Курс. Калейдоскоп задач 5 класс

1

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп задач»
(Финансовая математика), 5 класс
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая математика»
разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной
образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом
примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru). Рабочая программа предназначена для
обучающихся 5 классов и рассчитана на 34 часа в год. Курс реализуется в общеинтеллектуальном
направлении внеурочной деятельности.
Цель курса:
формирование у обучающихся компетенций, необходимых для эффективного управления
личными финансами.
Задачи курса:
 формирование начальных навыков экономического мышления, воспитание ответственности
при выстраивании финансовых отношений в семьеи обществе,
 приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения бытовых
вопросов в области экономики семьи.
Формы и виды деятельности:
















экскурсия,
практикум,
онлайн занятие,
игра,
беседа,
мозговой штурм,
КТД,
виртуальная экскурсия,
решение задач,
творческая мастерская,
проект,
работа в библиотеке,
написание эссе,
кейс.

2

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Изучение математики по данной программе способствует формированию у
обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования и примерной программе воспитания.
Личностные результаты:
 формирование активной жизненной позиции;
 развитие начальных навыков экономического стиля мышления в области
экономических отношений в семье и обществе;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои по- ступки;
планирование собственного бюджета;
 уважение к труду;
 приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
реальных экономических ситуаций.
Метапредметные результаты:
 развитие умений поиска информации, необходимой для решения
математических задач;
 формирование умений представлять информацию в виде информа ционной
модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы и т.п.);
 развитие логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей;
 развитие речи посредством овладения предметными и межпредметными
понятиями;
 формирование навыков планирования действий с помощью учителя и
самостоятельно;
 развитие способности критического отношения к полученным результатам:
самооценка и взаимооценка, корректировка действий, принятие идей и
замечаний других людей;
 развитие навыков коммуникации: составление устных и письменных
текстов, ведение диалога, принятие других точек зрения, распределение
функций и ролей при совместной деятельности;
 умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку ситуации;
 умение переложить знакомую математическую задачу в контексте
проблемной ситуации других дисциплин, в окружающей жизни.
Предметные результаты:
 освоение приёмов работы с экономической информацией, её
осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
 приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения бытовых задач в области семейной экономики:
доходы и расходы семьи, составление семейного бюджета, инвестирование, прогнозирование и анализ полученных результатов;
 определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
 развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин
3

Обучающийся научится:
 оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа,
продажа по акции, сбережение и увеличение капитала;
 оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны,средства,
выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость
строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов
семьи, взаимосвязь доходов и расходов и др.;
 пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами);
 применять формулу стоимости покупки для расчета цены, стоимости или
количества товара;
 оценивать достаточность имеющейся суммы денег для покупки товара,
вычислять причитающуюся сдачу;
 решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимальноговарианта
покупки с помощью составления числовых выражений;
 рассчитывать зарплату, премию;
 принимать участие в расчетах семейного бюджета
 решать задачи на снижение и увеличение цены, применяя пропорции и
линейные уравнения;
 применять к решению задач соотношение: прибыль = выручка – себестоимость;
Обучающийся получит возможность научиться:

 приёмам грамотного распределения семейного бюджета;
 оптимизировать доходы и расходы посредством математических
механизмов;
 применять аппарат математические методы для решения разнооб- разных
задач из смежных предметов и практической деятельности;
 выбирать изученные методы и их комбинации для решения матема -тических
задач;
 применять полученные знания при решении задач повышенной
сложности.
Содержание курса
РАЗДЕЛ. Доходы и расходы семьи
Тема 1. Деньги (5 ч)
История и причины возникновения денег. Денежные отношения на Руси. Валюта РФ,
Госхран РФ. Золотой запас страны. Современные деньги России и других стран. Что такое
банк. Для чего нужны банки. Денежные расчёты. Об- мен. Товарные деньги. Символические
деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги.
Тема 2. Доходы и расходы (6 ч)
Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на
образование, медицинское обслуживание, стоимость строитель- ства объектов народного
хозяйства и др.
Тема 3. Семейный бюджет (12 ч)
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного
пользования. Заработная плата. Услуги. Коммунальные услуги и платежи. Детские
расходы. Формирование личных и семейных сбережений. Ра- циональное планирование,
4

в частности оптимальный выбор, позволяющий ми- нимизировать расходы
Тема 4.Предпринимательская деятельность.(5 ч)
История предпринимательства. Малый бизнес. Истории успешных людей. Стартовый
капитал. Реклама. Выпуск акций. Защита проекта «Создание и продвижение своего продукта»
Тема 5. Страхование (5 часов)
Что и как можно страховать. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.
Как работает страховая компания. Как определить надёжность страховых компаний
Тема 6. Обобщение материала по данному курсу(2 часа)
Обобщающее занятие. Защита презентаций по теме «Финансовая грамотность»

5

2. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (1 час в неделю, всего 34 часа)
№
занятия
Деньги (5 ч)

1-2

Тема занятия

История и причины возникновения денег. Денежные
отношения на Руси. Валюта РФ, Госхран РФ. Золотой запас страны. Современные деньги России и
других стран. Что такое банк. Для чего нужны
банки.

Денежные расчёты. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты.
Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги.
Мини-проект «Деньги».
Доходы и расходы (6 ч)
3-5

6-7

8-9

10-11

Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы
страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства
объектов народного хозяйства и др.
Решение практических задач, связанных со
статьями доходов и расходов.
Налоги. Классификация налогов. Решение задач,
связанных с налогообложением.

Семейный бюджет (12 ч)
Предметы первой необходимости. Товары текущего
12-13
потребления. Товары длительного пользования.

Кол-во
часов

2

3

Основные виды деятельности обучающихся (на
уровне учебных действий)
Объяснение проблем бартерного (товарного) обмена.
Описание свойств предмета, выполняющего роль денег. Ознакомление с понятием золотой запас страны,
валюта. Объяснение, почему изготовление фальшивых денег – преступление. Решение задач на
соотнесение, составление схем, таблиц.
Перечисление видов денег. Примеры товарных денег.
Сравнение преимуществ и недостатков разных видов
денег. Составление и решение задачи с денежными
расчётами.

2

Рассмотреть, какие существуют статьи доходов и расходов семьи и государства.

2

Решение простейших расчётных задач.

2

Рассмотреть какие существуют налоги. Решение
простейших расчётных задач.

2

Объяснение причин, по которым люди делают покупки. Описание направлений расходов семьи. Решение
простейших задач на расчёт стоимости товаров, необходимых в повседневной жизни.

14-15

Заработная плата.

2

Услуги. Коммунальные услуги и платежи.
16-17

18-19

2
Детские расходы.

2

2

Управление доходами и расходами. Семейный бюджет, формирование личных и семейных сбережений.
Кредит. Вклады. Составление семейного бюджета на
условных примерах.

2

Сравнение доходов и расходов и принимать решения.
Последствия превышения расходов над доходами.
Решение задач на оптимизацию затрат.

Формирование личных и семейных сбережений.
20-21

22-23

Рациональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий минимизировать
расходы.

Предпринимательская деятельность (5 часов)
24-25
История предпринимательства. Малый
Истории успешных людей.
26-28

Описание и сравнение источников доходов семьи.
Расчёт расходов семьи на условных примерах.
Обсуждение воздействия рекламы и промоакций на
принятие решений о покупке. Расчёт доли расходов
на разные товары и услуги. Какие существуют коммунальные платежи. Расчёт расходов семьи на
коммунальные услуги.
Статьи расходов семейного бюджета на детей. Расчёт
расходов семьи на нужды детей.

бизнес. 2

Рассмотреть, как зародились рыночные отношения.
Познакомиться с историями успешных бизнесменов.

Стартовый капитал. Реклама. Выпуск акций.
3
Защита проекта «Создание и продвижение своего
продукта»

Групповая работа по созданию и продвижению
своего продукта

Страхование ( 5 часов)
29-30

Что и как можно страховать. Исследуем, что
застраховано в семье и сколько это стоит.

2

Познакомиться
применением.

с понятием

страхование и

его

31-32

Как работает страховая компания. Как определить
надёжность страховых компаний

2

Проанализировать работу страховых компаний.

2

Защита проектов по выбранной теме

Обобщение материала по данному курсу (2 часа)
33-34

Обобщающее занятие. Защита презентаций по теме
«Финансовая грамотность»

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Финансовая математика, 5 класс»
№
заня
тия

Содержание (разделы, темы)

Деньги (5 ч)
История и причины возникновения денег. Денежные отношения на Руси. Валюта РФ, Госхран РФ. Золотой запас страны.
1
Современные деньги России и
других стран. Что такое банк.
Для чего нужныбанки.

2

Денежные расчёты. Обмен. Товарные деньги. Символические
деньги. Драгоценные металлы.
Монеты. Купюры. Наличные
деньги. Безналичные деньги.

Даты
проведения
план
факт

Материально- Универсальные учебные действия (УУД), проекты,
техническое
ИКТ-компетенции, межпредметные понятия.
оснащение
Регулятивные(Р), познавательные(П),
(оборудование)*
коммуникативные(К), личностные (Л)

1, 4, 6, 7

1, 3, 4, 6, 7

П–рассматривать математику в контексте истории
развития цивилизациии истории развития науки; К–
выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р– обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку
Л - ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено того, что еще неизвестно
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л -ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено того, что еще неизвестно.

3

4-5

Денежные расчёты. Обмен. Товарные деньги. Символические
деньги. Драгоценные металлы.
Монеты. Купюры. Наличные
деньги. Безналичные деньги.

Подготовка и защита проектов «
Деньги»

Доходы и расходы (6 ч)
Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны,
средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства
6
объектов народного хозяйства и
др.

1, 2, 6, 7

4, 7,11

1, 2, 4, 6, 7

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассужде- ний,переходить
отсловесной формулировки условия зад ачи к
математической модели;
К–представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, в виде презентации; Р–
планировать свою работу в группе, контролировать
работу других;
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассужде- ний,переходить
отсловесной формулировки условия зад ачи к
математической модели;
К–представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, в виде презентации; Р–
планировать свою работу в группе, контролировать
работу других;
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их

7

8-9

Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны,
средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства
объектов народного хозяйства и
др.

Решение практических задач,
связанных со статьями доходов и
расходов

10-11 Налоги. Классификация налогов.
Решение задач, связанных с
налогообложением

2, 4, 6, 7

2,9

2,5,9

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р - обнаруживать и формулировать учебную пробле
му, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р - обнаруживать и формулировать учебную пробле
му, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Семейный бюджет (12 ч)
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Заработная плата.
12

1, 4, 6, 7

Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления.
Товары
длительного
пользования.
13

1, 6, 7

Заработная плата.
14
1, 5, 6, 7

П–извлекать необходимую информацию, применять
геометрические факты для решения задач, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П–извлекать необходимую информацию, применять
геометрические факты для решения задач, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П–извлекать необходимую информацию, применять
геометрические факты для решения задач, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р - обнаруживать и формулировать учебную пробле-

Заработная плата.

15

5, 6, 7

Услуги. Коммунальные услуги и
платежи.

16

1, 6, 7

Услуги. Коммунальные услуги и
платежи.

17

18

6, 7

Детские расходы.

1, 4, 6, 7

му, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К–представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, в виде презентации; Р–
планировать свою работу в группе, контролировать
работу других;
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходитьотсловеснойформулировкиусловиязадачикматематическоймодели;
К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П – извлекать необходимую информацию, строить ло-

Детские расходы.

19

4, 6, 7

Формирование личных и семейных сбережений.

20

1, 4, 6, 7

Формирование личных и семейных сбережений.
21

4, 6, 7

гическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку.
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К–представлять и сообщать информацию в устной и

Рациональное планирование, в
частности оптимальный выбор,
позволяющий минимизировать
расходы.
22

1, 6, 7

Рациональное планирование, в
частности оптимальный выбор,
позволяющий минимизировать
расходы.
23

Предпринимательская деятельность(5 ч)

6, 7

письменной форме, в виде презентации; Р–
планировать свою работу в группе, контролировать
работу других;
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку.
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К–представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, в виде презентации; Р–
планировать свою работу в группе, контролировать
работу других
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

24-25

История предпринимательства.
Малый
бизнес.
Истории
успешных людей.

2,3,4

26-28

Стартовый капитал. Реклама.
Выпуск акций.
Защита проекта «Создание и
продвижение своего продукта»

5,7,9

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К–представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, в виде презентации; Р–
планировать свою работу в группе, контролировать
работу других
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К–представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, в виде презентации; Р–
планировать свою работу в группе, контролировать
работу других
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Страхование (5 часов)
29-30 Что и как можно страховать.
Исследуем, что застраховано в
семье и сколько это стоит.

31-32 Как работает страховая компания.
Как определить надёжность
страховых компаний

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К–представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, в виде презентации; Р–
планировать свою работу в группе, контролировать
работу других
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К–представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, в виде презентации; Р–
планировать свою работу в группе, контролировать
работу других
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Обобщение материала по данному курсу(2 часа)
33-34 Обобщающее занятие. Защита
презентаций по теме
«Финансовая грамотность»

Итого:

34

10,11

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К–представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, в виде презентации; Р–
планировать свою работу в группе, контролировать
работу других
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».