в пространс тве Задачи в координат ах Повторение понятия вектора, действий над векторами. Повторение формул координат вектора, середины отрезка, расстояния между точками в пространстве. Решение задач методом координат. Знать: основной теоретический материал курса стереометрии. Уметь: решать задачи по теме Знать: основной теоретический материал курса стереометрии. Уметь: решать задачи Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач. Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач. 28 Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям Формирование целевых установок учебной деятельности Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности 6364 6566 67 Вычислен ие углов между прямыми Круглые тела. Площади их поверхнос тей и объемы Итоговая контроль ная работа №4 Повторение формул нахождения угла между прямыми. Решение задач на вычисление угла между прямыми. Знать: основной теоретический материал курса планиметрии (7-9 класс). Повторение формул площадей и объемов тел вращения. Решение Знать: основной теоретический материал курса планиметрии. задач нахождение объемов площадей вращения Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности Уметь: решать задачи Уметь: решать задачи Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач. на и тел Проверка знаний, умений и навыков по теме Знать: основной теоретический материал курса планиметрии. Уметь: решать задачи Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач. 29 Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию. Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, самоанализа и самокоррекции учебной деятельности Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов, Формирование целевых установок учебной деятельности Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, самоанализа и самокоррекции учебной деятельности самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию. 68 Анализ итоговой контрольн ой работы. Решение задач открытого банка заданий ФИПИ Работа ошибками над Знать: основной теоретический материал курса планиметрии. Уметь: решать задачи Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач. 30 Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности