Курс. Информационная обработка текста 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика элективного курса «Информационная обработка текста»
Элективный курс «Информационная обработка текста» направлен на освоение учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста
требует нравственно-интеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом — это
учебная деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как часть самого обучения, приобретения тех
знаний, умений. Процесс понимания текста, его интерпретация учеником — уже творчество.
Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства (рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и
эстетическому, и этическому, является решающим фактором формирования языковой личности. Курс призван обеспечить освоение наиболее
актуальных для работы над текстами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку обучающихся к разработке и реализации
собственных текстов. Актуальность курса «Информационная обработка текста» определяется, с одной стороны, необходимостью решать
проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и сжатое
изложение, тестовые задания, и творческую работу.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы
и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом определяют достижения человека практически во всех областях
жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей
профессией.
Данная программа элективного курса для 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего
образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цель курса – научить девятиклассников анализировать содержание и лингвистические компоненты текста, структурировать информацию,
интерпретировать чужой и создавать собственный текст.
Задачи изучения элективного курса:
 помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами
родного языка для передачи своих мыслей и чувств;
 работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в
данный момент;
 соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
 развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление быть вдумчивым и проницательным читателем;
 формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с опорой на анализ текста художественного произведения или
жизненный опыт;
2

формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка;
выявлять творческие способности у каждого школьника;
помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со своими коммуникативными проблемами, развивать речь, память, внимание,
способствовать становлению характера, умению побороть себя и свои пороки;
 помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского языка, показать им его многообразные возможности, приучить обучающихся
вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию собственных творческих работ.
 научить применять обобщённых знаний и умений при анализе текста.
Ценностные ориентиры содержания элективного курса
Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая
направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
 писать изложения разных видов
 читать текст и анализировать его содержание
 выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы
и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной
информации.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации метапредметной функции,
которую русский язык выполняет в системе школьного образования.




Количество учебных часов
Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 34 учебных часа, в том числе на теорию – 5 часов, практику – 29 часов.
Формы организации образовательного процесса
Данная программа предусматривает проведение практических занятий, исследований, деловой игры, тренингов; организацию групповых форм работы,
дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения, самостоятельной работы обучающихся. На занятиях предусматривается
использование:

Лекции учителя с различными видами заданий;

Составление обобщающих таблиц и схем;

Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);

Самостоятельный отбор материала;

Работа в группах;

Проведение деловых игр и практикумов;
3




Работа с пакетами КИМов;
Написание изложений и сочинений.

Технологии обучения
В процессе изучения русского языка будут применяться игровая технология, технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ.
Механизмы формирования лингворечевой компетенции:







использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от
коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.

В основу программы положена идея личностно -ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного)
обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9
классе.
Содержание курса направлено на формирование знаний и умений, необходимых для выполнения заданий, проверяющих следующие виды
компетенций:
-лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
-языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых
норм;
-коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать
собственные высказывания.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой школы у обучающихся в процессе изучения
русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные,
организационные.

4

Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены
решению комплексной задачи – развитие речи школьников, усвоение ими практической грамотности.
Виды и формы контроля
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ, с помощью тестов, письменных работ
(сжатого изложения, сочинения - рассуждения), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа:
сжатое изложение и сочинение-рассуждение. Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ГИА.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения элективного курса обучаемый должен знать:
• основные признаки текста;
• основные признаки сжатия текста;
• основные приемы написания сочинений разных типов.
В результате изучения элективного курса обучаемый должен уметь:
• осознанно воспринимать текст;
• определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения героя;
• правильно и лаконично излагать содержание текста;
• определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;
• членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;
• выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;
• владеть различными приемами сжатия текста;
• письменно передавать содержание текста в сжатом виде, используя при этом различные средства речевой выразительности;
• самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
• проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;
• выполнять орфографические, пунктуационные и грамматические нормы;
•свободно владеть знаниями по грамматике русского языка при решении тестовых заданий.
При выразительном чтении текста: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности;
определять, где нужны логические ударения, паузы.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности
Тема, основная мысль.
Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.
5

Ключевые слова.
Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и
грамматические).
Смысловая и композиционная целостность текста.
Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.
Знать: основные правила работы с текстом.
Уметь: различать характер заданий к тексту.
Раздел 2. Средства выразительности в тексте
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова,
фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и
приставки); морфологические, синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты,
вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного
синтаксиса).
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стилистические возможности языковых средств.
Знать: основные средства выразительности.
Уметь: различать средства выразительности; находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств
выразительности.
Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего
слова
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения. Логические паузы и ударения. Интонация текста.
Знать: основные правила выразительного чтения.
Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические
ударения, паузы.
Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение.
Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки
препинания в сложноподчинённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.
Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Раздел 5. От анализа текста к изложению
Виды изложений.
6

Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Исключение второстепенной
информации, подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения. Письменное воспроизведение
текста с заданной степенью свёрнутости.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок. Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.
Знать: основные требования к изложению, способы компрессии текста.
Уметь: выделять ключевые слова в тексте, применять способы компрессии текста, воспроизводить текст разных стилей с заданной степенью
свёрнутости, редактировать текст.
Раздел 6. Сочинение — это тоже текст
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в
сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Извлечение информации из различных источников
Знать: структуру сочинения-рассуждения.
Уметь: создавать текст в письменной форме в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

7

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Информационная обработка текста»
9 класс
№
урока

1.

2.

3.

Тема урока

Колво
часов

Определение, признаки и
1
характеристика текста как
единицы языка
Тема,
идея, проблема 1
текста и способы их
установления
и
формулирования
Роль ключевых слов
1
текста

4.

Способы и средства связи
между предложениями в
тексте

1

5.

Характер смысловых
отношений между частями
текста

1

6.

Смысловая и

1

Дата

Вид и форма контроля

Требования к уровню подготовки

проведения
изменения
Текст как результат речевой деятельности
Знать основные признаки текста.
Уметь характеризовать текст по
форме, виду и типу речи.
КомпозиционноЗнать: что такое тема и основная
содержательный анализ мысль;
текста
Уметь: определять тему, идею,
проблему текста.
Восстановление текста по Знать:
ключевые
понятия
–
ключевым словам
микротема, микротекст, абзац;
Уметь: определять микротему текста,
составлять микротекст, членить текст
на абзацы, восстанавливать текст по
ключевым словам.
Тренировочные
Знать: виды и средства связи
упражнения
предложений в тексте; смысловые
«Моделируем текст»
отношения, средства и виды связи
между предложениями текста
Уметь: моделировать текст.
Творческая
работа
в Знать характер смысловых отношений
между частями текста.
группах.
Составление текстов на
основе данных ситуаций
Работа с текстом
Уметь определять смысловую и
8

композиционная
целостность текста
7.

Особенности
использования
лексических,
словообразовательных,
морфологических,
синтаксических средства
выразительности в тексте

композиционную целостность текста.
Средства выразительности в тексте
Работа с текстом
Умение
проводить
морфемнословообразовательный анализ слова;
определять
основные
способы
образования слов, принадлежность
слова к определенной части речи по
его грамматическим признакам.

1

Специальные
изобразительновыразительные средства в
тексте и их роль
Выбор и организация
языковых средств в
соответствии с темой и
основной мыслью текста
Практическая работа
«Анализ текста с точки
зрения использования в
нём средств
выразительности»

1

Анализ текстов

1

Подбор
материала

1

Работа с художественным Знать порядок анализа текста. Уметь
текстом
анализировать текст, находить в нем
средства
выразительности
и
определять их роль в предложении.

11.

Выразительное чтение как
тест на понимание текста

1

12.

Логические паузы и
ударения. Интонация
текста

1

8.

9.

10.

Уметь
находить изобразительновыразительные средства в тексте и
определять их роль.
рабочего Уметь делать выбор языковых средств
в соответствии с темой и основной
мыслью текста.

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
Выразительное
чтение Знать: основные правила
текста
выразительного чтения.
Работа над интонацией

Уметь выбирать тон, темп чтения,
принимая во внимание содержание
текста, его языковые особенности;
определять, где нужны логические
ударения, паузы.
9

Синтаксические и пунктуационные нормы текста
13.

Словосочетание и
предложение

1

Конструирование
словосочетаний
и
предложений по схемам.
Работа над синонимичной
заменой словосочетаний

14.

Функции сложного
предложения в тексте
Пунктуация в сложном
предложении текста

1

Тестовые задания
подготовки к ГИА
Тестовые задания
подготовки к ГИА

Текстовые иллюстрации
синтаксических и
пунктуационных норм

1

15.

16.

1

17.

Виды изложений

1

18.

Глубина и точность
понимания содержания,
проблематики исходного
текста
Способы и приёмы
компрессии (сокращения)
текста.

1

19.

1

Работа с текстом

Знать функции словосочетания и
предложения.
Уметь
определять
принадлежность
предложения
к
определенной синтаксической модели
по его смыслу, интонации и
грамматическим признакам.

для Знать
особенности
построения
сложного предложения
для Знать: синтаксические и
пунктуационные нормы.
Уметь строить текст в соответствии с
синтаксическими и пунктуационными
нормами.
Уметь: использовать знания по
синтаксису и пунктуации при анализе
предложенного текста.

От анализа текста к изложению
Задание
«Подбираем Знать основные виды изложений.
заголовок к тексту»
Уметь определять задачу при
написании изложения в зависимости
от вида изложения.
Самостоятельная работа
Уметь определять основную мысль в
тексте, выражать информацию текста
в виде кратких записей.
Работа с текстом

Уметь: применять языковые приёмы
сжатия исходного текста: исключение,
упрощение, обобщение.
10

20.

Главная и второстепенная
информация в тексте

1

Задание «Учимся задавать Уметь создавать текст в соответствии
вопросы к тексту»
с заданной темой и функциональносмысловым типом речи;

21.
22.
23.

Пишем сжатое изложение
Пишем сжатое изложение
Ключевые слова и их роль
в определении границ
главной информации.
Соотношение микротемы
и
абзацного строения
текста
Представление об абзаце
как о пунктуационном
знаке
Практическая работа по
предупреждению речевых,
логических, фактических
ошибок

1
1
1

Сжатое изложение

24.

25.

26.

1

1

Работа по выделению Знать роль абзацного членения текста.
абзацев в тексте
Уметь выделять в тексте абзацы.

1

Редактирование текста

27.

Структура
рассуждения

28.

Алгоритм
написания 1
сочинения – рассуждения

29.

Речевые
клише, 1
используемые
в
сочинении-рассуждении
Подготовка к написанию 1

30.

Уметь: самостоятельно работать над
сжатым изложением
Пересказ
текста
по Уметь выделять ключевые слова в
ключевым словам
тексте, воспроизводить текст по
ключевым словам.
Работа по выделению Уметь выделять микротемы текста.
микротем в тексте

сочинения- 1

Уметь находить и исправлять речевые
ошибки в работах разного вида.

Сочинение — это тоже текст
Работа над сочинением по Знать: композицию рассуждения,
высказыванию лингвиста понятие
«аргумент»,
способы
введения аргументов;
Уметь: составлять схемы
рассуждения, развернутый ответ на
поставленный вопрос.
Работа над сочинением по Знать алгоритм написания сочинения
цитате
– рассуждения. Уметь строить
высказывание в зависимости от темы.
Работа над языковым Уметь: самостоятельно работать над
оформлением
сочинением-рассуждением с
высказывания.
использованием речевых клише.
Сочинение-рассуждение
Знать строение сочинения11

31.
32.
33.

34.

сочинения – рассуждения
Написание сочинения рассуждения
Написание сочинения рассуждения
Практическая работа по
предупреждению речевых,
логических, фактических
ошибок
Критерии
оценки
сочинения-рассуждения.

на лингвистическую тему

рассуждения. Уметь создавать
рассуждение в соответствии с
заданной темой.

1

Редактирование текста

Уметь находить и исправлять речевые
ошибки в работах разного вида.

1

Сочинение-рассуждение

Уметь использовать в собственной
речи разнообразные грамматические
конструкции и лексическое богатство
языка; оформлять речь в соответствии
с
орфографическими,
грамматическими, пунктуационными
и речевыми нормами литературного
языка.

1
1

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».