ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика элективного курса «Информационная обработка текста» Элективный курс «Информационная обработка текста» направлен на освоение учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом — это учебная деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как часть самого обучения, приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста, его интерпретация учеником — уже творчество. Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства (рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и этическому, является решающим фактором формирования языковой личности. Курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над текстами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку обучающихся к разработке и реализации собственных текстов. Актуальность курса «Информационная обработка текста» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и сжатое изложение, тестовые задания, и творческую работу. Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла. В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем). Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Данная программа элективного курса для 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы Цель курса – научить девятиклассников анализировать содержание и лингвистические компоненты текста, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст. Задачи изучения элективного курса: помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств; работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент; соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи; развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление быть вдумчивым и проницательным читателем; формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт; 2 формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка; выявлять творческие способности у каждого школьника; помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со своими коммуникативными проблемами, развивать речь, память, внимание, способствовать становлению характера, умению побороть себя и свои пороки; помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского языка, показать им его многообразные возможности, приучить обучающихся вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию собственных творческих работ. научить применять обобщённых знаний и умений при анализе текста. Ценностные ориентиры содержания элективного курса Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков: писать изложения разных видов читать текст и анализировать его содержание выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка. Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла. В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем). Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации метапредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. Количество учебных часов Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 34 учебных часа, в том числе на теорию – 5 часов, практику – 29 часов. Формы организации образовательного процесса Данная программа предусматривает проведение практических занятий, исследований, деловой игры, тренингов; организацию групповых форм работы, дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения, самостоятельной работы обучающихся. На занятиях предусматривается использование: Лекции учителя с различными видами заданий; Составление обобщающих таблиц и схем; Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы); Самостоятельный отбор материала; Работа в группах; Проведение деловых игр и практикумов; 3 Работа с пакетами КИМов; Написание изложений и сочинений. Технологии обучения В процессе изучения русского языка будут применяться игровая технология, технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ. Механизмы формирования лингворечевой компетенции: использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде; анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики; анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями; анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности; тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка. В основу программы положена идея личностно -ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе. Содержание курса направлено на формирование знаний и умений, необходимых для выполнения заданий, проверяющих следующие виды компетенций: -лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; -языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; -коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой школы у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. 4 Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитие речи школьников, усвоение ими практической грамотности. Виды и формы контроля Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ, с помощью тестов, письменных работ (сжатого изложения, сочинения - рассуждения), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение и сочинение-рассуждение. Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ГИА. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения элективного курса обучаемый должен знать: • основные признаки текста; • основные признаки сжатия текста; • основные приемы написания сочинений разных типов. В результате изучения элективного курса обучаемый должен уметь: • осознанно воспринимать текст; • определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения героя; • правильно и лаконично излагать содержание текста; • определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи; • членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы; • выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух; • владеть различными приемами сжатия текста; • письменно передавать содержание текста в сжатом виде, используя при этом различные средства речевой выразительности; • самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи; • проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли; • выполнять орфографические, пунктуационные и грамматические нормы; •свободно владеть знаниями по грамматике русского языка при решении тестовых заданий. При выразительном чтении текста: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы. СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности Тема, основная мысль. Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. 5 Ключевые слова. Взаимодействие названия (заголовка) и текста. Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические). Смысловая и композиционная целостность текста. Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки. Знать: основные правила работы с текстом. Уметь: различать характер заданий к тексту. Раздел 2. Средства выразительности в тексте Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические, синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности. Стилистические возможности языковых средств. Знать: основные средства выразительности. Уметь: различать средства выразительности; находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности. Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения. Логические паузы и ударения. Интонация текста. Знать: основные правила выразительного чтения. Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы. Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. Знать: синтаксические и пунктуационные нормы. Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста. Раздел 5. От анализа текста к изложению Виды изложений. 6 Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок. Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок. Знать: основные требования к изложению, способы компрессии текста. Уметь: выделять ключевые слова в тексте, применять способы компрессии текста, воспроизводить текст разных стилей с заданной степенью свёрнутости, редактировать текст. Раздел 6. Сочинение — это тоже текст Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Извлечение информации из различных источников Знать: структуру сочинения-рассуждения. Уметь: создавать текст в письменной форме в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. 7 Календарно-тематическое планирование элективного курса «Информационная обработка текста» 9 класс № урока 1. 2. 3. Тема урока Колво часов Определение, признаки и 1 характеристика текста как единицы языка Тема, идея, проблема 1 текста и способы их установления и формулирования Роль ключевых слов 1 текста 4. Способы и средства связи между предложениями в тексте 1 5. Характер смысловых отношений между частями текста 1 6. Смысловая и 1 Дата Вид и форма контроля Требования к уровню подготовки проведения изменения Текст как результат речевой деятельности Знать основные признаки текста. Уметь характеризовать текст по форме, виду и типу речи. КомпозиционноЗнать: что такое тема и основная содержательный анализ мысль; текста Уметь: определять тему, идею, проблему текста. Восстановление текста по Знать: ключевые понятия – ключевым словам микротема, микротекст, абзац; Уметь: определять микротему текста, составлять микротекст, членить текст на абзацы, восстанавливать текст по ключевым словам. Тренировочные Знать: виды и средства связи упражнения предложений в тексте; смысловые «Моделируем текст» отношения, средства и виды связи между предложениями текста Уметь: моделировать текст. Творческая работа в Знать характер смысловых отношений между частями текста. группах. Составление текстов на основе данных ситуаций Работа с текстом Уметь определять смысловую и 8 композиционная целостность текста 7. Особенности использования лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических средства выразительности в тексте композиционную целостность текста. Средства выразительности в тексте Работа с текстом Умение проводить морфемнословообразовательный анализ слова; определять основные способы образования слов, принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. 1 Специальные изобразительновыразительные средства в тексте и их роль Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой и основной мыслью текста Практическая работа «Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности» 1 Анализ текстов 1 Подбор материала 1 Работа с художественным Знать порядок анализа текста. Уметь текстом анализировать текст, находить в нем средства выразительности и определять их роль в предложении. 11. Выразительное чтение как тест на понимание текста 1 12. Логические паузы и ударения. Интонация текста 1 8. 9. 10. Уметь находить изобразительновыразительные средства в тексте и определять их роль. рабочего Уметь делать выбор языковых средств в соответствии с темой и основной мыслью текста. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова Выразительное чтение Знать: основные правила текста выразительного чтения. Работа над интонацией Уметь выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы. 9 Синтаксические и пунктуационные нормы текста 13. Словосочетание и предложение 1 Конструирование словосочетаний и предложений по схемам. Работа над синонимичной заменой словосочетаний 14. Функции сложного предложения в тексте Пунктуация в сложном предложении текста 1 Тестовые задания подготовки к ГИА Тестовые задания подготовки к ГИА Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм 1 15. 16. 1 17. Виды изложений 1 18. Глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. 1 19. 1 Работа с текстом Знать функции словосочетания и предложения. Уметь определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам. для Знать особенности построения сложного предложения для Знать: синтаксические и пунктуационные нормы. Уметь строить текст в соответствии с синтаксическими и пунктуационными нормами. Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста. От анализа текста к изложению Задание «Подбираем Знать основные виды изложений. заголовок к тексту» Уметь определять задачу при написании изложения в зависимости от вида изложения. Самостоятельная работа Уметь определять основную мысль в тексте, выражать информацию текста в виде кратких записей. Работа с текстом Уметь: применять языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение. 10 20. Главная и второстепенная информация в тексте 1 Задание «Учимся задавать Уметь создавать текст в соответствии вопросы к тексту» с заданной темой и функциональносмысловым типом речи; 21. 22. 23. Пишем сжатое изложение Пишем сжатое изложение Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Соотношение микротемы и абзацного строения текста Представление об абзаце как о пунктуационном знаке Практическая работа по предупреждению речевых, логических, фактических ошибок 1 1 1 Сжатое изложение 24. 25. 26. 1 1 Работа по выделению Знать роль абзацного членения текста. абзацев в тексте Уметь выделять в тексте абзацы. 1 Редактирование текста 27. Структура рассуждения 28. Алгоритм написания 1 сочинения – рассуждения 29. Речевые клише, 1 используемые в сочинении-рассуждении Подготовка к написанию 1 30. Уметь: самостоятельно работать над сжатым изложением Пересказ текста по Уметь выделять ключевые слова в ключевым словам тексте, воспроизводить текст по ключевым словам. Работа по выделению Уметь выделять микротемы текста. микротем в тексте сочинения- 1 Уметь находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида. Сочинение — это тоже текст Работа над сочинением по Знать: композицию рассуждения, высказыванию лингвиста понятие «аргумент», способы введения аргументов; Уметь: составлять схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос. Работа над сочинением по Знать алгоритм написания сочинения цитате – рассуждения. Уметь строить высказывание в зависимости от темы. Работа над языковым Уметь: самостоятельно работать над оформлением сочинением-рассуждением с высказывания. использованием речевых клише. Сочинение-рассуждение Знать строение сочинения11 31. 32. 33. 34. сочинения – рассуждения Написание сочинения рассуждения Написание сочинения рассуждения Практическая работа по предупреждению речевых, логических, фактических ошибок Критерии оценки сочинения-рассуждения. на лингвистическую тему рассуждения. Уметь создавать рассуждение в соответствии с заданной темой. 1 Редактирование текста Уметь находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида. 1 Сочинение-рассуждение Уметь использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка; оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. 1 1 12