Отчет о результатах самообследования детского сада за 2023 год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Култаевская средняя школа»
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
МАОУ «Култаевская средняя школа»
Протокол № 9 от ‹‹15›› апреля 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Култаевская
средняя школа»
____________Эйхгорн Е.В
Приказ № 1052 ‹‹17›› апреля 2024г.

Отчет о результатах самообследования
МАОУ «Култаевская средняя школа»
структурное подразделение детский сад «Йолдыз»
по состоянию на 31 декабря 2023 года.
Самообследование деятельности составлено в соответствии с Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 14 июня
2013 г. № 462 «Порядок проведения самообследования образовательной организацией».

Наименование
образовательной
организации

Общие сведения об образовательной организации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Култаевская средняя
школа» структурное подразделение детский сад «Йолдыз»

Руководитель

Эйхгорн Екатерина Владимировна

Адрес организации

Юридический: 614520, Пермский край, Пермский м.о., с. Култаево, ул. Школьная, д. 6
Фактический: 614520, Пермский край, Пермский м.о., с. Баш-Култаево, ул. Мавлютова, д. 30

Телефон, факс

(342)2948224
1

Адрес электронной
почты

kultaevskaya@sosh.permkrai.ru

Учредитель

Управление образования администрации Пермского муниципального округа Пермского края

Дата создания

2003 год. Структурное подразделение детский сад «Йолдыз»-2004год

Лицензия
4765 59Л01 №0002646
Детский сад является структурным подразделением муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Култаевская средняя школа». Расположено в с. Баш-Култаево, вдали от производственных предприятий и
торговых мест в здании структурного подразделения Баш-Култаевская школа, построенного по типовому проекту в 2003
году. Проектная наполняемость - 25 мест. Общая площадь помещений, используемых непосредственно для нужд
образовательного процесса, 183 кв. м, площадки для прогулки групп – 200 кв.м
Предметом деятельности Учреждения является выполнение работ по обеспечению реализации предусмотренных
действующим законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Пермского
муниципального округа по решению вопросов местного значения в сфере образования по организации предоставления
общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам дошкольного
образования.
Цель деятельности детского сада — осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных
программ дошкольного образования.
Предметом деятельности детского сада является формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной
деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Режим работы детского сада: рабочая неделя — пятидневная, с понедельника по пятницу. Длительность пребывания детей
в группах — 12 часов. Режим работы группы с 7:00 до 19:00.
Выводы: Структурное подразделение – детский сад «Йолдыз» зарегистрировано и функционирует в соответствии с
нормативными документами в сфере образования Российской Федерации.
2

Оценка системы управления образовательной организацией
Управление Учреждением осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации, с учетом особенностей, установленных:
 Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом об образовании в РФ,
 Федеральным законом от 12 января 1997 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,
 Федеральным законом от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»,
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности № 115,
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности № 373,
 Уставом МАОУ,
 Локальными актами МАОУ.
 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
Управление строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Коллегиальными органами управления являются:
Управляющий совет, Наблюдательный совет, педагогический совет, общее собрание работников. Единоличным
исполнительным органом является руководитель – директор школы.
Учреждение включает в себя все элементы управления, которые свойственны современному образовательному
учреждению:
•
уровень стратегического управления,
•
уровень оперативного управления,
•
уровень управления деятельности детей.
Наименование органа Функции
Директор
Осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения
Наблюдательный
Рассматривает предложения о внесении изменений в Устав Учреждения, предложения Учредителя
совет
или директора Учреждения о создании и ликвидации филиалов, об открытии и о закрытии
представительств, структурных подразделений; предложения Учредителя или директора
3

Учреждения об изъятии имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного
управления; предложения директора Учреждения о совершении сделок с недвижимым имуществом
и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за Учреждением.
Дает заключение на проект плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения.
Рассматривает и утверждает следующие документы Учреждения: проекты отчетов о деятельности
Учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансовохозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность Учреждения; положение о
закупке товаров, работ, услуг, приобретаемых для нужд Учреждения
Управляющий совет Рассматривает вопросы:
− развития образовательной организации;
− финансово-хозяйственной деятельности;
− материально-технического обеспечения
Педагогический совет Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью Детского сада, в том числе
рассматривает вопросы:
− развития образовательных услуг;
− регламентации образовательных отношений;
− разработки образовательных программ;
− выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания;
− материально-технического обеспечения образовательного процесса;
− аттестации, повышении квалификации педагогических работников;
− координации деятельности методических объединений
Общее
собрание Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе:
работников
− участвовать в разработке и принятии коллективного договора, правил трудового распорядка,
изменений и дополнений к ним;
− принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации
и связаны с правами и обязанностями работников;
4

− разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной
организации;
− вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию ее
работы и развитию материальной базы
Выводы: структура и система управления соответствуют специфике деятельности Детского сада. По итогам 2022
года система управления Детского сада оценивается как эффективная, позволяющая учесть мнение работников и всех
участников образовательных отношений. В следующем году планируется введение в штатное расписание
административной должности - заведующий структурным подразделением, с целью расширения обязанностей по
контролю за содержанием имущества и хозяйственной деятельностью.
Оценка образовательной деятельности
Образовательная деятельность в детском саду организована в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ФГОС дошкольного образования. С 01.01.2021 года детский сад
функционирует в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а с 01.03.2021 — дополнительно с
требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Образовательный процесс выстроен в соответствии с общеобразовательной программой детского сада, рабочей
программой воспитания. В Программе отражено содержание образования детей дошкольного возрастов (от 3 до 7 лет),
обеспечивающее полноценное, разностороннее развитие ребенка до уровня, соответствующего возрастным возможностям
и требованиям современного общества. Программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его
сторон. Программа задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста, создавая
простор для творческого использования различных педагогических технологий.
Содержание программы представлено по пяти образовательным областям, заданным ФГОС ДО: социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. В каждой
образовательной области сформулированы общая направленность, которая относится ко всем возрастам и задает
5

конечную результативность (к 6-7 годам), а образовательные задачи и содержание образовательной работы по реализации
этой общей направленности отнесены к возрастам детей. Целевая направленность соответствует характеристикам
образовательных областей, заданных ФГОС ДО.
Программа:
•
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
•
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
•
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей
дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые
имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
•
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
•
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
•
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей
и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но
и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
•
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Детский сад работает по программе воспитания и обучения в детском саду, составленной на основе примерной
основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», разработанной в
соответствии с ФГОС под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Особое внимание в программе
уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников
таких качеств как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных
ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Парциальные программы:
1. «Формирование элементарных математических представлений», И.А.Помораева, В.А.Позина.
2. «Цветные ладошки», И.А.Лыкова.
6

Авторские программы:
1. «Развитие речи в детском саду», В.В.Гербова
2. Занятия по изобразительной деятельности, Т.С.Комарова
3. «Пермский край – мой родной край» - экологическое воспитание дошкольников А.М. Федотовой
4. «Открытия Феечки Копеечки. Образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников
ФГОС ДО», Л.В. Любимова
5. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Стеркина Р.Б., Князева О.Л., Н.Н.Авдеева
6. «Программа развитие речи дошкольников», Ушакова О.С.
7. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева, М.Д. Махеева.
В детском саду используются эффективные формы контроля, следующие виды мониторинга: управленческий,
методический, педагогический, контроль состояния здоровья детей.
Детский сад посещают 35 воспитанников в возрасте от 2 до 7 лет. В детском саду сформирована одна разновозрастная
группа общеразвивающей направленности.
1 младшая группа – дети с 2 до 3 лет – 4 чел
2 младшая группа – дети с 3 до 4 лет – 7 чел.
Средняя группа - дети с 4 до 5 лет- 8 чел.
Старшая группа - дети с 5 до 6 лет- 8 чел.
Подготовительная группа - дети с 6 до 7 лет- 8 чел.
Детский сад разработал рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, которые
являются частью основной образовательной программы дошкольного образования. Приступили к реализации данной
программы, основная часть плана будет реализована в 2024 году.
Чтобы выбрать стратегию воспитательной работы, в 2023 учебном году проводился анализ состава семей воспитанников.
Характеристика семей по составу
Все воспитанники детского сада воспитываются в полной семье
Характеристика семей по количеству детей
7

Количество детей в семье

Количество семей

% от общего количества семей
воспитанников
Один ребенок
2
5,7
Два ребенка
11
31,4
Три ребенка и более
22
62,9
Воспитательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием разнообразных форм и
методов, в тесной взаимосвязи воспитателей, специалистов и родителей.
В 2023 году воспитанники детского сада приняли активное участие в районных конкурсах:
1.Спортивный конкурс «Папа, мама, я - спортивная семья»;
2.Фестиваль детского творчества «Солнечные нотки»;
3.Фестиваль «Готов к труду и обороне» для воспитанников (в рамках проекта «Baby fit»);
4. НИК «Этот удивительный мир» номинация «Научная сказка»
5.Онлайн- квест игра «PROкачка», посвящённая здоровому образу жизни;
6. Окружной литературный конкурс для детей дошкольного возраста «Пермские писатели детям-2023», номинация
«Детство- счастливая пора».
7. «Цифрик» 2023-2024. Онлайн-квест тематической направленности «Путешествие по невиданным уголкам
Пермского округа»
8. Большая Патриотическая игра.
-Дистанционные игры:
-День народного единства
-День рождения Пермского муниципального района
9. В рамках Единого родительского дня с родителями (законными представителями) были проведены следующие
мероприятия:
-Интерактивная игра с детьми «Знаменитый человек моего села».
- Родительское собрание на тему «Моя малая родина»
-Игра –викторина «Моя малая родина»
8

- Оформление стенда на данную тему.
А так же участвовали с детьми в конкурсах и фестивалях различной направленности:
- Поселенческий конкурс - фестиваль детского творчества «Подснежник»; диплом за 2 место;
- Поселенческий театральный фестиваль. Инсценировка сказки «Заяц - портной»;
-Краевой конкурс рисунков и фотографии «Зимующие птицы нашего края»;
-Региональный творческий конкурс «Я люблю свою маму»
-Всероссийский творческий конкурс «Грибное лукошко», «Маленький ежик», «Мое любимое животное»;
-Школьный творческий фестиваль «Ларец новогодних чудес», «Мама это для тебя…»
-Всероссийская блиц-олимпиада «Мы едем, едем, едем...» - 2 место.
Согласно плану воспитательной работы, были проведены праздники и развлечения: «Зарница», «А ну-ка, девочки»,
«День смеха», выпускной бал, праздник осени, онлайн-поздравления ко Дню матери, «В гостях у Дедушки Мороза» ко
дню рождения Деда Мороза, «В гостях у Снеговика»- праздник зимы, «Новый год у ворот».
Оценка содержания и качества подготовки обучающихся образовательной организацией
Содержание образовательного процесса осуществляется в соответствии с образовательной программой
дошкольного учреждения. С целью планирования воспитательно-образовательного процесса и выстраивания
индивидуальных образовательных траекторий для воспитанников ДОУ проводился анализ результатов освоения
программы детьми «Соответствие результатов освоения ООП ДО требованиям действующих нормативных правовых
документов».
Мониторинг результатов освоения программы ДО детьми проводился в мае 2023г. Кол-во детей, принявших участие
в мониторинге – 100% воспитанников (в возрасте от 3 до 7 лет)
Формы мониторинга – наблюдение, диагностическая ситуация, беседа, диагностическое задание, анализ продуктов
деятельности.
Цель мониторинга – оценка динамики формирования интегративных качеств детей в процессе освоения ООПДО.
Использование полученных результатов:
•
Индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребенка, построение образовательной траектории);
9

•
Оптимизация работы с группой детей.
Более подробно результаты освоения ООП ДО по каждой возрастной группе представлены в таблице:
Мониторинг образовательного процесса осуществляем через отслеживание результатов освоения образовательной
программы. Проводят: воспитатели два раза в год (октябрь, апрель). Система мониторинга содержит пять
образовательных областей, «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное
развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Результаты мониторинга представлены
в таблицах отдельно по каждой группе.
Подготовительная группа (6-7лет)
Образовательные области

Высокий, %

Средний, %

Социально-коммуникативное
44.4
55.6
Познавательное
61.1
38.9
Речевое
72.2
27.8
Художественно-эстетическое
27.8
72.2
Физическое
11.1
88.9
ИТОГО: среднее значение
43,3
56,7
Общее количество детей в подготовительной группе, участвующих в диагностике – 18 человек.

Низкий, %

0
0
0
0
0
0

Исходя из результата мониторинга по освоению программного материала по всем образовательным областям, дети
подготовительной группы дошкольного возраста в основном показали высокий и средний уровни развития.
Старшая группа (5-6 лет)
Образовательные области

Высокий, %

Средний, %

Низкий, %
10

Социально-коммуникативное
Познавательное
Речевое
Художественно-эстетическое
Физическое

57.1
42.9
28.5
43
43
28.5
57.1
28.5
0
100
ИТОГО: среднее значение 37.1
48.7
Общее количество детей в старшей группе, участвующих в диагностике – 7 человек.

0
28.5
28.5
14.4
0
14.2

Из результатов мониторинга определяются следующие направления работы, требующие углубленной работы на
следующий учебный год:
По познавательному развитию: Обогащать представления детей об окружающим мире, закреплять знание имён членов
своей семьи и своё имя; закрепить представление о сезонных явлениях, развивать наблюдательность, мыслительную
деятельность.
Продолжать пополнять развивающую среду, создавать различные коллекции материалов и альбомы с изображениями
окружающего мира для свободного доступа.
По речевому развитию: для дальнейшего роста показателей планируется продолжать индивидуальные занятия с детьми
по речевым заданиям, применять дидактические игры, продолжать читать литературные произведения, расширять знания
о жанрах литературы, учить выразительно рассказывать стихи, составлять рассказы по сюжетным картинкам. Также
необходимо создавать условия для самостоятельной речевой активности в течение дня; включать коммуникативные игры
и упражнения при организации занятий, выполнять пальчиковую и артикуляционную гимнастики в режимных моментах,
расширять кругозор детей.
По художественно-эстетическому развитию: В течение дня предлагать дидактические игры, альбомы для
раскрашивания, проводить упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику. В уголках для
11

творчества предоставить возможность для самостоятельной творческой активности детей. Следить за обновлением
оборудования.
Средняя группа (4-5 лет)
Образовательные области

Высокий, %

Средний,%

Низкий, %

100
75
100
75
50
80

0
25
0
25
50
20

0
0
0
0
0
0

Социально-коммуникативное
Познавательное
Речевое
Художественно-эстетическое
Физическое
ИТОГО: среднее значение

Общее количество детей в средней группе, участвующих в диагностике – 4 человека. Результаты мониторинга
свидетельствуют об успешном освоении образовательной программы ДОУ детьми по всем разделам.
2-младшая группа (3-4 года)
Образовательные области

Социально-коммуникативное
Познавательное
Речевое
Художественно-эстетическое
Физическое
ИТОГО: среднее значение

Высокий, %

Средний, %

Низкий, %

0
0
0
0
0
0

83.3
50
66.7
50
83.3
66.7

16.7
50
33.3
50
16.7
33.3
12

Общее количество детей во 2 младшей группе, участвующих в диагностике, 6 человек. Хотим обратить внимание на то,
что дети совершенно новенькие, поступили в детский сад в середине учебного года. Сейчас у них проходит период
адаптации, из-за этого дети часто болеют, и посещаемость нестабильная.
Общие данные по детскому саду:
Образовательные области

Высокий, %

Социально-коммуникативное
Познавательное
Речевое
Художественно-эстетическое
Физическое
ИТОГО: среднее значение

50,4
41,1
58,8
40,0
15,3
41,1

Средний, % Низкий, %
45,4
39,2
31,0
43,9
72,2
46,3

4,2
19,7
10,2
16,1
12,5
12,6

Низкий и средний уровень освоения программы по всем образовательным областям показали дети 2 младшей
группы (6 человек), поступили в детский сад в декабре 2022 г.- феврале 2023 г., проходили мониторинг первый
раз в апреле 2023 года, дети показали актуальный уровень развития с каким пришли в детский сад. В старшей
группе 2 человека из 7 показали низкий уровень освоения образовательной программы по следующим
образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Эти направления работы требуют пристального внимания и углубленной работы на следующий учебный год.
Полученные результаты у детей подготовительной (18 человек) и средней (4 человека) групп говорят о
стабильности в усвоении программы детьми по всем образовательным областям, это 22 человека, что составляет
63% от общего количества детей. Общие итоговые результаты мониторинга свидетельствуют о достаточном
уровне освоения образовательной программы.
13

В мае 2023 года для детей 7 лет был проведён мониторинг системообразующих компонентов готовности детей к
школьному обучению по программе «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к школе». Ключевыми
компонентами готовности к школьному обучению считаются психофизиологические и личностные новообразования:
функциональная готовность («школьная зрелость»), общие способности и мотивационная готовность.
В программу обследования ребенка был включен ряд заданий, позволяющих выявить отдельные, наиболее
существенные специальные способности, значимые в освоении основ школьных умений.
В мониторинге принимало участие 16 детей (89%), 2 ребенка в момент обследования болели. На основании
мониторинга готовности к школьному обучению выявлена доля выпускников, успешно готовых - 6 ребенка, готовых к
обучению в школе - 9 детей, относительно готовый - 1 ребенок.
В таблице отражены показатели мониторинга готовности детей к школе
Уровень готовности
Количество детей
%
№
6
37,50
Дети «успешно готовые к обучению» в школе
1.
9
56,25
Дети «готовые к обучению» в школе
2.
Дети «относительно готовые к обучению» в школе
1
6,25
3.
0
0
Дети «неготовые к обучению» в школе
4.
Оценка уровня развития системообразующих компонентов готовности к школьному обучению.
Уровень сформированности
Системообразующие компоненты

Возрастная
норма

«группа риска»

«группа
экстра-риска»

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

5

31,23

9

56,25

2

12,50

0

0,00

Сенсорные

6

37,50

9

56,25

0

0,00

1

6,25

Умственные

15

93,75

1

6,25

0

0,00

0

0,00

Творческие

6

37,50

9

56,25

0

0,00

1

6,25

Функциональная готовность

Общие
способност
и

Высокая
возрастная норма

14

Регуляторные

4

25,00

11

68,75

1

6,25

0

0,00

Компетентностные

9

56,25

7

43,75

0

0,00

0

0,00

3

18,75

11

68,75

0

0,00

2

12,50

Мотивационная готовность

Анализируя результаты, можно сделать вывод: у детей, «готовых к обучению» в школе, результаты получены за
счет достаточно сформированных предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка работать в соответствии с
инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении
того или иного задания и переключиться на выполнение другого.
Есть ребенок «относительно готовый к обучению» в школе с низким уровнем развития системообразующих
компонентов готовности к школьному обучению (И.В.). Причину видим в следующем, девочка в течение двух лет редко
посещала детский сад, осваивала программу не в системе (отсутствовала по болезни, чаще по заявлению родителей).
Важным компонентом готовности к школьному обучению является мотивационная готовность . Дети, в ходе
мониторинга, показали низкие результаты, только 3 человека имеют высокую возрастную норму. Чтобы повысить уровень
мотивационной готовности необходимо в течение учебного года читать рассказы про школу, вести беседы о школе,
проводить сюжетную игру «Школа», составить совместный план мероприятий с начальной школой.
Для достижения более высоких результатов по сенсорным, творческим и регуляторным способностям необходимо
включить в образовательный процесс больше игр с цветом, формой, величиной, игр на развитие внимания и быстрое
сосредоточение. Следует обогащать жизненный опыт дошкольника: читать ему сказки и стихотворения, рассматривать
картинки в книгах и журналах, пересказывать произошедшие интересные события, не упускать возможность посетить с
ребенком театр или музей.
По данным мониторинга функциональная готовность на низком уровне сформирована у двух детей (ребенок таджик,
первый год живет в России и посещает детский сад, вторая - девочка, о ней упоминалось выше), у 9 детей – возрастная
норма, у 5 детей – высокая возрастная норма, это свидетельствует о достаточном уровне общего развития, глазомера,
пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложнокоординированных
движений руки.

15

Оценка организации образовательного процесса
В основе образовательного процесса в детском саду лежит взаимодействие педагогических работников, администрации
и родителей. Основными участниками образовательного процесса являются дети, родители, педагоги.
Основные формы организации образовательного процесса:
 совместная деятельность педагогического работника и воспитанников в рамках организованной образовательной
деятельности по освоению основной общеобразовательной программы;
 самостоятельная деятельность воспитанников под наблюдением педагогического работника.
 Занятия в рамках образовательной деятельности ведутся по подгруппам. Продолжительность занятий соответствует
СанПиН и составляет:
В группах с детьми от 2 до 3 лет – до 10 мин;
 в группах с детьми от 3 до 4 лет - до 15 мин;
 в группах с детьми от 4 до 5 лет - до 20 мин;
 в группах с детьми от 5 до 6 лет - до 25 мин;
 в группах с детьми от 6 до 7 лет - до 30 мин.
Между занятиями в рамках образовательной деятельности предусмотрены перерывы продолжительностью не менее
10 минут. Основной формой занятия является игра. Образовательная деятельность с детьми строится с учётом
индивидуальных особенностей детей и их способностей. Выявление и развитие способностей воспитанников
осуществляется в любых формах образовательного процесса.
Чтобы не допустить распространения вирусной инфекции, администрация детского сада в 2023 году продолжила
соблюдать профилактические меры:
 ежедневный усиленный фильтр воспитанников и работников — термометрию с помощью бесконтактных
термометров и опрос на наличие признаков инфекционных заболеваний, лица с признаками инфекционных
заболеваний изолируются;
 еженедельную генеральную уборку с применением дезинфицирующих средств, разведенных в концентрациях
по вирусному режиму;
 ежедневную влажную уборку с обработкой всех контактных поверхностей, игрушек и оборудования
дезинфицирующими средствами;
16

дезинфекцию посуды, столовых приборов после каждого использования;
 использование бактерицидных установок в групповых комнатах;
 частое проветривание групповых комнат в отсутствие воспитанников.
На территории, закрепленной за образовательным учреждением, есть дети, которые на данный момент не посещают
детский сад. Работа с неорганизованными детьми проводилась с целью увеличения охвата детей дошкольным
образованием, создания условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей на дому, а так же с целью
формирования у них готовности к школьному обучению, коммуникативных навыков, более легкой адаптации малышей
при поступлении в детский сад.
В 2023 году охват неорганизованных детей составил 42 ребенка. Согласно годовому плану работы с неорганизованными
детьми и их родителями работа началась с информирования общественности о работе КП, выявления и приглашения
семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ. Провели анкетирование родителей в
ВКонтакте, рассылали буклеты: «Наш сад - Йолдыз», состоялась знакомство с детским учреждением родителями и
детьми «Наш детский сад».
Совместно с Домом Культуры с. Баш-Култаево были организованы для неорганизованных детей мероприятия:
- «Путешествие тигренка» (новогодний праздник для детей категории СОП и многодетных малоимущих семей)
- Фольклорный праздник «Науруз» (развлечение для жителей села)
- «Фестиваль семейных театров» (дети с родителями показывали спектакли)
- «Велопервомай» (дети и родители приняли участие в традиционном велопробеге)
- «Юный пешеход» по ПДД, «Как мышонок научился мыть руки» развлечение на тему ЗОЖ
Подводя итог нашей работы, следует отметить, что все эти формы работы позволяли родителям лучше узнать своего
ребенка, понять, в чем он будет успешен и какие у него могут возникнуть трудности при поступлении в детский сад,
познакомили родителей с деятельностью детского сада.
Учреждение тесно взаимодействует с родителями (законными представителями) воспитанников. Взаимодействие с
родителями коллектив детского сада строит на принципе сотрудничества, и с учетом индивидуальных особенностей детей,
с использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи воспитателей, специалистов и родителей.
Планирование работы с родителями начинается после изучения контингента родителей через анкету «Социальный
портрет родителей ОУ».
Ещё до прихода ребёнка в детский сад между детским садом и родителями появляются первые контакты, которые
позволяют родителям поближе узнать наш детский сад:


17

- родители посещают группу детского сада, знакомятся с педагогами, предметно-развивающей средой;
- родители знакомятся с нормативными документами структурного подразделения (Устав, лицензия, Положение о
структурном подразделении);
- оформляется Договор между образовательной организацией и родителями.
Во взаимодействии с родителями педагогическим коллективом решаются приоритетные задачи:
• повышение педагогической культуры родителей;
• приобщение родителей к участию в жизни детского сада;
• изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на
ребенка.
В структурном подразделении велась системная и целенаправленная работа всего педагогического коллектива по
взаимодействию с семьями воспитанников: проводились Дни открытых дверей, родительские собрания с участием
специалистов, родительские гостиные, мастер-классы, индивидуальное и групповое консультирование специалистами,
участие родителей в мероприятиях дошкольного учреждении. Родители воспитанников были активными участни ками
всех мероприятий детского сада.
Для успешного сотрудничества с родителями искали эффективные формы взаимодействия с семьей, для того,
чтобы родителей сделать активными участниками педагогического процесса. Сегодня для нас это: совместные детско родительские проекты и семейный клуб.
Поселенческий «Фестиваль семейных театров» позволил реализовать проект по постановке сказки «Заяцпортной».
На территории села создан семейный клуб, активными участниками которого являются родители воспитанников
детского сада и педагогические работники, организовываем совместные мероприятия: «Велопервомай», «Сабантуй»
(Праздник села).
Родители охотно идут на контакт и участвуют во всех конкурсах и совместных мероприятиях группы согласно
перспективному и календарному планам.
Использование разнообразных форм взаимодействия ДОО и семьи — двух важных социальных институтов
социализации ребенка, дает положительные результаты. Всей своей работой педагогический коллектив нашего
детского сада доказывает родителям, что вовлечение их в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие
в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это
необходимо для развития их собственного ребенка
18

Оценка востребованности выпускников
В 2023 году закончили обучение по основной общеобразовательной программе – образовательной программе
дошкольного образования 18 детей. Все выпускники поступили в МАОУ «Култаевская средняя школа» структурное
подразделение Баш-Култаевская школа. Результатом осуществления образовательного процесса явилась хорошая
подготовка детей к обучению в школе. 100% детей имеют хорошее физическое развитие, обучение в школе будет
проходить без осложнений и ущерба для здоровья. 92% детей подготовительной группы имеют эмоционально
благополучное отношение к школе и учению. В результате проведенной работы отмечается качественная подготовка
ребенка к обучению в школе. Дети ориентированы на школьную жизнедеятельность. По результатам проведения
входной диагностики первоклассников, результаты готовности детей к школьному обучению, уровень детского
развития, уровень освоения образовательной программы дошкольного образования удовлетворяют требованиям уровня
начального общего образования.
Оценка кадровых условий
Детский сад укомплектован педагогическими кадрами на 100 процентов согласно штатному расписанию: 2
воспитателя, музыкальный руководитель, учитель-логопед (внутренний совместитель).
Воспитатели и музыкальный руководитель аттестованы на первую квалификационную категорию – 100%
педагогического состава.
Курсы повышения квалификации прошли 100% педагогических работников детского сада.
Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень, эффективно участвуют в работе методических
объединений, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, а также занимаются
саморазвитием. Все это в комплексе дает хороший результат в организации педагогической деятельности и улучшении
качества образования и воспитания дошкольников.
В 2023 году воспитатели принимали активное участие в профессиональных конкурсах:
- участвовали в профессиональном конкурсе педагогов дошкольных образовательных организаций Пермского
муниципального округа «Game maker - 2023». Была разработана интерактивная игра «Знаменитый человек моего села».
Номинация «Имена в истории Пермского округа» -заняли 3 место.
-Окружной профессиональный конкурс «Золотое яблоко-2023», номинация «Педагог дошкольного образования»
19

- Всероссийский конкурс: блиц-олимпиады «Внедрение в педагогическую деятельность», «Экология»
Вошли в экспертный совет конкурса «В путешествие по родной земле отправляясь».
Прошли курсы повышение квалификации по теме «Внедрение ФОП дошкольного образования требования и
особенности организации образовательного процесса»
Средний возраст педагогов 49 лет.
100% педагогов имеют высшее педагогическое образование.
Вывод: Детский сад укомплектован кадрами полностью. Росту профессионального мастерства способствуют
обучение на курсах повышения квалификации, прохождение аттестации, работа в методических объединениях,
ВСОКО, мониторинги, самообразование, участие в различных профессиональных конкурсах, обобщение и
распространение опыта, использование современных методик и педагогических технологий. Профессиональная
компетентность педагогических кадров соответствует профилю дошкольного учреждения и позволяет решать вопросы
обучения и развития обучающихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования.
Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения
В детском саду библиотечный фонд представлен методической литературой по всем образовательным областям
основной общеобразовательной программы, детской художественной литературой, периодическими изданиями. К
каждому возрасту имеется банк необходимых учебно-методических пособий, рекомендованных для планирования
воспитательно-образовательной работы в соответствии с ООП. Приобретены: учебно-методический комплект к
основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с
Перечнем игрового оборудования для учебно – методического обеспечения ДОУ. Необходимо пополнить фонд
информационными ресурсами на электронных носителях.
Оценка материально-технической базы
В структурном подразделении сформирована материально-техническая база для реализации образовательных
программ, жизнеобеспечения и развития детей. В Детском саду оборудованы помещения:
− групповые помещения – 1;
− медицинский кабинет – 1;
− кабинет учителя-логопеда – 1.
20

При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные
особенности детей. Оборудована групповая комната, включающая активную, рабочую и спокойную зоны.
Материально - техническое оснащение ДОО соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам,
соответствует правилам пожарной безопасности и способствует качественной реализации Программы. Для обеспечения
безопасности жизни и деятельности детей имеется пожарная сигнализация. Регулярно проводятся мероприятия по
соблюдению правил пожарной безопасности, по основам безопасности, организуются учебные тренировки. В учреждении
создана необходимая среда для осуществления образовательной деятельности.
Наличие компьютерной техники: 1 ноутбук, принтер, телевизор, ламинатор.
Здание введено в эксплуатацию в 2003 году. Общая площадь здания - 1742 кв.м. Общая площадь помещений, в
которых осуществляется образовательная деятельность - 100,9 кв.м, в расчёте на одного воспитанника – 2,9 кв.м.
Имеется прогулочная площадка, обеспечивающая физическую активность и разнообразную игровую деятельность
воспитанников на прогулке.
Выводы: анализ показателей указывает на то, что в группе созданы благоприятные условия для всестороннего
развития личности воспитанников. Педагогический процесс обеспечен разнообразным наглядным и дидактическим
материалом, методическими пособиями и разработками. Предметно-развивающая среда соответствует современным
требованиям.
Оценка функционирования внутренней системы
оценки качества образования.
В структурном подразделении существует единая система мониторинга, отражающая обеспечение реализации
ФГОС ДО. Наиболее значимыми принципами в организации мониторинговых процедур выделяются следующие
принципы:
научности — мониторинг строится с опорой на новейшие достижения педагогической науки и передовой практики;
нормативности мониторинг осуществляется на основе нормативных документов;
целостности и непрерывности — объекты мониторинга рассматриваются во взаимосвязи всех его компонентов;
эффективности и действенности система процедур, применяемая в процессе мониторинга, способствует переводу
системы в новое качественное состояние;
прогностичности - смысл мониторинга не только в том, чтобы получить конкретную картину состояния
образовательного процесса в определенный момент, на определенной стадии, но и сделать заключение о тенденциях
21

развития той или иной стороны образовательного процесса и предвидеть возможные варианты педагогической
деятельности, направленные на поддержку, развитие положительных сторон, торможение, блокировку.
Объект

Цель

Профессиональный
уровень педагогов

Выявление
уровня
профессиональных
умений и знаний
педагогов

Содержание

Владение
профессиональнозначимыми
функциями:
- обучающей
- воспитывающей
- организационной
- педагогической
- коммуникативной;
Уровень компетентности в
вопросах
диагностирования,
проектирования
индивидуального
образовательного
маршрута,
сопровождения, выхода на
результат.
Развивающая
Обеспечение
ФГОС к условиям реализации
предметнокачественной
ООП ДО (Приказ Минобрнауки
пространственная
реализации ООП РФ
среда в ДОУ по ДО
№ 1155 от 17.10.2013г.)
ФГОС

Способы
получения
информации, методики
Срок
Самоанализ
деятельности,
профессионального
развития
воспитателя 2 раза в год
(специалиста)
анкетирование
оценка
профессионального
мастерства воспитателей в
организации
взаимодействия с семьями
воспитанников - контроль в течение года
(деятельность педагога с
детьми)
Анализ
развивающей
среды
(самоанализ),
конкурсы, акции

2 раза в год

22

Социальнонормативные
возрастные
характеристики
возможных
достижений ребенка

Отслеживание
и
корректировка
организации
воспитательнообразовательного
процесса:
формирование
основной
ООП,
анализ
профессиональной
деятельности,
взамодействие
с
семьями
воспитанников

Целевые
ориентиры
образования в младенческом и
раннем возрасте;
Целевые ориентиры на этапе
завершения
дошкольного
образования.

Низко формализованные
методы:
наблюдение,
беседа, анализ продуктов
деятельности,
высоко
формализованные: тесты,
1 раз в 2
опросники,
недели Оценка
психофизиологические
результатов:
методы.
октябрь,
апрель

Удовлетворенность
родителями
качеством услуг в
ДОУ

Выявление
степени
удовлетворенности
родителями
услугами ДОУ

Непосредственное
участие
родителей
(законных
представителей)
в
воспитательнообразовательной,
оздоровительной,
административнохозяйственной деятельности
ДОУ.

Оценка
качества
предоставления
услуг
ДОУ:
Анкетирование,
опросы,
родительские
собрания, интерактивные
формы работы с семьей, 1 раз в год
беседы с родителями.

Результаты обследования ВСОК ДО нашли отражение в отчете по самообследованию. В течении года проводятся
также мероприятия внутреннего контроля в рамках функционирования системы оценки качества дошкольного
образования:
23

оперативный контроль;
тематический контроль;
производственный контроль;
рейды по контролю соблюдения санитарных требований;
анализ результатов контроля и взаимоконтроля.
Информированность участников образовательных отношений о функционировании системы оценки качества
дошкольного образования в образовательном учреждении осуществляется на общих родительских собраниях, обсуждения
на педагогических советах и заседаниях Совета учреждения.
Для выявления уровня удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО проведено анкетирование,
приняли участие 24 родителя (законных представителей) воспитанников. Оно проводится с целью выявления указанной
оценки по следующим параметрам:
- оснащенность ДОО;
Родители считают, что недостаточно оснащен и оборудован участок детского сада.
- квалифицированность педагогов (на хорошем уровне);
- развитие ребенка в ДОО;
Считают, что созданы не все условия для раскрытия способностей ребенка, удовлетворения его познавательных
интересов и потребностей.
- взаимодействие с родителями (удовлетворительно).
По результатам анкетирования родителей можно сделать вывод, что большинство родителей удовлетворяет
деятельность детского сада, что своевременна и достаточна наглядная информация о жизни ребенка, систематически
получают необходимую информацию в области обучения и воспитания своего ребенка. Но есть родители, которые
считают, что группа детского сада и участок детского сада недостаточно обеспечены развивающими игрушками и
игровым оборудованием.
Совместная работа с родителями, укрепила сотрудничество детского сада и семьи, а также помогла добиться
положительных результатов в развитии каждого ребёнка. Родители считают сложившийся внутри образовательного
учреждения психологический микроклимат благоприятным. Родители удовлетворены качеством предоставляемых услуг:
работа педагогов является продуктивной, эффективной и удовлетворяет большую часть родительской общественности.
Родители своевременно получают информацию о достижениях ребёнка и возникающих проблемах. Необходимо
продолжать совершенствовать социальное партнёрство семьи и детского сада, используя современные формы работы.
•
•
•
•
•

24

Выводы: анализируя результаты анкетирования родителей, пришли к выводу, что нужно продолжать планировать
и проводить систематическую работу по повышению компетентности родителей в сфере воспитания, обучения и развития
ребенка, используя современные, эффективные формы взаимодействия с родителями. Обеспечить вовлечение
подавляющего большинства родителей (свыше 95%) в совместную деятельность с педагогами и детьми.

25

ПОКАЗАТЕЛИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
за 2023 год
N
Показатели
2023 год
п/п
1.
Образовательная деятельность
Общая численность воспитанников,
1.1
осваивающих образовательную программу
35 человек
дошкольного образования, в том числе:
1.1.1 В режиме полного дня (8 - 12 часов)
35 человек
В режиме кратковременного пребывания (3 - 5
1.1.2
0 человек
часов)
1.1.3 В семейной дошкольной группе
0 человек
В форме семейного образования с психолого1.1.4 педагогическим сопровождением на базе
0 человек
дошкольной образовательной организации
Общая численность воспитанников в возрасте
1.2
0 человек
до 3 лет
Общая численность воспитанников в возрасте
1.3
35 человек
от 3 до 8 лет
Численность/удельный вес численности
воспитанников в общей численности
1.4
воспитанников, получающих услуги присмотра
и ухода:
35 человек
1.4.1 В режиме полного дня (8 - 12 часов)
/100 %
1.4.2 В режиме продленного дня (12 - 14 часов)
0 человек/%
1.4.3 В режиме круглосуточного пребывания
0 человек/%
Численность/удельный вес численности
воспитанников с ограниченными
1.5
0 человек
возможностями здоровья в общей численности
воспитанников, получающих услуги:
По коррекции недостатков в физическом и
1.5.1
0 человек
(или) психическом развитии
По освоению образовательной программы
1.5.2
0 человек
дошкольного образования
1.5.3 По присмотру и уходу
0 человек
Средний показатель пропущенных дней при
посещении дошкольной образовательной
1.6
7 дней
организации по болезни на одного
воспитанника
26

1.8.1

Общая численность педагогических
работников, в том числе:
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих высшее
образование
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих высшее
образование педагогической направленности
(профиля)
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих среднее
профессиональное образование
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, имеющих среднее
профессиональное образование педагогической
направленности (профиля)
Численность/удельный вес численности
педагогических работников, которым по
результатам аттестации присвоена
квалификационная категория, в общей
численности педагогических работников, в том
числе:
Высшая

1.8.2

Первая

1.7
1.7.1

1.7.2

1.7.3

1.7.4

1.8

1.9

1.9.1
1.9.2
1.10

1.11

Численность/удельный вес численности
педагогических работников в общей
численности педагогических работников,
педагогический стаж работы которых
составляет:
До 5 лет
Свыше 30 лет
Численность/удельный вес численности
педагогических работников в общей
численности педагогических работников в
возрасте до 30 лет
Численность/удельный вес численности
педагогических работников в общей
численности педагогических работников в
возрасте от 55 лет

3 человека
3 человека
100%
3 человека/
100%

0 человек
0 человек

3 человека /100
%
0 человек
3 человека/100
%
человек/%
0 человек
0 человек
0/0%

0 человек

27

1.12

1.13

1.14
1.15
1.15.
1
1.15.
2
1.15.
3
1.15.
4
1.15.
5
1.15.
6
2
2.1

2.2

Численность/удельный вес численности
педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших за
последние 5 лет повышение
квалификации/профессиональную
переподготовку по профилю педагогической
деятельности или иной осуществляемой в
образовательной организации деятельности, в
общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников
Численность/удельный вес численности
педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших
повышение квалификации по применению в
образовательном процессе федеральных
государственных образовательных стандартов
в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников
Соотношение "педагогический
работник/воспитанник" в дошкольной
образовательной организации
Наличие в образовательной организации
следующих педагогических работников:

3 человека/ 100
%

3 человека /100
%

3/35

Музыкального руководителя

да

Инструктора по физической культуре

нет

Учителя-логопеда

да

Логопеда

нет

Учителя-дефектолога

нет

Педагога-психолога

нет

Инфраструктура
Общая площадь помещений, в которых
осуществляется образовательная деятельность,
в расчете на одного воспитанника
Площадь помещений для организации
дополнительных видов деятельности
воспитанников

2,9 кв. м
0 кв. м
28

2.3
2.4
2.5

Наличие физкультурного зала
Наличие музыкального зала
Наличие прогулочных площадок,
обеспечивающих физическую активность и
разнообразную игровую деятельность
воспитанников на прогулке

нет
нет
да

Анализ показателей деятельности организации
Структурное подразделение – детский сад «Йолдыз» зарегистрировано и
функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере
образования Российской Федерации.
Структура и система управления соответствуют специфике деятельности
детского сада. По итогам 2023 года система управления Детского сада
оценивается как эффективная, позволяющая учесть мнение работников и всех
участников образовательных отношений. В следующем году планируется
введение в штатное расписание административной должности - заведующий
структурным подразделением, с целью расширения обязанностей по контролю
за содержанием имущества и хозяйственной деятельностью.
Для достижения более высоких результатов воспитанников необходимо
уделять серьёзное внимание развитию речи и коммуникативных навыков детей
через индивидуальную работу, организованную деятельность. Требуется
проведение словесных игр, чтение и пересказывание простых текстов,
заучивание стихотворений и скороговорок, объяснение смысла пословиц,
отгадывание загадок, составление рассказов по сериям картин и другие речевые
игры. Была составлена картотек игр на развитие внимания и быстро
сосредоточивания, чтобы поднять регуляторные способности детей. Следует
также учитывать, что в переполненной разновозрастной группе педагогу
сложнее реализовывать образовательную программу. Также в целом в
структурном подразделении маленький контингент воспитанников (35
человек), что создает трудности в реализации дополнительного образования
воспитанников, трудность привлечения педагогов, заинтересованных работать
с малокомплектной, разновозрастной группой.
Необходимо пополнить учебно-методический фонд информационными
ресурсами на электронных носителях.

29

В группе созданы благоприятные условия для всестороннего развития
личности воспитанников. Педагогический процесс обеспечен разнообразным
наглядным и дидактическим материалом, методическими пособиями и
разработками. Предметно-развивающая среда соответствует современным
требованиям.
Анализируя результаты анкетирования родителей, необходимо
продолжать планировать и проводить систематическую работу по повышению
компетентности родителей в сфере воспитания, обучения и развития ребенка,
используя современные, эффективные формы взаимодействия с родителями.
Обеспечить вовлечение подавляющего большинства родителей (свыше 95%) в
совместную деятельность с педагогами и детьми.
Штатная численность педагогических работников составляет 3 человека,
100% аттестованы на первую квалификационную категорию, 100% работников
прошли
повышение
квалификации.
Соотношение
«педагогические
работники/дети» составляет оптимальный уровень - 1/11.
С целью развития кадрового потенциала педагогических работников
детского сада необходимо их привлечение к участию в инновационной
деятельности ДОУ, повышению знаний и умений педагогов в работе с ИКТ, в
том числе при проведении мероприятий в дистанционном формате.
Детский сад укомплектован детьми на 100%. Детский сад посещают 35
детей. Общая численность воспитанников в возрасте от 2 до 7 лет - 35 человек.
100% детей получают услугу по присмотру и уходу.
Основные причины пропусков без уважительной причины:
1.

Неблагоприятные погодные условия.

2. Каникулярное время (во время школьных каникул дети часто остаются
дома со старшими сестрами и братьями).
3.

Период летних отпусков родителей.

4.

Другие семейные обстоятельства.

Наиболее проблемные периоды в плане посещаемости детьми ДОУ остаются
период адаптации (сентябрь), период эпидемии по гриппу и ОРВИ (декабрь),
период окончания отопительного сезона (май).
30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».