Курс. Читательская грамотность 1 класс

Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности для 1 классов
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, требования к основной образовательной программе
начального общего образования.
Программа «Читательская грамотность» составлена на основе
авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-х классов
(авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития читательской
грамотности.
Целью изучения «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на
них, использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями
здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных
программ начального общего образования при одновременном сохранении
коррекционной направленности педагогического процесса, которая
реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания,
специфические методы, приемы работы.
Режим проведения, а именно все занятия проводятся после всех уроков
основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям
СанПиН, то есть 35-40 минут. Занятия проводятся в учебном кабинете,
закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально
оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный
руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Программа курса «Читательская грамотность» рассчитана на 1 класс –
33 часа
Программа внеурочной деятельности по общеинтелектуальному
направлению «Читательская грамотность» предполагает обучение на все трех
уровнях. В первом классе – первый уровень, предусматривает собой
приобретение школьником социальных знаний. Применяются такие формы
деятельности, как: библиотечные уроки, деловые беседы, участие в научно2

исследовательских дискуссиях, практические упражнения. Подобная
организация учета знаний, умений и оценки результатов освоения программы
внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию
ситуации успеха для каждого ученика, а также обучению в командном
сотрудничестве.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
3

- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в
том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать
правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при
выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность,
заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с
ними самостоятельно;
4

- косвенным показателем эффективности занятий может быть
повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению и др.
1. «Читательская грамотность» учится понимать и использовать
письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Содержание программы 1 класс (33 ч)
№
п/п

Раздел

1

Кол-во
часов

Содержание
В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка.
Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и
солнышко.
М. Пляцковский. Урок
дружбы.
Грузинская сказка. Лев и
заяц.
Русская народная сказка.
Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
Про курочку рябу, золотые
и простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки
делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про старика, старуху, волка
и лисичку.
Про медведя, лису и
мишкин мед.
За покупками.
Находчивый колобок.
День
рождения
мухицокотухи.
Буратино и карманные
деньги.
Кот
Василий
продает
молоко.
Лесной банк.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Читательская
грамотность

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5

Формы
внеурочной
деятельности
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;

Как мужик и медведь
прибыль делили.
Как мужик золото менял.
Как Иванушка хотел попить
водицы.
Пятачок, Винни-пух и
воздушный шарик.
Про репку и другие
корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про
Снегурочку
и
превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто
сидит в пруду.
Иванова соль.
В. Сутеев. Яблоко.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого

Практические
упражнения
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения

33

Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№
п/п

Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Всего
часов
В. Бианки. Лис и мышонок.
1
Русская народная сказка.
1
Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
1
Г. Цыферов. Петушок и
1
солнышко.
М. Пляцковский. Урок
1
дружбы.
Грузинская сказка. Лев и
1
заяц.
Русская народная сказка.
1
Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
1
Про курочку рябу, золотые
1
и простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
1
Про петушка и жерновцы.
1
Как петушок и курочки
1
делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
1
Про Машу и трех медведей.
1
Про старика, старуху, волка
1
и лисичку.
Про медведя, лису и
1
мишкинмед.
За покупками.
1

В том числе
Дата проведения
Теория
Практика Планир. Факт.
0,5
0,5
0,5
0,5

6

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

18. Находчивый колобок.
19. День
рождения
мухицокотухи.
20. Буратино и карманные
деньги.
21. Кот
Василий
продает
молоко.
22. Лесной банк.
23. Как мужик и медведь
прибыль делили.
24. Как мужик золото менял.
25. Как
Иванушка
хотел
попить водицы.
26. Пятачок, Винни-пух и
воздушный шарик.
27. Про репку и другие
корнеплоды.
28. Плывет, плывет кораблик.
29. Про
Снегурочку
и
превращения воды.
30. Как делили апельсин.
31. Крошка енот и Тот, кто
сидит в пруду.
32. Иванова соль.
33. В. Сутеев. Яблоко.
Итого: 33

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

0,5
0,5
16,5

0,5
0,5
16,5

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».