Курс. Спортивные игры 7-8 класс

Mr4Hr4

CTEpC

TB O rrp O C B E rU E IJiVTfl, p O C C r4fr

CKO

fr

O EAE

PArIr4r4

MnnlrcrepcrBo o6pasoBaHrrfl rr Hayrcu [epMcKoro Kpafl

-

YnpaBJreHrre o6pa3oBaurmleprvrcKoro MyHrrrlnrraJrbHoro oKpyra

lleprvrcKoro Kpaq

MAOy ttKyrraeBcKafl

cpeAHqfl ruKora tt

PACCMOTPEHO

CO|NACOBAHO

Ha uxorbHoM

3 arue

crnreJrb Ar4AeKTop a rro

MeroAIarrecKoM o6reAuueHzr,r

yqurereft Qusuuecrofi

Pyrono4r,rreJrb

flpurae }lb 1065 or <30>
aBrycra 2023 r.

H.C. fynren

flpororon J\bl or <30>
aBrvcra 2023 r.

PAEOIIA.fl IIPOIPAMMA
(rD 14eess8)

SlenruBnoro Kypca <>
Arrfl

o6yraroulutxcr 7-8 rraccoB

Kynraeso 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективных занятий по физической культуре «спортивные
игры» представляет собой методически оформленную конкретизацию
требований ФГОС ООО и раскрывает их реализацию через конкретное
предметное содержание.
При создании программы учитывались потребности современного
российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем
поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового
образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для
самоопределения, саморазвития и самоактуализации.
В своей социально-ценностной ориентации программа по физической
культуре рассматривается как средство подготовки обучающихся к
предстоящей жизнедеятельности, укрепления их здоровья, повышения
функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развития
жизненно важных физических качеств. Программа обеспечивает
преемственность с федеральными рабочими программами начального общего
и среднего общего образования.
Основной целью программы по физической культуре является
формирование разносторонне физически развитой личности, способной
активно использовать ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха. В программе данная цель
конкретизируется и связывается с формированием устойчивых мотивов и
потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью,
целостном развитии физических, психических и нравственных качеств,
творческом использовании ценностей физической культуры в организации
здорового образа жизни, регулярных занятиях двигательной деятельностью и
спортом.
Развивающая направленность программы определяется вектором
развития физических качеств и функциональных возможностей организма,
являющихся основой укрепления их здоровья, повышения надёжности и
активности адаптивных процессов. Существенным достижением данной
1

ориентации является приобретение обучающимися знаний и умений в
организации спортивной физической культурой, возможности познания своих
физических способностей и их целенаправленного развития.
Воспитывающее значение программы заключается в содействии
активной социализации обучающихся на основе осмысления и понимания
роли и значения мирового и российского олимпийского движения,
приобщения к их культурным ценностям, истории и современному развитию.
В число практических результатов данного направления входит
формирование положительных навыков и умений в общении и
взаимодействии со сверстниками и учителями физической культуры,
организации совместной учебной и консультативной деятельности.
Центральной идеей конструирования учебного содержания и
планируемых результатов образования по спортивным играм на уровне
основного общего образования является воспитание целостной личности
обучающихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической
и социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе
содержания учебного предмета, которое представляется двигательной
деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о
спортивных играх), операциональным (способы самостоятельной
деятельности)
и
мотивационно-процессуальным
(физическое
совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета
«Спортивные игры», придания ей личностно значимого смысла, содержание
программы по физической культуре представляется системой модулей,
которые входят структурными компонентами в раздел «Физическое
совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов
спорта: баскетбол и волейбол. Инвариантные модули в своём предметном
содержании ориентируются на всестороннюю физическую подготовленность
обучающихся, освоение ими технических действий и физических упражнений,
содействующих обогащению двигательного опыта.

2

Вариативные модули объединены модулем «Спорт», содержание
которого разрабатывается образовательной организацией на основе
модульных программ по физической культуре для общеобразовательных
организаций.
Модуль «Спорт» может разрабатываться учителями физической
культуры на основе содержания базовой физической подготовки,
национальных видов спорта, современных оздоровительных систем. В рамках
данного модуля представлено примерное содержание «Базовой физической
подготовки».
Содержание программы по физической культуре представлено по годам
обучения, для каждого класса предусмотрен раздел «Универсальные учебные
действия», в котором раскрывается вклад предмета в формирование
познавательных,
коммуникативных
и
регулятивных
действий,
соответствующих возможностям и особенностям обучающихся данного
возраста. Личностные достижения непосредственно связаны с конкретным
содержанием учебного предмета и представлены по мере его раскрытия.
Общее число часов, рекомендованных для изучения физической
культуры «Спортивные игры» на уровне основного общего образования,
отводится 150 часов из общего числа (1 час в неделю в каждом классе). – 34
часа в год.

3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Знания о физической культуре.
Влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание положительных качеств личности
современного человека.
Способы самостоятельной деятельности.
Правила техники безопасности и гигиены мест занятий в процессе выполнения физических упражнений на
открытых площадках. Ведение дневника по физической культуре.
Техническая подготовка и её значение для человека, основные правила технической подготовки. Двигательные
действия как основа технической подготовки, понятие двигательного умения и двигательного навыка. Способы
оценивания техники двигательных действий и организация процедуры оценивания. Ошибки при разучивании техники
выполнения двигательных действий, причины и способы их предупреждения при самостоятельны х занятиях
технической подготовкой.
Планирование самостоятельных занятий технической подготовкой на учебный год и учебную четверть.
Составление плана учебного занятия по самостоятельной технической подготовке.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные комплексы для самостоятельных занятий с добавлением ранее разученных упражнений: для
коррекции телосложения и профилактики нарушения осанки, дыхательной и зрительной гимнастики в режиме
учебного дня.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Передача и ловля мяча после отскока от пола, бросок в корзину двумя руками снизу и от груди после
ведения. Игровая деятельность по правилам с использованием ранее разученных технических приёмов без мяча и с
мячом: ведение, приёмы и передачи, броски в корзину.
4

Волейбол. Верхняя прямая подача мяча в разные зоны площадки соперника, передача мяча через сетку двумя
руками сверху и перевод мяча за голову. Игровая деятельность по правилам с использованием ранее разученных
технических приёмов.
8 КЛАСС
Знания о физической культуре.
Влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание положительных качеств личности
современного человека.
Способы самостоятельной деятельности.
Правила техники безопасности и гигиены мест занятий в процессе выполнения физических упражнений на
открытых площадках. Ведение дневника по физической культуре.
Техническая подготовка и её значение для человека, основные правила технической подготовки. Двигательные
действия как основа технической подготовки, понятие двигательного умения и двигательного навыка. Способы
оценивания техники двигательных действий и организация процедуры оценивания. Ошибки при разучивании техники
выполнения двигательных действий, причины и способы их предупреждения при самостоятельных занятиях
технической подготовкой.
Планирование самостоятельных занятий технической подготовкой на учебный год и учебную четверть.
Составление плана учебного занятия по самостоятельной технической подготовке.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные комплексы для самостоятельных занятий с добавлением ранее разученных упражнений: для
коррекции телосложения и профилактики нарушения осанки, дыхательной и зрительной гимнастики в режиме
учебного дня.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Спортивные игры».
5

Баскетбол. Передача и ловля мяча после отскока от пола, бросок в корзину двумя руками снизу и от груди после
ведения. Игровая деятельность по правилам с использованием ранее разученных технических приёмов без мяча и с
мячом: ведение, приёмы и передачи, броски в корзину.
Волейбол. Верхняя прямая подача мяча в разные зоны площадки соперника, передача мяча через сетку двумя
руками сверху и перевод мяча за голову. Игровая деятельность по правилам с использованием ранее разученных
технических приёмов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации,
гордиться победами выдающихся отечественных спортсменов-олимпийцев;
готовность отстаивать символы Российской Федерации во время спортивных соревнований, уважать традиции
и принципы современных Олимпийских игр и олимпийского движения;
готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы межличностного взаимодействия при
организации, планировании и проведении совместных занятий физической культурой и спортом, оздоровительных
мероприятий в условиях активного отдыха и досуга;
готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения совместных занятий физической
культурой, участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях;
готовность оказывать первую медицинскую помощь при травмах и ушибах, соблюдать правила техники
безопасности во время совместных занятий физической культурой и спортом;
стремление к физическому совершенствованию, формированию культуры движения и телосложения,
самовыражению в избранном виде спорта;
6

готовность организовывать и проводить занятия физической культурой и спортом на основе научных
представлений о закономерностях физического развития и физической подготовленности с учётом
самостоятельных наблюдений за изменением их показателей;
осознание здоровья как базовой ценности человека, признание объективной необходимости в его укреплении
и длительном сохранении посредством занятий физической культурой и спортом;
осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства профилактики пагубного влияния
вредных привычек на физическое, психическое и социальное здоровье человека;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, осуществлять профилактические мероприятия по
регулированию эмоциональных напряжений, активному восстановлению организма после значительных
умственных и физических нагрузок;
готовность соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом, проводить
гигиенические и профилактические мероприятия по организации мест занятий, выбору спортивного инвентаря и
оборудования, спортивной одежды;
освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм общения и поведения при выполнении учебных
заданий на уроках физической культуры, игровой и соревновательной деятельности;
повышение компетентности в организации самостоятельных занятий физической культурой, планировании их
содержания и направленности в зависимости от индивидуальных интересов и потребностей;
формирование представлений об основных понятиях и терминах физического воспитания и спортивной
тренировки, умений руководствоваться ими в познавательной и практической деятельности, общении со
сверстниками, публичных выступлениях и дискуссиях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные
действия, универсальные регулятивные учебные действия.
7

У обучающегося будут сформированы следующие универсальные познавательные учебные действия:
анализировать влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание положительных качеств
личности, устанавливать возможность профилактики вредных привычек;
устанавливать причинно-следственную связь между планированием режима дня и изменениями показателей
работоспособности;
устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на состояние здоровья и выявлять причины
нарушений, измерять индивидуальную форму и составлять комплексы упражнений по профилактике и коррекции
выявляемых нарушений;
устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития физических качеств, состоянием
здоровья и функциональными возможностями основных систем организма;
устанавливать причинно-следственную связь между качеством владения техникой физического упражнения и
возможностью возникновения травм и ушибов во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
устанавливать причинно-следственную связь между подготовкой мест занятий на открытых площадках и
правилами предупреждения травматизма.
У обучающегося будут сформированы следующие универсальные коммуникативные учебные действия:
выбирать, анализировать и систематизировать информацию из разных источников об образцах техники
выполнения разучиваемых упражнений, правилах планирования самостоятельных занятий физической и
технической подготовкой;
вести наблюдения за развитием физических качеств, сравнивать их показатели с данными возрастно -половых
стандартов, составлять планы занятий на основе определённых правил и регулировать нагрузку по частоте пульс а
и внешним признакам утомления;
описывать и анализировать технику разучиваемого упражнения, выделять фазы и элементы движений,
подбирать подготовительные упражнения;
и планировать последовательность решения задач обучения, оценивать эффективность обучения посредством
сравнения с эталонным образцом;
8

наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения физических упражнений другими
обучающимися, сравнивать её с эталонным образцом, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения;
изучать и коллективно обсуждать технику «иллюстративного образца» разучиваемого упражнения,
рассматривать и моделировать появление ошибок, анализировать возможные причины их появления, выяснять
способы их устранения.
У обучающегося будут сформированы следующие универсальные регулятивные учебные действия:
составлять и выполнять индивидуальные комплексы физических упражнений с разной функциональной
направленностью, выявлять особенности их воздействия на состояние организма, развитие его резервных
возможностей с помощью процедур контроля и функциональных проб;
активно взаимодействовать в условиях учебной и игровой деятельности, ориентироваться на указания учителя
и правила игры при возникновении конфликтных и нестандартных ситуаций, признавать своё право и пр аво других
на ошибку, право на её совместное исправление;
разучивать и выполнять технические действия в игровых видах спорта, активно взаимодействуют при
совместных тактических действиях в защите и нападении, терпимо относится к ошибкам игроков своей команды и
команды соперников;
организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий
физической культурой и спортом, применять способы и приёмы помощи в зависимости от характера и признаков
полученной травмы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
объяснять положительное влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание личностных
качеств современных обучающихся, приводить примеры из собственной жизни;
9

объяснять понятие «техника физических упражнений», руководствоваться правилами технической подготовки
при самостоятельном обучении новым физическим упражнениям, проводить процедуры оценивания техники их
выполнения;
выполнять лазанье по канату в два приёма (юноши) и простейшие акробатические пирамиды в парах и тройках
(девушки);
тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с учётом
индивидуальных и возрастно-половых особенностей;
демонстрировать и использовать технические действия спортивных игр:
баскетбол (передача и ловля мяча после отскока от пола, броски мяча двумя руками снизу и от груди в
движении, использование разученных технических действий в условиях игровой деятельности);
волейбол (передача мяча за голову на своей площадке и через сетку, использование разученных технических
действий в условиях игровой деятельности);
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
объяснять положительное влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание личностных
качеств современных обучающихся, приводить примеры из собственной жизни;
объяснять понятие «техника физических упражнений», руководствоваться правилами технической подготовки
при самостоятельном обучении новым физическим упражнениям, проводить процедуры оценивания техники их
выполнения;
выполнять лазанье по канату в два приёма (юноши) и простейшие акробатические пирамиды в парах и тройках
(девушки);
тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с учётом
индивидуальных и возрастно-половых особенностей;
демонстрировать и использовать технические действия спортивных игр:
баскетбол (передача и ловля мяча после отскока от пола, броски мяча двумя руками снизу и от груди в
движении, использование разученных технических действий в условиях игровой деятельности);
10

волейбол (передача мяча за голову на своей площадке и через сетку, использование разученных технических
действий в условиях игровой деятельности);
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Спортивно-оздоровительная деятельность
Спортивные игры. Баскетбол
1.1
(модуль "Спортивные игры")
1.2

Спортивные игры. Волейбол
(модуль "Спортивные игры")

18
16

Итого по разделу

34

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

11

8 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Физическое совершенствование
Раздел 1. Раздел 1. Спортивно-оздоровительная деятельность
Спортивные игры. Баскетбол
1.1
18
(модуль "Спортивные игры"
Спортивные игры. Волейбол
1.2
16
(модуль "Спортивные игры"
Итого

34

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

12

13

14

7 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1
2
3

Передача мяча после отскока от пола
Передача мяча после отскока от пола
Ловля мяча после отскока от пола

1
1
1

4
5

Ловля мяча после отскока от пола
Бросок мяча в корзину двумя руками снизу после ведения

1
1

6
7

Бросок мяча в корзину двумя руками снизу после ведения
Бросок мяча в корзину двумя рукам от груди после ведения

1
1

8

Бросок мяча в корзину двумя рукам от груди после ведения
Игровая деятельность с использованием разученных
технических приёмов
Игровая деятельность с использованием разученных
технических приёмов

1

9
10

1
1

13

Игровая деятельность с использованием разученных
технических приёмов
Игровая деятельность с использованием разученных
технических приёмов
Верхняя прямая подача мяча

14
15

Верхняя прямая подача мяча
Передача мяча через сетку двумя руками сверху

1
1

16
17

Передача мяча через сетку двумя руками сверху
Перевод мяча за голову

1
1

18

Перевод мяча за голову

1

11
12

Дата изучения

1
1
1

15

19

Игровая деятельность с использованием разученных
технических приёмов

1

20

Игровая деятельность с использованием разученных
технических приёмов

1

21
22

Игровая деятельность с использованием разученных
технических приёмов
Игровая деятельность с использованием разученных
технических приёмов

1
1

23
24

Средние и длинные передачи мяча по прямой
Средние и длинные передачи мяча по прямой

1
1

25
26

Средние и длинные передачи мяча по диагонали
Средние и длинные передачи мяча по диагонали

1
1

27
28

Тактические действия при выполнении углового удара
Тактические действия при выполнении углового удара

1
1

29
30
31
32
33
34

Тактические действия при вбрасывании мяча из-за боковой
линии
Тактические действия при вбрасывании мяча из-за боковой
линии
Игровая деятельность с использованием разученных
технических приёмов
Игровая деятельность с использованием разученных
технических приёмов
Игровая деятельность с использованием разученных
технических приёмов
Игровая деятельность с использованием разученных
технических приёмов

1
1
1
1
1
1

16

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

17

8 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1
2
3

Повороты с мячом на месте
Повороты с мячом на месте
Повороты с мячом на месте

1
1
1

4
5

Передача мяча одной рукой от плеча и снизу
Передача мяча одной рукой от плеча и снизу

1
1

6
7

Передача мяча одной рукой от плеча и снизу
Передача мяча одной рукой от плеча и снизу

1
1

8
9

Передача мяча одной рукой снизу
Передача мяча одной рукой снизу

1
1

10
11

Передача мяча одной рукой снизу
Передача мяча одной рукой снизу

1
1

12
13

Бросок мяча в корзину двумя руками в прыжке
Бросок мяча в корзину двумя руками в прыжке

1
1

14
15

Бросок мяча в корзину двумя руками в прыжке
Бросок мяча в корзину двумя руками в прыжке

1
1

16
17

Бросок мяча в корзину одной рукой в прыжке
Бросок мяча в корзину одной рукой в прыжке

1
1

18
19

Тактические действия в нападении
Тактические действия в защите

1
1

20

Бросок мяча в корзину одной рукой в прыжке

1

Дата изучения

18

21

Игровая деятельность с использованием разученных
технических приёмов

1

22

Игровая деятельность с использованием разученных
технических приёмов

1

23
24

Игровая деятельность с использованием разученных
технических приёмов
Игровая деятельность с использованием разученных
технических приёмов

1
1

25
26

Прямой нападающий удар
Прямой нападающий удар

1
1

27
28

Индивидуальное блокирование мяча в прыжке с места
Индивидуальное блокирование мяча в прыжке с места

1
1

29
30

Тактические действия в защите
Тактические действия в нападении

1
1

31
32
33
34

Игровая деятельность с использованием разученных
технических приёмов
Игровая деятельность с использованием разученных
технических приёмов
Игровая деятельность с использованием разученных
технических приёмов
Игровая деятельность с использованием разученных
технических приёмов

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
34

19

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физическая культура, 7-9 классы/ Погадаев Г.И., Общество с
ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Физическая культура, 8-9 классы/ Лях В.И., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
Российская электронная школа
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Российская электронная школа
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».