Пояснительная записка. Программа курса внеурочной деятельности для 1 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Читательская грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-х классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития читательской грамотности. Целью изучения «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. Режим проведения, а именно все занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, то есть 35-40 минут. Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов. Программа курса «Читательская грамотность» рассчитана на 1 класс – 33 часа Программа внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Читательская грамотность» предполагает обучение на все трех уровнях. В первом классе – первый уровень, предусматривает собой приобретение школьником социальных знаний. Применяются такие формы деятельности, как: библиотечные уроки, деловые беседы, участие в научно2 исследовательских дискуссиях, практические упражнения. Подобная организация учета знаний, умений и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого ученика, а также обучению в командном сотрудничестве. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами исследованиями; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; -овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: 3 - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; - умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: - степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; - поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; - результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; 4 - косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. 1. «Читательская грамотность» учится понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Содержание программы 1 класс (33 ч) № п/п Раздел 1 Кол-во часов Содержание В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. Про медведя, лису и мишкин мед. За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухицокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Читательская грамотность 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Как мужик и медведь прибыль делили. Как мужик золото менял. Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. Иванова соль. В. Сутеев. Яблоко. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого Практические упражнения Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения 33 Календарно-тематическое планирование (1 класс) № п/п Тема занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Всего часов В. Бианки. Лис и мышонок. 1 Русская народная сказка. 1 Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. 1 Г. Цыферов. Петушок и 1 солнышко. М. Пляцковский. Урок 1 дружбы. Грузинская сказка. Лев и 1 заяц. Русская народная сказка. 1 Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. 1 Про курочку рябу, золотые 1 и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. 1 Про петушка и жерновцы. 1 Как петушок и курочки 1 делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. 1 Про Машу и трех медведей. 1 Про старика, старуху, волка 1 и лисичку. Про медведя, лису и 1 мишкинмед. За покупками. 1 В том числе Дата проведения Теория Практика Планир. Факт. 0,5 0,5 0,5 0,5 6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 18. Находчивый колобок. 19. День рождения мухицокотухи. 20. Буратино и карманные деньги. 21. Кот Василий продает молоко. 22. Лесной банк. 23. Как мужик и медведь прибыль делили. 24. Как мужик золото менял. 25. Как Иванушка хотел попить водицы. 26. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. 27. Про репку и другие корнеплоды. 28. Плывет, плывет кораблик. 29. Про Снегурочку и превращения воды. 30. Как делили апельсин. 31. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. 32. Иванова соль. 33. В. Сутеев. Яблоко. Итого: 33 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 16,5 0,5 0,5 16,5 7