Курс. Русский язык. Трудные вопросы 11 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10 - 11 класса основной
общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы элективного (факультативного) курса для 10-11 классов «Русское
правописание: орфография и пунктуация (автор-составитель С.И.Львова), изданной в сборнике «Программы по русскому языку для
общеобразовательных учреждений . 5 -11 классы: основной курс, элективные курсы 10-11 классы»/ авт.-сост. Г.В. С.И.Львова – Москва:
«Мнемозина», 2009 год.
Рабочая программа по факультативному курсу представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную
записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства
контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание факультативного курса представлено в программе в виде двух тематических блоков, обеспечивающих формирование
коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Цель и задачи курса
Повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи.
Свободное владение орфографией и пунктуацией
предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и
необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа
уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим
элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической
интуиции. В связи с этим необходимо:
 Усилить внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает
безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания.
 - Опираться на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет
естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта
«этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы
правописных умений и навыков.
 - Систематизировать и обобщать знания в области правописания и формировать умения ориентироваться в орфографии и
пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы
написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
2

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения
связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь обучающимся осознать свою речь,
опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Общеучебные компетенции и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной
функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность
совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и
предполагают развитие речемыслительных способностей.
Коммуникативно-деятельностныйподход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию
грамотности в широком смысле этого слова - функциональной грамотности, то есть способности извлекать , понимать, передавать,
эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию ( в том числе и представленную в виде правила
правописания). А также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной
коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.
В процессе изучения совершенствуются и развиваются следующие общеучебные компетенции:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной речи, базовыми умениями и
навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и
классификация);

информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение
работать с текстом);

организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию).
Приоритетной задачей обучения в основной школе является развитие речевой и мыслительной деятельности обучающихся;
коммуникативных компетенций, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях
общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
Рабочая программа факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10 - 11 класса рассчитана на 68
часов: 10 класс - 1 час в неделю, 11 класс – 1 час в неделю.
Авторская программа факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10 класса(автор-составитель
С.И.Львова) дает представление о том, как нужно распределять материал по темам, представлена последовательность изучения тем.
3

Предпочтительная технология – проблемное обучение (А. Осборн), которая нацелена на развитие познавательной активности,
самостоятельности обучающихся, реализуется посредством последовательного и целенаправленного выдвижения перед обучающимися
познавательных задач (использование технологических карт урока), разрешая которые обучающиеся активно (и самостоятельно) усваивают
знания, умения, компетенции. Вторая технология – технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного
материала (В.Ф. Шаталов), позволяющая алгоритмизировать самостоятельное решение учебных задач и, соответственно, развивать
надпредметные компетенции.
Основные формы организации учебного процесса представлены ниже:
индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные
(работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма;
работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает
информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание);
орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей).
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, практикумы, творческие работы.

Содержание рабочей программы учебного курса
Особенности письменного общения (4 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла
речи. Виды речевой деятельности: говорение (перо дача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слушание (восприятие
речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтении (смысловая расшифровка
графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания;в устной речиот смысла--------> к средствам его выражения в письменной речи
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация
на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному,
совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи,
репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (68 ч)
Орфография как система правил правописания (4 ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
4

Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации:
связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2)
слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3)
употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой — нарицательные»); 4) перенос слова
(«переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (36 ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского
правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе
однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; еизв заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-/ /-бер-, -тир-//-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от
глагольного суффикса -а); 2) -раст//-рос-, -скак-/ / -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- //-твор-, -клан// -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело//
ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с
этим орфографические трудности (доска — дощитый, очки — очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементом (лог, фил, гео, фон и т. п.,).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с —
фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологически \\ принцип написания.
Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемнословообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание: аръ-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением умеш. шительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оваш (еват), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (еньк) и др. Различение на
письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степс ни и превосходной степени
прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
5

Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а ,Кй , -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов ова- (ева) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса г или -и- в глаголах с приставкой обез/обес- (обезлесеть — обезлёсить); -тъся и -тся в
глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксом. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения
глагола. Сохранение на письме глагольного суф фикса при образовании причастий прошедшего времени (носе ять — посеявший —
посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний
полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне,
суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ъ .
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри
отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.
Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, маслянистого, о-цепл-ени-ё) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (20 ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и
раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях.
Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже,
потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. Образование и написание сложных слов (имена
существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и
созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (4 ч)
6

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?».

Содержание курса
Тема

Конечный результат по разделу
Особенности письменного общения ( 4 часа)
Речевое общение как взаимодействие между людьми
Знать: смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и
посредством языка.
ситуация речевого общения
Возникновение и развитие письма как средства общения. Уметь: осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в
источниках различного типа; извлекать необходимую информацию из
источников
Орфография .( 4 часа)
Орфография и пунктуация как разделы русского
Знать: понятия «орфография», «пунктуация», принцип деления на части ,
правописания.
сведения из истории русской орфографии; Роль орфографии в письменном
Разделы русской орфографии. Орфографическое правило. общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи,
разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них
Уметь: Находить орфограммы и пунктограммы, соблюдать в практике письма
основные правила орфографии и пунктуации, осуществлять поиск нужной
информации по заданной теме в источниках различного типа.
Правописание морфем ( 36 часов)
Морфематический принцип русского правописания.
Знать: разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие
Использование словарей для объяснения правильного
орфограммы.Правописание гласных в корнях слов, правила, нарушающие
написания слов.
единообразие написания корня, особенности фонетического принципа
написания.
Уметь: проводить смысловой анализ при подборе однокоренного проверочного
слова, : опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности,
Правописание гласных в корне: безударные проверяемые Знать: правописание гласных в корнях слов с чередованием. правописание
и непроверяемые гласные
согласных в корнях слов
Уметь: приводить доказательства,
Группы корней с чередованием.
7

Обозначение на письме согласных корня: звонких и
глухих, непроизносимых, удвоенных.
Правописание иноязычных словообразовательных
элементов.
Правописание приставок.
Правописание суффиксов имен существительных.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Особенности образования сравнительной степени и
превосходной степени прилагательных и наречий и
написание суффиксов в этих формах слов.
Правописание суффиксов глаголов.
Образование причастий с помощью специальных
суффиксов.

Правописание н и нн в полных и кратких формах
причастий и прилагательных.

Правописание окончаний существительных,
прилагательных и причастий.
Правописание личных окончаний глаголов.
Орфографические правила, требующие различения

объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных
примерах, извлекать информацию из различных источников, свободно
пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
Знать: правописание гласных и согласных в приставках систему орфограмм,
отражающую написание суффиксов разных частей речи, типичные суффиксы
имён прилагательных, написание суффиксов в форме сравнительной и
превосходной
степени,
типичные
суффиксы
глаголов
и
их
написание, Написание суффикса –а- или –и- в глаголах с приставкой –обез, написание суффикса –а- или –и- в глаголах с приставкой –обез-,
Уметь: применять в практике письма нормы правописания приставок,
анализировать языковые явления и факты с учетом их различных
интерпретаций, опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать
языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций, применять в
практике письма нормы правописания суффиксов прилагательных, применять в
практике письма нормы правописания суффиксов глаголов, осуществлять
самоконтроль, : применять в практике письма нормы правописания суффиксов
глаголов,
осуществлять
самоконтроль,
анализировать,
сопоставлять,
классифицировать языковые явления и факты, с учетом их различных
интерпретаций, применять в практике письма нормы правописания суффиксов
причастий
Знать: правила написания Н и НН в полных и кратких формах
причастий, правила написания Н и НН в прилагательных, образованных от
существительных и глаголов, систему правил, регулирующих написание
окончаний различных частей речи.
Уметь: применять в практике письма нормы правописания окончаний
Знать: систему правил, регулирующих написание изученных орфограмм
Уметь: применять полученные знания в практике правописания
Знать: систему правил, регулирующих написание окончаний различных частей
речи.
Уметь: применять в практике письма нормы правописания окончаний
Знать: условия употребления разделительных Ъ и Ь, правописание согласных
8

морфем
Взаимосвязь значения, морфемного строения и
написания слова. Орфографический анализ морфемнословообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей
речи.

на стыке морфем.
Уметь: применять в практике письма нормы правописания ъ и ь, оценивать
языковые явления и факты с точки зрения нормативности

Знать: условия употребления Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Уметь: опознавать,
анализировать,
сопоставлять,
классифицировать
орфографические нормы
Слитное, дефисное и раздельное написание ( 20 час)
Слитное, раздельное, дефисное правописание. Роль
Знать: условия слитного, раздельного и дефисного написания приставок в
смыслового и грамматического анализа слова при
наречиях.
выборе правильного написания.
Уметь: применять в практике письма нормы слитного, дефисного и
раздельного написания слов,
Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в
Знать: условия слитного, раздельного и дефисного написания приставок в
наречиях. Происхождение некоторых наречий.
наречиях.
Уметь: применять в практике письма нормы слитного, дефисного и
раздельного написания слов,
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного
Знать: систему правил, регулирующих написание изученных орфограмм
и раздельного написания не с разными частями речи.
Уметь: применять в практике письма нормы правописания не и ни с разными
частями речи.
Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Знать: систему правил, регулирующих написание изученных орфограмм
Уметь: опознавать, анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с
учетом их различных интерпретаций и нормативности.
Особенности написания производных предлогов, союзов Знать:
особенности написания
производных
предлогов.
и омонимичных им форм.
Уметь: применять в практике письма нормы правописания омонимичных форм
разных частей речи
Образование и написание сложных слов.
Знать: образование
и
написание
сложных
слов
Уметь: оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения
Смысловые и грамматические отличия сложных
Знать: систему правил, регулирующих употребление дефиса в знаменательных
прилагательных, образованных слиянием, и созвучных
и
служебных
частях
речи.
словосочетаний.
Уметь: анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и
9

Употребление дефиса при написании знаменательных и
факты с учетом их различных интерпретаций, применять в практике письма
служебных частей речи.
нормы употребления дефиса в знаменательных и служебных частях речи
Написание прописных и строчных букв ( 4 часа)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе Знать: роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или
строчной или прописной буквы.
прописной буквы.
систему правил, регулирующих их написание
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе
Уметь: применять в практике письма нормы употребления прописной буквы
строчной или прописной буквы.

Календарно-тематический план
№

Тема урока

Колво
часо
в

1

Речевое общение как
взаимодействие между
людьми посредством языка.

2

2

Возникновение и развитие
письма как средства
общения.

2

Тип урока

Виды учебной
деятельности

Виды контроля Планируемые результаты
измерители
освоения материала

Особенности письменного общения 4 часа
Совершенствован Работа по
Тематический
ие ЗУН
учебнику,
словарная работа,
запись
справочного
материала,
составление плана
Урок
Работа с тестом
Объяснительн
систематизации и для комплексного
ый диктант
обобщения
повторения ранее
изученного
изученных
материала
орфограмм и
пунктограмм

Дата
проведени
я
Пла Фак
н
т

Знать: смысл
понятий:
речь устная и письменная;
монолог, диалог; сфера и
ситуация
речевого
общения
Уметь: осуществлять
поиск нужной информации
по заданной теме в
источниках различного
типа; извлекать
необходимую
информацию из
источников
10

3

Русское правописание.
Орфография и пунктуация
как разделы русского
правописания.

2

4

Орфографическое правило
как разновидность учебнонаучного текста

2

5

Морфематический принцип
русского правописания.
Использование словарей для
объяснения правильного
написания слов.

2

Орфография как система правил правописания 4 часа
Урок обобщения Выразительное
Тематический
и систематизации чтение, работа со
контроль
ЗУН
схемой, отработка
приёмов
лингвистического
разбора, беседа по
вопросам,
словарная работа,
лингвистические
занимательные
задачи

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

Работа с тестом
для комплексного
повторения ранее
изученных
орфограмм и
пунктограмм

Тематический

Правописание морфем 36 часов
Урок обобщения Работа с тестом
Объяснительн
и систематизации для комплексного
ый диктант
ЗУН
повторения ранее
изученных
орфограмм и
пунктограмм

Знать: понятия
«орфография»,
«пунктуация», принцип
деления на части .
Уметь: Находить
орфограммы и
пунктограммы, соблюдать
в практике письма
основные правила
орфографии и пунктуации,
осуществлять поиск
нужной информации по
заданной теме в
источниках различного
типа.
Уметь: осуществлять
поиск нужной информации
по заданной теме в
источниках различного
типа.

Знать: разделы и
основные принципы
русской орфографии.
Правописание гласных в
корнях слов,
Уметь: проводить
смысловой анализ при
подборе
однокоренного
11

6

Правописание гласных в
корне: безударные
проверяемые и
непроверяемые гласные

2

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

Работа по
учебнику,
словарная работа,
запись
справочного
материала,
составление плана
Работа с тестом
для комплексного
повторения ранее
изученных
орфограмм и
пунктограмм

Тематический
контроль

7

Группы корней с
чередованием.

2

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

8

Обозначение на письме
согласных корня: звонких и
глухих, непроизносимых,
удвоенных.

2

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

Работа с тестом
для комплексного
повторения ранее
изученных
орфограмм и
пунктограмм

Объяснительн
ый диктант

9

Правописание иноязычных
словообразовательных

2

Урок обобщения
и систематизации

Работа по
учебнику,

Тематический
контроль

Тематический

проверочного
слова, опознавать,
анализировать,
классифицировать
языковые
факты,
оценивать их с точки
зрения нормативности,
Уметь: приводить
доказательства,
объяснять изученные
положения на
самостоятельно
подобранных конкретных
примерах.
Уметь: приводить
доказательства,
объяснять изученные
положения на
самостоятельно
подобранных конкретных
примерах.
Знать: правописание
согласных в корнях слов.
Уметь: извлекать
информацию из различных
источников,
свободно
пользоваться
лингвистическими
словарями,
справочной
литературой;
Знать:
правописание
гласных и согласных в
12

элементов.

ЗУН

словарная работа,
запись
справочного
материала,
составление плана

10

Правописание приставок.

2

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

Работа с тестом
для комплексного
повторения ранее
изученных
орфограмм и
пунктограмм

Тематический

11

Правописание суффиксов
имен существительных.

2

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

Объяснительн
ый диктант

12

Правописание суффиксов
имен прилагательных.

2

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

13

Особенности образования
сравнительной степени и
превосходной степени

2

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

Работа с тестом
для комплексного
повторения ранее
изученных
орфограмм и
пунктограмм
Работа по
учебнику,
словарная работа,
запись
справочного
материала,
составление плана
Работа с тестом
для комплексного
повторения ранее

Тематический
контроль

Тематический

приставках Уметь: примен
ять в практике письма
нормы
правописания
приставок, анализировать
языковые явления и факты
с учетом их различных
интерпретаций
Знать:
правописание
гласных и согласных в
приставках Уметь: примен
ять в практике письма
нормы
правописания
приставок, анализировать
языковые явления и факты
с учетом их различных
интерпретаций
Знать: правописание
гласных и согласных в
приставках систему
орфограмм, отражающую
написание
суффиксов
разных
частей
речи, типичные суффиксы
имён
прилагательных,
написание суффиксов в
форме сравнительной и
превосходной
степени,
типичные
суффиксы
глаголов
и
их
написание, Написание
суффикса –а- или –и- в
глаголах с приставкой –
13

14

прилагательных и наречий и
написание суффиксов в этих
формах слов.
Правописание суффиксов
глаголов.

2

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

15

Образование причастий с
помощью специальных
суффиксов.

2

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

16
17

Правописание н и нн в
полных и кратких формах
причастий и прилагательных.

4

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

18

Правописание окончаний
существительных,
прилагательных и причастий.

2

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

19

Правописание личных
окончаний глаголов.

2

Урок обобщения
и систематизации

изученных
орфограмм и
пунктограмм
Работа по
учебнику,
словарная работа,
запись
справочного
материала,
составление плана
Работа с тестом
для комплексного
повторения ранее
изученных
орфограмм и
пунктограмм
Работа по
учебнику,
словарная работа,
запись
справочного
материала,
составление плана
Работа с тестом
для комплексного
повторения ранее
изученных
орфограмм и
пунктограмм
Работа по
учебнику,

Объяснительн
ый диктант

Тематический
контроль

обез-, написание суффикса
–а- или –и- в глаголах с
приставкой –обез-,
Уметь: применять в
практике письма нормы
правописания приставок,
анализировать языковые
явления и факты с учетом
их различных
интерпретаций,
опознавать, применять в
практике письма нормы
правописания суффиксов
прилагательных,
правописания суффиксов
причастий

Тематический

Объяснительн
ый диктант

Тематический
контроль

Знать: правила
написания Н и НН в
полных и кратких формах
причастий, правила
написания Н и НН в
прилагательных,
образованных
от
существительных
и
14

ЗУН

20

Орфографические правила,
требующие различения
морфем

2

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

21

Взаимосвязь значения,
морфемного строения и
написания слова.
Орфографический анализ
морфемнословообразовательных
моделей слов.

2

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

22

Правописание ь после
шипящих в словах разных
частей речи.

2

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

словарная работа,
запись
справочного
материала,
составление плана
Выразительное
чтение, работа со
схемой, отработка
приёмов
лингвистического
разбора, беседа по
вопросам,
словарная работа,
лингвистические
занимательные
задачи
Выразительное
чтение, работа со
схемой, отработка
приёмов
лингвистического
разбора, беседа по
вопросам,
словарная работа,
лингвистические
занимательные
задачи
Работа по
учебнику,
словарная работа,
запись
справочного

Тематический

глаголов, систему правил,
регулирующих написание
окончаний
различных
частей речи.
Уметь: применять
в
практике письма нормы
правописания окончаний

Объяснительн
ый диктант

Знать: систему правил,
регулирующих написание
окончаний
различных
частей речи.
Уметь: применять
в
практике письма нормы
правописания окончаний

Тематический
контроль

Знать:
условия
употребления разделитель
ных Ъ и Ь, правописание
согласных
на
стыке
морфем.
15

материала,
составление плана

Уметь: применять в
практике письма нормы
правописания ъ и ь,
оценивать языковые
явления и факты с точки
зрения нормативности

Слитное, дефисное и раздельное написание 20 час
Урок обобщения Работа по
Тематический
и систематизации учебнику,
контроль
ЗУН
словарная работа,
запись
справочного
материала,
составление плана

23

Слитное, раздельное,
дефисное правописание. Роль
смыслового и
грамматического анализа
слова при выборе
правильного написания.

2

24

Слитное, дефисное и
раздельное написания
приставок в наречиях.
Происхождение некоторых
наречий

2

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

Работа по
учебнику,
словарная работа,
запись
справочного
материала,
составление плана

Тематический
контроль

25

Грамматико-семантический
анализ при выборе слитного
и раздельного написания не с
разными частями речи.

2

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

Работа с тестом
для комплексного
повторения ранее
изученных
орфограмм и
пунктограмм

Тематический

Знать: условия слитного,
раздельного и дефисного
написания приставок в
наречиях.
Уметь: применять
в
практике письма нормы
слитного, дефисного и
раздельного
написания
слов,
Знать: условия слитного,
раздельного и дефисного
написания приставок в
наречиях.
Уметь: применять
в
практике письма нормы
слитного, дефисного и
раздельного
написания
слов,
Знать:
условия
употребления
Ь
после шипящих в словах
разных частей речи.
Уметь: опознавать,
анализировать,
сопоставлять,
16

26
27

Различение приставки ни- и
слова ни (частицы, союза).

4

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

Работа с тестом
для комплексного
повторения ранее
изученных
орфограмм и
пунктограмм

Объяснительн
ый диктант

28
29

Особенности написания
производных предлогов,
союзов и омонимичных им
форм.

4

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

Работа с тестом
для комплексного
повторения ранее
изученных
орфограмм и
пунктограмм

Объяснительн
ый диктант

30

Образование и написание
сложных слов

2

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

Работа по
учебнику,
словарная работа,
запись
справочного
материала,
составление плана

Тематический
контроль

31

Смысловые и
грамматические отличия
сложных прилагательных,
образованных слиянием, и
созвучных словосочетаний.

2

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

Работа с тестом
для комплексного
повторения ранее
изученных
орфограмм и
пунктограмм

Объяснительн
ый диктант

классифицировать
орфографические нормы
Знать: систему правил,
регулирующих написание
изученных орфограмм
Уметь: применять
в
практике письма нормы
правописания не и ни с
разными частями речи.
Знать: условия слитного,
раздельного и дефисного
написания приставок в
наречиях.
Уметь: применять
в
практике письма нормы
слитного, дефисного и
раздельного
написания
слов,
Знать:
особенности написания
производных предлогов.
Уметь: применять
в
практике письма нормы
правописания
омонимичных
форм
разных частей речи
Знать: образование
и
написание сложных слов
Уметь: оценивать
языковые явления и факты
с
точки
зрения
нормативности,
17

32

Употребление дефиса при
написании знаменательных и
служебных частей речи.

2

33

Роль смыслового и
грамматического анализа при
выборе строчной или
прописной буквы.

2

34

Роль смыслового и
грамматического анализа при
выборе строчной или
прописной буквы. Работа со
слова «Строчная или
прописная»

2

Урок обобщения
и систематизации
ЗУН

Работа с тестом
для комплексного
повторения ранее
изученных
орфограмм и
пунктограмм

Тематический
контроль

Написание прописных и строчных букв 2 часа
Урок обобщения Работа с тестом
Тематический
и систематизации для комплексного
контроль
ЗУН
повторения ранее
изученных
орфограмм и
пунктограмм
Урок контроля
знаний

соответствия
сфере
и
ситуации общения
Знать: систему
правил,
регулирующих
употребление
дефиса в
знаменательных
и
служебных частях речи.
Уметь: анализировать,
сопоставлять,
классифицировать
языковые явления и факты
с учетом их различных
интерпретаций, применять
в практике письма нормы
употребления дефиса в
знаменательных
и
служебных частях речи
Знать: роль смыслового и
грамматического анализа
при выборе строчной или
прописной буквы.
Уметь: применять
в
практике письма нормы
употребления прописной
буквы

Практическая
работа

18

Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании курса русского языка в 11 классе учащиеся должны:
 иметь представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
 знать основные единицы и уровни языка, обладать знаниями по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
 знать языковые нормы, уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления и уметь применять в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка;
 обладать орфографической и пунктуационной грамотностью;
 овладеть функциональными стилями речи;
 уметь создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах
общения;
 уметь оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
 уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

осуществлять разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный,
лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
 лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
 выполнять практические задания из КИМов;
 осуществлять разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
 производить информационную переработку устного и письменного текста;
 создавать тексты разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
 создавать устные высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с
учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в
практике речевого общения;

создавать письменные тексты делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм
современного русского литературного языка;
 Уметь работать с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами
массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

19

Формы и средства контроля












Формы промежуточной и итоговой аттестации следующие:
диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, "Проверяю себя");
тест, экспресс-тесты по темам;
проверочная работа с выборочным ответом;
комплексный анализ текста;
сжатое и выборочное изложение;
изложение с элементами сочинения-рассуждения;
сочинение в формате ЕГЭ ( часть С);
сочинение на морально-этическую тему;
публичное выступление по общественно-важным проблемам;
сочинение-рассказ на свободную тему;
устное высказывание на лингвистическую тему.

Перечень учебно-методического обеспечения
1.Русский язык. 10-11 классы. В. Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л. А. Чешко. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений. М., Просвещение, 2011 год.
2.Власенков А.И., РыбченковаЛ.М.. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11
классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
3.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006.
4.Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
5.М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория.
Практикум. Тесты. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010г.
6.Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2010г.
7.И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.
8.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2013. Ростов-на-Дону: «Легион», 2012г.
9.Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2013. М.: «Экзамен», 2010г.
10. Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2012г.
11.С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана- Граф,2007г.
12.Н.В.Егорова. ЕГЭ-2012. Подготовка к части С. М., 2012
20

13. И.Цыбулько ЕГЭ 2014. Русский язык : сборник экзам. материалов«Эксмо»
14.И.Цыбулько ЕГЭ 2015 . Русский язык : сборник экзам. материалов«Эксмо»
15.Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова Русский язык: анализ текста. «Сага»
16.Ю. Н. Гостева Русский язык. Решение сложных задач Интеллект-Центр Интернет-учебник.
17.Загоровская О.В. Готовимся к ЕГЭ. Часть А. Часть В.Часть С
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы
серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в
справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и
лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам.
Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета "Первое сентября".
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета.
claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов.
http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».