1 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп задач» (Финансовая математика), 5 класс Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru). Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на 34 часа в год. Курс реализуется в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности. Цель курса: формирование у обучающихся компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами. Задачи курса: формирование начальных навыков экономического мышления, воспитание ответственности при выстраивании финансовых отношений в семьеи обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения бытовых вопросов в области экономики семьи. Формы и виды деятельности: экскурсия, практикум, онлайн занятие, игра, беседа, мозговой штурм, КТД, виртуальная экскурсия, решение задач, творческая мастерская, проект, работа в библиотеке, написание эссе, кейс. 2 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания. Личностные результаты: формирование активной жизненной позиции; развитие начальных навыков экономического стиля мышления в области экономических отношений в семье и обществе; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои по- ступки; планирование собственного бюджета; уважение к труду; приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения реальных экономических ситуаций. Метапредметные результаты: развитие умений поиска информации, необходимой для решения математических задач; формирование умений представлять информацию в виде информа ционной модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы и т.п.); развитие логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей; развитие речи посредством овладения предметными и межпредметными понятиями; формирование навыков планирования действий с помощью учителя и самостоятельно; развитие способности критического отношения к полученным результатам: самооценка и взаимооценка, корректировка действий, принятие идей и замечаний других людей; развитие навыков коммуникации: составление устных и письменных текстов, ведение диалога, принятие других точек зрения, распределение функций и ролей при совместной деятельности; умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку ситуации; умение переложить знакомую математическую задачу в контексте проблемной ситуации других дисциплин, в окружающей жизни. Предметные результаты: освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения бытовых задач в области семейной экономики: доходы и расходы семьи, составление семейного бюджета, инвестирование, прогнозирование и анализ полученных результатов; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин 3 Обучающийся научится: оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала; оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны,средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и расходов и др.; пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами); применять формулу стоимости покупки для расчета цены, стоимости или количества товара; оценивать достаточность имеющейся суммы денег для покупки товара, вычислять причитающуюся сдачу; решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимальноговарианта покупки с помощью составления числовых выражений; рассчитывать зарплату, премию; принимать участие в расчетах семейного бюджета решать задачи на снижение и увеличение цены, применяя пропорции и линейные уравнения; применять к решению задач соотношение: прибыль = выручка – себестоимость; Обучающийся получит возможность научиться: приёмам грамотного распределения семейного бюджета; оптимизировать доходы и расходы посредством математических механизмов; применять аппарат математические методы для решения разнооб- разных задач из смежных предметов и практической деятельности; выбирать изученные методы и их комбинации для решения матема -тических задач; применять полученные знания при решении задач повышенной сложности. Содержание курса РАЗДЕЛ. Доходы и расходы семьи Тема 1. Деньги (5 ч) История и причины возникновения денег. Денежные отношения на Руси. Валюта РФ, Госхран РФ. Золотой запас страны. Современные деньги России и других стран. Что такое банк. Для чего нужны банки. Денежные расчёты. Об- мен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Тема 2. Доходы и расходы (6 ч) Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строитель- ства объектов народного хозяйства и др. Тема 3. Семейный бюджет (12 ч) Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Заработная плата. Услуги. Коммунальные услуги и платежи. Детские расходы. Формирование личных и семейных сбережений. Ра- циональное планирование, 4 в частности оптимальный выбор, позволяющий ми- нимизировать расходы Тема 4.Предпринимательская деятельность.(5 ч) История предпринимательства. Малый бизнес. Истории успешных людей. Стартовый капитал. Реклама. Выпуск акций. Защита проекта «Создание и продвижение своего продукта» Тема 5. Страхование (5 часов) Что и как можно страховать. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. Как работает страховая компания. Как определить надёжность страховых компаний Тема 6. Обобщение материала по данному курсу(2 часа) Обобщающее занятие. Защита презентаций по теме «Финансовая грамотность» 5 2. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (1 час в неделю, всего 34 часа) № занятия Деньги (5 ч) 1-2 Тема занятия История и причины возникновения денег. Денежные отношения на Руси. Валюта РФ, Госхран РФ. Золотой запас страны. Современные деньги России и других стран. Что такое банк. Для чего нужны банки. Денежные расчёты. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Мини-проект «Деньги». Доходы и расходы (6 ч) 3-5 6-7 8-9 10-11 Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства и др. Решение практических задач, связанных со статьями доходов и расходов. Налоги. Классификация налогов. Решение задач, связанных с налогообложением. Семейный бюджет (12 ч) Предметы первой необходимости. Товары текущего 12-13 потребления. Товары длительного пользования. Кол-во часов 2 3 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) Объяснение проблем бартерного (товарного) обмена. Описание свойств предмета, выполняющего роль денег. Ознакомление с понятием золотой запас страны, валюта. Объяснение, почему изготовление фальшивых денег – преступление. Решение задач на соотнесение, составление схем, таблиц. Перечисление видов денег. Примеры товарных денег. Сравнение преимуществ и недостатков разных видов денег. Составление и решение задачи с денежными расчётами. 2 Рассмотреть, какие существуют статьи доходов и расходов семьи и государства. 2 Решение простейших расчётных задач. 2 Рассмотреть какие существуют налоги. Решение простейших расчётных задач. 2 Объяснение причин, по которым люди делают покупки. Описание направлений расходов семьи. Решение простейших задач на расчёт стоимости товаров, необходимых в повседневной жизни. 14-15 Заработная плата. 2 Услуги. Коммунальные услуги и платежи. 16-17 18-19 2 Детские расходы. 2 2 Управление доходами и расходами. Семейный бюджет, формирование личных и семейных сбережений. Кредит. Вклады. Составление семейного бюджета на условных примерах. 2 Сравнение доходов и расходов и принимать решения. Последствия превышения расходов над доходами. Решение задач на оптимизацию затрат. Формирование личных и семейных сбережений. 20-21 22-23 Рациональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы. Предпринимательская деятельность (5 часов) 24-25 История предпринимательства. Малый Истории успешных людей. 26-28 Описание и сравнение источников доходов семьи. Расчёт расходов семьи на условных примерах. Обсуждение воздействия рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. Расчёт доли расходов на разные товары и услуги. Какие существуют коммунальные платежи. Расчёт расходов семьи на коммунальные услуги. Статьи расходов семейного бюджета на детей. Расчёт расходов семьи на нужды детей. бизнес. 2 Рассмотреть, как зародились рыночные отношения. Познакомиться с историями успешных бизнесменов. Стартовый капитал. Реклама. Выпуск акций. 3 Защита проекта «Создание и продвижение своего продукта» Групповая работа по созданию и продвижению своего продукта Страхование ( 5 часов) 29-30 Что и как можно страховать. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. 2 Познакомиться применением. с понятием страхование и его 31-32 Как работает страховая компания. Как определить надёжность страховых компаний 2 Проанализировать работу страховых компаний. 2 Защита проектов по выбранной теме Обобщение материала по данному курсу (2 часа) 33-34 Обобщающее занятие. Защита презентаций по теме «Финансовая грамотность» Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Финансовая математика, 5 класс» № заня тия Содержание (разделы, темы) Деньги (5 ч) История и причины возникновения денег. Денежные отношения на Руси. Валюта РФ, Госхран РФ. Золотой запас страны. 1 Современные деньги России и других стран. Что такое банк. Для чего нужныбанки. 2 Денежные расчёты. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Даты проведения план факт Материально- Универсальные учебные действия (УУД), проекты, техническое ИКТ-компетенции, межпредметные понятия. оснащение Регулятивные(Р), познавательные(П), (оборудование)* коммуникативные(К), личностные (Л) 1, 4, 6, 7 1, 3, 4, 6, 7 П–рассматривать математику в контексте истории развития цивилизациии истории развития науки; К– выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р– обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку Л - ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено того, что еще неизвестно П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л -ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено того, что еще неизвестно. 3 4-5 Денежные расчёты. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Подготовка и защита проектов « Деньги» Доходы и расходы (6 ч) Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства 6 объектов народного хозяйства и др. 1, 2, 6, 7 4, 7,11 1, 2, 4, 6, 7 П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассужде- ний,переходить отсловесной формулировки условия зад ачи к математической модели; К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации; Р– планировать свою работу в группе, контролировать работу других; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассужде- ний,переходить отсловесной формулировки условия зад ачи к математической модели; К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации; Р– планировать свою работу в группе, контролировать работу других; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их 7 8-9 Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства и др. Решение практических задач, связанных со статьями доходов и расходов 10-11 Налоги. Классификация налогов. Решение задач, связанных с налогообложением 2, 4, 6, 7 2,9 2,5,9 П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р - обнаруживать и формулировать учебную пробле му, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р - обнаруживать и формулировать учебную пробле му, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Семейный бюджет (12 ч) Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Заработная плата. 12 1, 4, 6, 7 Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. 13 1, 6, 7 Заработная плата. 14 1, 5, 6, 7 П–извлекать необходимую информацию, применять геометрические факты для решения задач, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П–извлекать необходимую информацию, применять геометрические факты для решения задач, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П–извлекать необходимую информацию, применять геометрические факты для решения задач, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р - обнаруживать и формулировать учебную пробле- Заработная плата. 15 5, 6, 7 Услуги. Коммунальные услуги и платежи. 16 1, 6, 7 Услуги. Коммунальные услуги и платежи. 17 18 6, 7 Детские расходы. 1, 4, 6, 7 му, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации; Р– планировать свою работу в группе, контролировать работу других; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходитьотсловеснойформулировкиусловиязадачикматематическоймодели; К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П – извлекать необходимую информацию, строить ло- Детские расходы. 19 4, 6, 7 Формирование личных и семейных сбережений. 20 1, 4, 6, 7 Формирование личных и семейных сбережений. 21 4, 6, 7 гическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку. Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К–представлять и сообщать информацию в устной и Рациональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы. 22 1, 6, 7 Рациональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы. 23 Предпринимательская деятельность(5 ч) 6, 7 письменной форме, в виде презентации; Р– планировать свою работу в группе, контролировать работу других; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку. Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации; Р– планировать свою работу в группе, контролировать работу других Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом 24-25 История предпринимательства. Малый бизнес. Истории успешных людей. 2,3,4 26-28 Стартовый капитал. Реклама. Выпуск акций. Защита проекта «Создание и продвижение своего продукта» 5,7,9 П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации; Р– планировать свою работу в группе, контролировать работу других Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации; Р– планировать свою работу в группе, контролировать работу других Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Страхование (5 часов) 29-30 Что и как можно страховать. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. 31-32 Как работает страховая компания. Как определить надёжность страховых компаний П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации; Р– планировать свою работу в группе, контролировать работу других Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации; Р– планировать свою работу в группе, контролировать работу других Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Обобщение материала по данному курсу(2 часа) 33-34 Обобщающее занятие. Защита презентаций по теме «Финансовая грамотность» Итого: 34 10,11 П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации; Р– планировать свою работу в группе, контролировать работу других Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом