Русский язык 11 класс базовый уровень

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для XI класса создана на основе федерального
компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Настоящая
рабочая программа разработана применительно к примерной программе среднего (полного)
общего образования по русскому языку для 10–11 классов общеобразовательных учреждений,
учебник Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина «Русский язык. 10-11 классы».
Курс русского языка в XI классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного
подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;
информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения
в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности
языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение
уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Место предмета
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю (профиль), итого 102 часа за учебный год.
Планируемые предметные результаты



связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в
социально-куль-турной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с
точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
аудирование и чтение

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
2



извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых
средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной
жизни государства.
Распределение учебных часов по разделам программы
ОБОБЩЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 10 КЛАССЕ – 16 часов
СИНТАКСИС И ПУКТУАЦИЯ – 61 час
Основные понятия синтаксиса и пунктуации
Словосочетание
Предложение
Понятие о предложении, классификация предложений
Простое предложение
Сложное предложение
Предложения с чужой речью
Употребление знаков препинания
КУЛЬТУРА РЕЧИ, ЯЗЫК И РЕЧЬ– 10 часов
СТИЛИСТИКА. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ – 15 часа

3

Содержание программы
Профильный уровень
11 КЛАСС
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные
принципы русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные
случаи пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор
словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.
Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре.
Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между
подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном
предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при
однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах,
соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах,
соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные
обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные
члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.
Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях.
Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях.
Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки
препинания
в
сложносочиненном
предложении.
Синтаксический
разбор
сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический
разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в
бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в
бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного
предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
4

Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при
диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире.
Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие
знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь.
Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные
коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их
предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и
письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура
письменной речи.
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также
изобразительно-выразительные средства1.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль.
Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности
литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи:
повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов
разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Русский язык как объект научного изучения. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. М.В.
Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба.
Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Основные направления развития русистики в
наши дни.
1
См. параграф «Изобразительно-выразительные средства русского языка».

Учебно-тематическое планирование
№

1.
2.
3.
4.
5.

Тема

Колич.
часов

Повторение и обобщение
пройденного в 10 классе
Основные принципы русской
пунктуации
Культура речи. Язык и речь

16

Стилистика. Функциональные
стили речи.
Итого:

В том числе:
Практические
Контрольные
работы
работы
2
1

61

10

4

10

2

1

15

2

1

102

16

7

5

Календарно-тематическое планирование. Русский язык (102 ч./3 ч. в неделю). 11-А класс.
№

Наименование
раздела, тема урока

Тип урока

Элементы
содержания

Планируемые
результаты
(знать, уметь, иметь
представление)

Виды учебной
деятельности и
контроля

Домашнее
задание

Знать роль русского языка как
национального языка русского
народа, отражение в языке культуры и
истории народа.
Уметь объяснить с помощью
словаря значение слов с
национально-культурным
компонентом.
Знать принципы классификации
звуков русского языка, уметь
проводить фонетический анализ
слов

Уметь написать
сочинение-миниатюру
“Что значит любить
русский язык?”, “Что
значит работать над
языком?”.

Индивидуальные
задания

Вопросы для
повторения ,
словарный диктант

Упр.52,53

Дата
проведения
урока

I полугодие (48 часов)
1.

Повторение и обобщение
пройденного в 10 классе.
(15 часов)
раскрытие ценности
русского литературного
языка и его места среди
языков народов мира

Повторительнообобщающий урок

Раскрытие ценности
русского литературного
языка и его места среди
языков народов мира.
Русистика наука о
русском языке

2.

Повторение и обобщение
пройденного в 10 классе.
Фонетика.
Классификация звуков
русского языка
Повторение и обобщение
пройденного в 10 классе.
Орфоэпия.
Орфоэпические нормы
Повторение и обобщение
пройденного в 10 классе.
Орфоэпия.
Орфоэпические нормы
Повторение и обобщение
пройденного в 10 классе.
Систематизация знаний
по орфографии
Повторение и обобщение
пройденного в 10 классе.
Систематизация знаний
по орфографии
Повторение и обобщение
пройденного в 10 классе.
Систематизация знаний
по орфографии
Повторение и обобщение
пройденного в 10 классе.
Систематизация знаний по
лексике и фразеологии

Повторительнообобщающий урок

Фонетика; звуки
русского языка; тон;
шум; тоновые звуки

Повторительнообобщающий урок

Нормы произношения,
нормы ударения

Знать основные орфоэпические
нормы русского литературного
языка.

Вопросы для
повторения, тест

Упр.65,69

Повторительнообобщающий урок

Нормы произношения,
нормы ударения

Знать основные орфоэпические
нормы русского литературного
языка.

Вопросы для
повторения, тест

Тестовое задание

Повторительнообобщающий урок

Соблюдать в практике
письма основные
правила орфографии.

Составление таблицы,
словарный диктант

Упр.78,92

Повторительнообобщающий урок

Соблюдать в практике
письма основные
правила орфографии.

объяснительный
диктант

Упр.112, 119

Повторительнообобщающий урок

Соблюдать в практике
письма основные
правила орфографии.

тест

Упр.126

Повторительнообобщающий урок

Лексическое значение
слова, антонимы,
синонимы, омонимы

Знать основные нормы
русского литературного языка
(грамматические
и орфографические).
Знать основные нормы
русского литературного языка
(грамматические
и орфографические).
Знать основные нормы
русского литературного языка
(грамматические
и орфографические).
Извлечение информации из
различных источников;
свободное пользование
лингвистическими словарями

Вопросы для
повторения

Индивидуальные
задания

3.

4.

5.

6.

7.

8.

6

9.

Урок развития речи.
Сочинение в формате
ЕГЭ, часть С

Урок развития
речи

Задача речи, форма речи,
виды текстов,
особенности языка.

10.

Повторение и обобщение
пройденного в 10 классе. .
Морфемика. Способы
словообразования

Повторительнообобщающий урок

11.

Повторение и обобщение
пройденного в 10 классе.
Морфология.
Классификация частей
речи.
Повторение и обобщение
пройденного в 10 классе.
Систематизация знаний о
самостоятельных частях
речи
Повторение и обобщение
пройденного в 10 классе.
Систематизация знаний о
служебных частях речи и
междометиях
Урок развития речи.
Сочинение в формате
ЕГЭ, часть С

Повторительнообобщающий урок

Способы
словообразования.
Аффиксы
словоизменительные и
словообразовательные
Самостоятельные,
служебные части речи,
междометия

Повторение и обобщение
пройденного в 10 классе.
Тестирование по теме
Контрольный диктант.

Урок контроля

Основные принципы
русской пунктуации.

Урок усвоения
нового материала

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Повторительнообобщающий урок

Морфологический
разбор слова,
постоянные,
непостоянные признаки.

Повторительнообобщающий урок

Морфологический
разбор слова,
постоянные,
непостоянные признаки.

Урок развития
речи

Задача речи, форма речи,
виды текстов,
особенности языка.

Урок контроля

Соблюдать в практике
письма основные
правила орфографии.
Синтаксис как раздел
грамматики.
Предложение,
словосочетание —
основные единицы
синтаксиса. Текст, его
структура. Тема текста.
Пунктуация. Принципы
русской пунктуации
Пунктуационный анализ
предложения.

Свободно, правильно излагать
свои мысли в письменной
форме Соблюдать нормы
построения текста
Уметь строить
словообразовательную цепочку

Умение работать с
текстом

Подготовка к
словарной работе,
тест

Словарная работа

Индивидуальные
задания

Уметь различать
самостоятельные, служебные
части речи, междометия

Тест, схема

Упр.145,160

Уметь опознавать языковые
единицы, проводить различ-ные
виды их анализа; соблюдать в
практике письма основные
правила орфографии.
Уметь опознавать языковые
единицы, проводить различ-ные
виды их анализа; соблюдать в
практике письма основные
правила орфографии.
Свободно, правильно излагать
свои мысли в письменной
форме Соблюдать нормы
построения текста

Вопросы для
повторения.
Выборочный диктант

Упр.166

Таблица, словарная
работа

Упр.176

Умение работать с
текстом

Подготовка к
словарной работе.

Тест в формате ЕГЭ

Подготовка к
контрольной работе

Диктант с
грамматическим
заданием
— Повторение
пройденного.
— Изучающее чтение
§ 66; составление
развернутого плана.
— Практическая
работа: объяснение
постановки знаков
препинания.
— Работа по группам
(ответы на вопросы и
задания для

Индивидуальные
задания

Уметь воспринимать текст на
слух, безошибочно писать,
выполнять все виды разбора
Знать основные разделы
русского языка; особенности
подчинительной и
сочинительной связи.
Уметь вычленять
словосочетание из
предложения; определять
различие между сочинительной
и подчинительной связью

Упр.327

7

повторения).

18.

Словосочетание.
Определение.

Урок усвоения
нового материала

Строение
словосочетаний: типы
словосочетаний по
степени слитности, по
структуре, типы
словосочетаний по
главному слову,
смысловые отношения,
начальная форма
словосочетаний,
смысловая и
грамматическая связи в
словосочетании.

Знать строение
словосочетаний, отношения
между компонентами
словосочетания; отличие от
слова и предложения; способы
выражения.
Уметь вычленять
словосочетание из
предложения; подбирать
синонимичные словосочетания
как средство выразительности
речи; делать разбор
словосочетаний.

— Фронтальная
беседа-опрос по
вопросам учителя.
— Индивидуальная
работа по карточкам.
— Изучающее чтение
§ 67, составление
опорного конспекта,
подготовка связного
монологического
высказывания на
лингвистическую
тему.
— Формирование
практических навыков
синтаксического
разбора
словосочетания.

Упр.328

19.

Виды синтаксических
связей.
Сочинительная связь, ее
признаки.

Урок усвоения
нового материала

Порядок
синтаксического разбора
словосочетания.

Знать строение
словосочетаний, отношения
между компонентами
словосочетания; отличие от
слова и предложения; способы
выражения.
Уметь вычленять
словосочетание из
предложения; подбирать
синонимичные словосочетания
как средство выразительности
речи; делать разбор
словосочетаний.

— Повторение
теоретического
материала.
—
Дифференцированное
задание; повторение
паронимов.
— Задание на
конструирование;
попутное повторение:
образование
числительных.
— Закрепление
практических навыков,
фонетический разбор
слова.
— Развитие речи:
подберите пословицы
и поговорки о слове,
речи, языке.
— Культура речи:
вопросы и задания для
повторения и
обобщения.

Упр.329

8

20.

Виды синтаксических
связей.
Подчинительная связь, ее
особенности.

Урок усвоения
нового материала

Порядок
синтаксического разбора
словосочетания.

Знать строение
словосочетаний, отношения
между компонентами
словосочетания; отличие от
слова и предложения; способы
выражения.
Уметь вычленять
словосочетание из
предложения; подбирать
синонимичные словосочетания
как средство выразительности
речи; делать разбор
словосочетаний.

— Повторение
теоретического
материала.
—
Дифференцированное
задание; повторение
паронимов.
— Задание на
конструирование;
попутное повторение:
образование
числительных.
— Закрепление
практических навыков,
фонетический разбор
слова.
— Развитие речи:
подберите пословицы
и поговорки о слове,
речи, языке.
— Культура речи:
вопросы и задания для
повторения и
обобщения.

Упр.334

21.

Урок развития речи.
Сочинение в формате
ЕГЭ, часть С

Урок развития
речи

Задача речи, форма речи,
виды текстов,
особенности языка.

Умение работать с
текстом

Подготовка к
словарной работе.

22.

Предложение. Понятие о
предложении.
Классификация
предложений.
Предложение.

Урок усвоения
нового материала

Понятие
предикативности,
средства выражения
предикативности.
Простые и сложные
предложения.

Свободно, правильно излагать
свои мысли в письменной
форме Соблюдать нормы
построения текста
Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь осознавать предложения
как основную единицу языка,
средство выражения мысли,
чувств; употреблять в речи
предложения, разные по цели
высказывания.

Словарная работа
— Актуализация
знаний, имеющихся у
учащихся.
— Ознакомительное
чтение учебного
материала § 69.
— Информирующая
лекция учителя.
— Выполнение
тренировочных
упражнений:
закрепление навыков
разборов
(фонетического,
морфемного,
морфологического).
— Пунктуационный

Упр.335

9

анализ предложений.
— Работа с текстом
(упр. 365).
23.

Простые предложения.

Урок усвоения
нового материала

24.

Урок развития речи.
Сочинение-миниатюра.

Урок развития
речи

Виды предложений по
цели высказывания;
виды предложений по
эмоциональной окраске;
предложения
утвердительные и
отрицательные.

Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь осознавать предложения
как основную единицу языка,
средство выражения мысли,
чувств; употреблять в речи
предложения, разные по цели
высказывания.

— Проверка
домашнего задания:
составление связного
монологического
высказывания на
лингвистическую
тему;
дифференцированное
задание по вариантам.
— Самостоятельная
работа с учебником,
составление сложного
плана теоретического
материала.
— Выполнение
тренировочных
упражнений:
комментированное
письмо, практические
разборы.
— Повторение
орфографии,
формирование
навыков
пунктуационного
разбора.
— Упражнение на
конструирование.

Упр.336

Уметь работать с
художественными текстами
изучаемых литературных
произведений.

Самоанализ
использованных в
тексте изобразительновыразительных
средств. Включение в
собственное
высказывание разных
по цели высказывания
и эмоциональной
окраске выражений.
Семинар по
материалам раздела
«Из истории русского

Сочинение по тексту
в формате ЕГЭ

10

языкознания».
25.

26.

27.

28.

Готовимся к Единому
государственному
экзамену.
Готовимся к Единому
государственному
экзамену.
Виды предложений по
структуре.

Урок контроля

Решение теста в режиме
он-лайн

Урок контроля

Решение теста в режиме
он-лайн

Урок усвоения
нового материала.

Двусоставные и
односоставные
предложения.
Подлежащее, способы
его выражения, группа
подлежащего в
предложении.
Сказуемое, типы
сказуемых, способы
выражения сказуемых;
группа сказуемого в
предложении.

Двусоставные и
односоставные
предложения.

Урок усвоения
нового материала.

Грамматическая основа
предложения; виды
предложений в
зависимости от состава
грамматической основы.
Предложения
двусоставные и
односоставные. Типы
односоставных
предложений.

Уметь работать с тестами в
формате ЕГЭ, заполнение
бланков
Уметь работать с тестами в
формате ЕГЭ, заполнение
бланков
Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь осознавать предложения
как основную единицу языка,
средство выражения мысли,
чувств; употреблять в речи
предложения, разные по цели
высказывания.

Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь осознавать предложения
как основную единицу языка,
средство выражения мысли,
чувств; употреблять в речи
предложения, разные по цели
высказывания.

— Актуализация
знаний, имеющихся у
учащихся.
— Изучающее чтение
теоретической части
учебника.
— Дополняющая
лекция учителя.
— Сообщения
учеников.
— Тренировочные
упражнения.
— Анализ структуры и
значение отдельных
предложений.
— Пунктуационный
разбор предложений.
Работа с текстом.
— Повторение:
грамматические
разборы разных видов
(по усмотрению
учителя).
— Закрепление
орфографических
навыков:
объяснительный
диктант
— Самостоятельная
работа с учебником:
изучающее чтение § 73
учебника; составление
опорного планаконспекта учебнонаучного текста;
работа по группам с
консультантами.
— Тренировочные
упражнения:

Тест,
индивидуальные
задания
Тест ,
индивидуальные
задания
Упр.339

Упр.342,343

11

распределительное
письмо.
— Закрепление
правописных навыков:
диктант с
последующей
самопроверкой.

29.

Тире между подлежащим
и сказуемым.
.

Урок усвоения
нового материала.

Случаи постановки тире
между подлежащим и
сказуемым; случаи
отсутствия тире между
подлежащим и
сказуемым

Знать основные нормы
русского литературного языка
(орфографические,
пунктуационные).
Уметь находить подлежащее и
сказуемое; ставить знаки
препинания между ними;
составлять предложения с
грамматическим заданием.

— Самостоятельная
проверочная работа по
домашнему заданию.
— Мотивированное
слово учителя,
разъясняющее
сущность
правописного
затруднения.
— Изучающее чтение
учебного материала,
составление схемыалгоритма решения
пунктуационной
задачи.
— Тренировочные
упражнения на
закрепление
правописных навыков.

Упр.345,346

30.

Распространенные и
нераспространенные
предложения.
Предложения
распространенные.
Предложения
нераспространенные.

Урок усвоения
нового материала.

Характеристика
определений.
Приложения. Способы
выражения. Дополнения.

— Самостоятельная
проверочная работа по
домашнему заданию.
— Изучающее чтение
учебного параграфа (§
75).
— Работа по группам.

Упр.349

31.

Второстепенные члены
предложения.
Определения.

Урок усвоения
нового материала.

Характеристика
определений. Способы
выражения.
Обстоятельства.
Характеристика
обстоятельств. Способы
выражения.

Знать основные единицы
языка, их признаки,
определения.
Уметь распознавать
приложения среди других
членов предложения;
использовать приложение как
средство выразительности речи;
правильно ставить знаки
препинания при приложениях.
Знать основные единицы
языка, их признаки,
определения.
Уметь находить в тексте
согласованные и
несогласованные определения;
определять способы их
выражения; использовать в

— Тренировочные
упражнения—
распределительное
письмо, упражнение
на конструирование,
работа с текстом:
закрепление
правописных навыков,

Тест.
Индивидуальные
задания

12

речи определения для
характеристики предмета,
явления.

закрепление навыков
анализа текста,
закрепление навыков
морфологического
разбора слов
различных частей
речи.

Уметь работать с
художественными текстами
изучаемых литературных
произведений.

Самоанализ
использованных в
тексте изобразительновыразительных
средств. Включение в
собственное
высказывание разных
по цели высказывания
и эмоциональной
окраске выражений.
Семинар по
материалам раздела
«Из истории русского
языкознания».
— Изучающее чтение
статьи учебника.
— Выполнение
тренировочных
упражнений учебника.
— Комментированное
письмо,
объяснительное
письмо.
— Самостоятельная
работа с последующей
взаимопроверкой.

Сочинение по тексту
в формате ЕГЭ

— Проверка
домашнего задания:
теоретический опрос
(фронтальная работа).
— Самостоятельная
проверочная работа по
вариантам.
— Изучающее чтение
материалов учебника
(§ 78).
— Выполнение
тренировочных

Упр.356

32.

Урок развития речи.
Анализ текста, создание
аналитической
письменной работы по
исходному тексту.

Урок развития
речи

33.

Полные и неполные
предложения. Тире в
неполном предложении.

Урок усвоения
нового материала.

Характеристика
предложений с точки
зрения полноты
структуры: полные и
неполные предложения.
Случаи постановки тире
в неполном
предложении.

Уметь определять неполные
предложения

34.

Соединительное тире.
Интонационное тире.
Соединительное тире.

Урок усвоения
нового материала.

Случаи постановки
соединительного тире.
Интонационное тире.
Случаи постановки
интонационного тире.

Знать основные единицы
языка, их признаки,
определения.

Упр351

13

упражнений.
— Обучение работе по
алгоритму.
— Выборочноаналитическая работа с
текстами
литературных
произведений.
— Лингвистический
анализ текста (включая
пунктуационный
разбор) стихотворения
М. Цветаевой
— Выразительное
чтение стихотворения
А. Блока.
Интонирование знаков
препинания.

35.

Урок повторения и
обобщения

Урок повторения
и обобщения

Повторительные
упражнения и вопросы
и задания для
повторения учебника

Знать основные единицы
языка, их признаки,
определения.

Вопросы – стр.246

Упр.357

36.

Контрольный диктант

Урок контроля

Соблюдать в практике
письма основные
правила орфографии и
пунктуации.

Уметь воспринимать текст на
слух, безошибочно писать,
выполнять все виды разбора

Диктант с
грамматическим
заданием (упр.355)

Индивидуальные
задания

37.

Простое осложненное
предложение.

Урок усвоения
нового материала.

Синтаксический разбор
простого предложения.
Синтаксические
осложнители состава
простого предложения.
Порядок разбора
простого предложения.

— Знакомство с
теоретическим
материалом учебника.
— Выполнение
тренировочных
упражнений учебника.
— Распределительное
письмо.
— Закрепление
навыков
синтаксического
разбора простого
предложения.

Упр.358

38.

Предложения с
однородными членами

Урок усвоения
нового материала

Знаки препинания в
предложении с

Знать основные единицы
языка, их признаки; вводные
слова и предложения как
средство выражения
субъективной оценки
высказывания, простые
осложненные предложения
Уметь выражать
определенные отношения к
высказываниям с помощью
вводных конструкций;
правильно ставить знаки
препинания при вводных
словах
Знать основные единицы
языка, их признаки.

— Актуализация
знаний, уже известных

Упр.362,363

14

предложения.

39.

Знаки препинания при
однородных и
неоднородных
определениях.

Урок усвоения
нового материала

однородными членами.
Однородные члены
предложения.
Синтаксические
единицы, не являющиеся
однородными членами
предложения. Средства
выражения
однородности. Запятая,
точка с запятой, тире
при однородных членах
предложения.

Уметь опознавать языковые
единицы, проводить
различные виды их анализа;
правильно ставить знаки
препинания; соблюдать
перечислительную
интонацию

учащимся.
— Изучающее чтение
материалов учебника
(§ 79).
— Попутное
повторение (виды
синтаксических
связей, функции
знаков препинания).
— Выполнение
тренировочных
упражнений.
— Упражнения на
формирование
навыков
характеристики
синтаксических
единиц.
— Упражнения на
закрепление
правописных навыков.
— Самостоятельная
работа с последующей
самопроверкой.

Признаки однородности
определений, запятая
при однородных
определениях. Признаки
неоднородных
определений.
Отсутствие запятой при
неоднородных
определениях

Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь опознавать языковые
единицы, проводить
различные виды их анализа;
правильно ставить знаки
препинания; соблюдать
перечислительную
интонацию

— Проверка
домашнего задания:
самостоятельная
работа по вариантам с
последующей
взаимопроверкой.
— Тренировочные
упражнения:
комментированное
письмо,
объяснительное
письмо.
— Развитие речи —
упражнения на
конструирование, с
объяснением
особенностей значения
получившихся
синтаксических
конструкций.
— Закрепление
орфографических

Упр.368

15

умений и навыков.
40.

Урок развития речи.
Анализ текста, сочинение
в формате ЕГЭ

Урок развития
речи

Уметь создавать письменное
высказывание

41.

Знаки препинания при
однородных и
неоднородных
приложениях.

Урок усвоения
нового материала

Приложения. Признаки
однородности
приложений. Запятая
при однородных
приложениях. Признаки
неоднородных
приложений. Отсутствие
запятой при
неоднородных
приложениях.

Знать правила обособления
согласованных
распространенных и
нераспространенных
определений.
Уметь правильно обособлять
определения интонационно и на
письме; проводить
синонимическую замену
обособленных членов

42.

Знаки препинания при
однородных членах,
соединенных
неповторяющимися
союзами.

Урок усвоения
нового материала

Правила постановки
запятой при однородных
членах, соединенных
неповторяющимися
союзами.

Знать правила обособления
согласованных
распространенных и
нераспространенных
определений.
Уметь правильно обособлять
определения интонационно и на
письме; проводить
синонимическую замену
обособленных членов

Самоанализ
использованных в
тексте изобразительновыразительных
средств. Включение в
собственное
высказывание разных
по цели высказывания
и эмоциональной
окраске выражений.
— Самостоятельная
работа по вариантам.
— Изучающее чтение
материалов учебника
(§ 81).
— Выполнение
тренировочных
упражнений:
комментированное
письмо;
индивидуальная
работа по карточкам;
выполнение разных
видов грамматических
разборов.
— Развитие речи:
составление
предложений по
предложенным
схемам.

Сочинение по тексту
в формате ЕГЭ

— Проверка
домашнего задания:
самостоятельная
работа по вариантам с
последующей
взаимопроверкой.
— Изучающее чтение
материалов учебника
(§ 82), составление
схемы-алгоритма
решения правописной
задачи.
— Выполнение
тренировочных

Упр.372

Упр.370

16

упражнений.
Аналитическая работа:
дать характеристику
представленных в
предложении союзов.
43.

Знаки препинания при
однородных членах,
соединенных
повторяющимися и
парными союзами.

Урок усвоения
нового материала

44.

Урок повторения и
обобщения

Урок повторения
и обобщения

45.

Проверочный диктант

Урок контроля

Знаки препинания при
однородных членах,
соединенных
повторяющимися
союзами; знаки
препинания в случае
употребления парных
союзов

Соблюдать в практике
письма основные
правила орфографии и
пунктуации.

Знать правила постановки
знаков препинания при
обобщающих словах с
однородными членами.
Уметь правильно ставить знаки
препинания; составлять схемы
предложений с обобщающими
словами при однородных
членах

Уметь воспринимать текст на
слух, безошибочно писать,
выполнять все виды разбора

— Изучающее чтение
материала учебника (§
83).
— Фронтальный
опрос-беседа по
вопросам учителя на
уточнение первичного
понимания
теоретических
сведений.
— Составление планасхемы решения
пунктуационной
задачи.
— Тренировочные
упражнения.
— Комментированное
письмо.
— Составление схемы
предложений.
— Самостоятельная
работа с последующей
самопроверкой.

Комплексная работа
с текстом:
объяснение
орфограмм и знаков
препинания; анализ
текстовых
особенностей
фрагмента;
творческое задание.

Решение теста в
формате ЕГЭ

Подготовка к
диктанту,
индивидуальные
задания
Индивидуальные
задания

Диктант с
грамматическим
заданием

17

46.

Обобщающие слова при
однородных членах.

Урок усвоения
нового материала

Обобщающие слова.
Знаки препинания при
обобщающих словах:
двоеточие, тире.

Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь опознавать языковые
единицы, проводить различные
виды их анализа; правильно
ставить знаки препинания;
соблюдать перечислительную
интонацию.

— Изучающее чтение
материалов учебника
(§ 84).
— Составление схем
постановки знаков
препинания при
обобщающих словах.
— Тренировочные
упражнения:
комментированное
письмо;
конструирование
предложения по
схемам, комплексная
работа с текстом.

Упр.381

47.

Готовимся к Единому
государственному
экзамену.

Урок контроля

Решение теста в режиме
он-лайн

Уметь работать с тестами в
формате ЕГЭ, заполнение
бланков

Тест,
индивидуальные
задания

48.

Готовимся к Единому
государственному
экзамену.

Урок контроля

Решение теста в режиме
он-лайн

Уметь работать с тестами в
формате ЕГЭ, заполнение
бланков

Тест,
индивидуальные
задания

49.

Обособленные члены
предложения.

Урок усвоения
нового материала

Обособленные и
необособленные
определения.
Обособление.

Знать правила постановки
знаков препинания при
обобщающих словах с
однородными членами.
Уметь правильно ставить знаки
препинания; составлять схемы
предложений с обобщающими
словами при однородных
членах

— Изучающее чтение
материалов учебника
(§ 85).
— Обобщающая
беседа-опрос с опорой
на материал учебника.
— Составление
алгоритма решения
пунктуационной
задачи.

Упр.387

50.

Знаки препинания при
обособленных членах
предложения.

Урок усвоения
нового материала

Обособление
согласованных
определений.
Обособление
несогласованных
определений.

Знать правила постановки
знаков препинания при
обобщающих словах с
однородными членами.
Уметь правильно ставить знаки
препинания; составлять схемы
предложений с обобщающими
словами при однородных
членах

— Выполнение
тренировочных
упражнений:
комментированное
письмо;
распределительное
письмо;
дифференцированное
задание по вариантам;
выполнение заданий

Упр.390

II полугодие (54 часа)

18

51.

Обособление приложений.

Урок усвоения
нового материала

Условия обособления
приложений. Запятая
при обособленных
приложениях, тире при
обособленных
приложениях.

Знать правила обособления
согласованных
распространенных и
нераспространенных
определений.
Уметь правильно обособлять
определения интонационно и на
письме; проводить
синонимическую замену
обособленных членов

52.

Обособленные
обстоятельства.

Урок усвоения
нового материала

Знаки препинания при
обособленных
обстоятельствах,
выраженных
одиночными
деепричастиями и
деепричастными
оборотами. Знаки
препинания при
обособлении
обстоятельств,
выраженных другими
частями речи.

Знать правила обособления
обстоятельств, выраженных
существительными с
предлогами.
Уметь выявлять условия
обособления обстоятельства;
интонационно правильно
произносить предложения с
обособленными
обстоятельствами уступки и
причины, выраженные
существительными с
предлогом.

на конструирование;
комплексный анализ
текста; творческая
работа;
самостоятельная
работа с последующей
самопроверкой.
— Проверка
домашнего задания:
теоретический опрос,
индивидуальные
задания по карточкам;
самостоятельная
работа.
— Знакомство с
теоретическим
материалом учебника
(§ 86).
— Тренировочные
упражнения:
комментированное
письмо,
распределительное
письмо,
самостоятельная
работа с последующей
самопроверкой; работа
с графическими
схемами.
— Проверка
домашнего задания:
теоретический опрос,
индивидуальная
работа по карточкам,
самостоятельная
работа с последующей
самопроверкой.
— Знакомство с
теоретическим
материалом учебника
(§ 87); опрос-беседа на
первичное понимание
пунктуационных
правил с опорой на
содержание параграфа.

Упр.393

Упр.400

19

— Выполнение
тренировочных
упражнений:
комментированное
письмо; графический
анализ предложений.
— Пунктуационный и
синтаксический разбор
предложений.
53.

Обособление дополнений.

Урок усвоения
нового материала

Условия обособления
дополнений.

Знать правила обособления
дополнения.
Уметь выявлять условия
обособления дополнения;
правильно обособлять
дополнения интонационно и на
письме; графически объяснять
условия обособления.

54.

Урок повторения и
обобщения

Урок повторения
и обобщения

55.

Урок развития речи.
Лингвистический анализ
текста.

Урок развития
речи

Тема, главная мысль,
микротема, ключевые
слова. Выявление
лексических,
морфологических и
синтаксических
особенностей текста.

Уметь создавать письменное
высказывание

56.

Уточняющие,
пояснительные и
присоединительные члены
предложения.

Урок усвоения
нового материала

Обособление
уточняющих членов
предложения.
Обособление
пояснительных членов
предложения. Знаки
препинания при
присоединительных
членах предложения.

Знать правила постановки
знаков препинания в
предложениях, осложненных
разными конструкциями.
Уметь выявлять условия
обособления; анализировать
предложение.

— Проверка
домашнего задания:
теоретический опрос,
проверочный диктант.
— Знакомство с
теоретическим
материалом (§ 88).
— Выполнение
тренировочных
упражнений
Решение теста в
формате ЕГЭ
Самоанализ
использованных в
тексте изобразительновыразительных
средств. Включение в
собственное
высказывание разных
по цели высказывания
и эмоциональной
окраске выражений.
— Знакомство с
теоретическим
материалом учебника
(§ 89).
— Выполнение
тренировочных
упражнений:
комментированное
письмо;
пунктуационный и
синтаксический
разбор; упражнение на

Упр.402

Подготовка к
диктанту,
индивидуальные
задания
Сочинение по тексту
в формате ЕГЭ

Упр.406

20

конструирование.
57.

Уточняющие,
пояснительные и
присоединительные члены
предложения.

Урок повторения
и обобщения

Обособление
уточняющих членов
предложения.
Обособление
пояснительных членов
предложения. Знаки
препинания при
присоединительных
членах предложения.

Знать правила постановки
знаков препинания в
предложениях, осложненных
разными конструкциями.
Уметь выявлять условия
обособления; анализировать
предложение.

— Выполнение
тренировочных
упражнений:
комментированное
письмо;
пунктуационный и
синтаксический
разбор; упражнение на
конструирование.

Упр.410

58.

Контрольный диктант

Урок контроля

Уметь воспринимать текст на
слух, безошибочно писать,
выполнять все виды разбора

Диктант с
грамматическим
заданием

Индивидуальные
задания

59.

Знаки препинания при
сравнительном обороте.

Урок усвоения
нового материала

Соблюдать в практике
письма основные
правила орфографии и
пунктуации.
Сравнительный оборот.
Способы присоединения
сравнительного оборота.
Знаки препинания при
сравнительном обороте.

Уметь оформлять предложения
со сравнительными оборотами

— Изучающее чтение
материалов учебника
(§ 90).
— Тренировочные
упражнения: отработка
постановки знаков
препинания при
сравнительных
оборотах с союзом как.
— Комментированное
письмо;
объяснительный
диктант.
— Упражнение на
конструирование:
создание предложений
со сравнительными
оборотами.

Упр.412

60.

Знаки препинания при
обращениях.

Урок усвоения
нового материала

Обращение. Способ
выражения обращения.
Место обращения в
предложении. Знаки
препинания при
обращении. Запятая при
обращении,
восклицательный знак
при обращении. Частица
«о» перед обращением.
Риторическое

Знать основные единицы
языка, их признаки; порядок
синтаксического и
пунктуационного разбора.
Уметь находить в предложении
обращение, употреблять его с
учетом речевой ситуации;
правильно ставить знаки
препинания.

— Повторение
морфологических
разборов слов
различных частей
речи.
— Сочинениеминиатюра

Упр.415

21

61.

Знаки препинания при
вводных словах и
словосочетаниях.

Урок усвоения
нового материала

62.

Знаки препинания при
вставных конструкциях.

Урок усвоения
нового материала

обращение. Обращение
и олицетворение.
Понятие вводных слов.
Основные группы
вводных слов по
значению. Знаки
препинания при вводных
словах. Знаки
препинания при
стечении вводных слов.
Вводное слово в начале
или конце
обособленного оборота.
Слова, не являющиеся
вводными. Особенности
функционирования слов:
наконец, однако, значит

Вставные конструкции.
Скобки и тире при
вставных конструкциях.
Разделяющие знаки
конца предложения при
вставных конструкциях.

Уметь находить в
художественных
произведениях, изучаемых на
уроках литературы,
предложения с вводными
словами, выписывать их, делать
синтаксический и
пунктуационный разборы этих
предложений.

Уметь находить в
художественных
произведениях, изучаемых на
уроках литературы,
предложения с вводными
словами, выписывать их, делать
синтаксический и
пунктуационный разборы этих
предложений.

— Проверка
домашнего задания:
теоретический опрос,
индивидуальные
задания по карточкам,
самостоятельная
работа с последующей
самопроверкой.
— Изучающее чтение
материала учебника (§
92).
— Выполнение
тренировочных
упражнений:
распределительное
письмо;
объяснительное
письмо;
комментированное
письмо;
самостоятельная
работа с последующей
самопроверкой.
— Проверка
домашнего задания:
теоретический опрос
(фронтальная беседа),
индивидуальные
задания по карточкам,
проверочный диктант
с графическим
обозначением
орфограмм и
пунктограмм.
— Самостоятельная
работа с
теоретическим
материалом (§ 92,
часть 2).
— Выполнение
тренировочных
упражнений:
объяснительное
письмо;
комментированное

Упр.423

Упр.426

22

письмо;
самостоятельная
работа с последующей
самопроверкой.
63.

Готовимся к Единому
государственному
экзамену.

Урок контроля

Решение теста в режиме
он-лайн

Уметь работать с тестами в
формате ЕГЭ, заполнение
бланков

Тест,
индивидуальные
задания

64.

Готовимся к Единому
государственному
экзамену.

Урок контроля

Решение теста в режиме
он-лайн

Уметь работать с тестами в
формате ЕГЭ, заполнение
бланков

Тест,
индивидуальные
задания

65.

Междометия.

Урок усвоения
нового материала

Утвердительные,
отрицательные,
вопросительновосклицательные слова.
Междометия. Знаки
препинания при
междометиях: запятая,
восклицательный знак.
Междометия и частицы,
служащие для
выражения
усилительного значения.
Знаки препинания при
утвердительных,
отрицательных словах;
при вопросительновосклицательных словах.

Знать признаки междометия,
уметь ставить знаки
препинания при
утвердительных,
отрицательных словах

66.

Урок повторения и
обобщения

Урок повторения
и обобщения

— Повторение
морфологии,
морфологический
разбор слов различных
частей речи.
— Знакомство с
теоретическим
материалом (§ 93,
часть 1).
— Тренировочные
упражнения.
— Знакомство с
теоретическим
материалом (§ 93,
часть 2).
— Тренировочные
упражнения.
— Обобщающие
тренировочные
упражнения.

Упр.430

Повторение и
обобщение.
Работа по группам:
повторение
теоретического
материала (по
вопросам и заданиям
для повторения).
Выполнение
тренировочных
обобщающих
упражнений из раздела

Упр433, вопросы на
стр.308

23

«Повторительные
упражнения».
67.

Контрольный диктант

Урок контроля

68.

Сложное предложение.

Урок усвоения
нового материала

69.

Знаки препинания в
сложносочиненном
предложении.

Урок усвоения
нового материала

Соблюдать в практике
письма основные
правила орфографии и
пунктуации.
Понятие о сложном
предложении. Сложное
предложение. Средства
связи частей сложного
предложения. Союзные
и бессоюзные сложные
предложения. Союзные
предложения:
сложносочиненные и
сложноподчиненные.
Группы
сложносочиненных
предложений. Группы
сложноподчиненных
предложений. Группы
бессоюзных сложных
предложений.
Условия постановки
запятой в
сложносочиненном
предложении.
Отсутствие запятой
между частями
сложносочиненного
предложения. Точка с
запятой между частями
сложносочиненного
предложения. Тире
между частями
сложносочиненного
предложения.
Синтаксический разбор
сложносочиненного
предложения.

Уметь воспринимать текст на
слух, безошибочно писать,
выполнять все виды разбора

Диктант с
грамматическим
заданием

Индивидуальные
задания

Знать признаки сложных
предложений.
Уметь различать основные
виды сложных предложений,
объяснять постановку знаков
препинания в них.

— Актуализация
знаний, имеющихся у
учащихся
(фронтальная беседаопрос по вопросам
учителя).
— Самостоятельная
работа с учебником (§
94).
— Выполнение
тренировочных
упражнений.
— Распределительное
письмо.
— Комментированное
письмо.

Упр.434

Знать основные группы ССП
по значению и союзам.
Уметь объяснять постановку
знаков препинания, находить в
тексте ССП и производить их
пунктуационный разбор.

— Актуализация
знаний, известных
учащимся
(фронтальная беседаопрос по вопросам
учителя).
— Изучающее чтение
материалов учебника
(§ 95), составление
опорного конспекта.
— Сообщение
учащихся об основных
группах
сложносочиненных
предложений.
— Выполнение
тренировочных
упражнений,
закрепление навыков
синтаксического
разбора
сложносочиненного
предложения;

Упр.443
Упр.445 (1)

24

закрепление навыков
пунктуационного
разбора предложения;
особенности
интонирования
синтаксических
конструкций —
выразительное чтение
стихотворного текста,
самостоятельная
работа с последующей
самопроверкой.
70.

Знаки препинания в
сложноподчиненном
предложении с одним
придаточным.

Урок усвоения
нового материала

Сложноподчиненное
предложение. Главная и
придаточная части
сложноподчиненного
предложения. Типы
придаточных. Место
придаточной части по
отношению к главной.
Запятая в
сложноподчиненном
предложении; двоеточие
в сложноподчиненном
предложении. Тире в
сложноподчиненном
предложении.
Придаточная часть и
синтаксически
устойчивое сочетание.
Синтаксический разбор
сложноподчиненного
предложения.

Знать отличительные признаки
союзов и союзных слов в СПП.
Уметь производить
пунктуационный и
синтаксический разборы СПП,
правильно использовать их в
речи.

— Проверка
домашнего задания:
дифференцированный
опрос.
— Актуализация
знаний, имеющихся у
учащихся
(структурированная
беседа-опрос).
— Самостоятельная
работа с учебником (§
96).

Упр448

71.

Знаки препинания в
сложноподчиненном
предложении с одним
придаточным.

Урок усвоения
нового материала

Сложноподчиненное
предложение. Главная и
придаточная части
сложноподчиненного
предложения. Типы
придаточных. Место
придаточной части по
отношению к главной.
Запятая в
сложноподчиненном
предложении; двоеточие
в сложноподчиненном

Знать отличительные признаки
союзов и союзных слов в СПП.
Уметь производить
пунктуационный и
синтаксический разборы СПП,
правильно использовать их в
речи.

— Выполнение
тренировочных
упражнений:
закрепление навыков
синтаксического
разбора
сложноподчиненных
предложений;
объяснительное
письмо.
— Проверочный
диктант с

Упр 451

25

предложении. Тире в
сложноподчиненном
предложении.
Придаточная часть и
синтаксически
устойчивое сочетание.
Синтаксический разбор
сложноподчиненного
предложения.

последующей
самопроверкой.
— Создание связного
монологического
высказывания в
письменной форме.

72.

Знаки препинания в
сложноподчиненном
предложении с
несколькими
придаточными.

Урок усвоения
нового материала

Сложноподчиненное
предложение. Главная и
придаточная части.
Сложноподчиненное
предложение с
несколькими
придаточными. Запятая
между частями
сложного предложения.

Уметь различать СПП с
однородным, параллельным и
последовательным
подчинением, составлять
схемы, производить
синтаксический разбор.

— Проверка
домашнего задания:
связное
монологическое
высказывание на
лингвистическую
тему; индивидуальное
задание по карточкам;
дифференцированная
работа по вариантам.
— Самостоятельная
работа с учебником (§
97).

Упр.453

73.

Знаки препинания в
сложноподчиненном
предложении с
несколькими
придаточными.

Урок усвоения
нового материала

Отсутствие запятой
между частями сложного
предложения. Точка с
запятой между
однородными
придаточными.
Сложноподчиненное
предложение с
последовательным
подчинением, с
однородным
соподчинением, с
неоднородным
соподчинением.

Уметь различать СПП с
однородным, параллельным и
последовательным
подчинением, составлять
схемы, производить
синтаксический разбор.

— Знакомство с
образцом
синтаксического
разбора
сложноподчиненного
предложения с
несколькими
придаточными.
— Тренировочные
упражнения:
комментированное
письмо;
объяснительное
письмо;
дифференцированные
задания по вариантам
с учетом уровня
усвоения учебного
материала.

Упр.455

74.

Урок развития речи.
Лингвистический анализ
текста.

Урок развития
речи

Тема, главная мысль,
микротема, ключевые
слова. Выявление

Уметь создавать письменное
высказывание

Самоанализ
использованных в
тексте изобразительно-

Сочинение по тексту
в формате ЕГЭ

26

лексических,
морфологических и
синтаксических
особенностей текста.

75.

Знаки препинания в
бессоюзном сложном
предложении.

Урок усвоения
нового материала

Бессоюзное сложное
предложение. Запятая,
точка с запятой в
бессоюзном сложном
предложении; двоеточие
в бессоюзном сложном
предложении; тире в
бессоюзном сложном
предложении.
Синтаксический разбор
бессоюзного сложного
предложения.

Знать основные признаки БСП,
правила постановки запятой и
точки с запятой, выразительные
возможности БСП.
Уметь соблюдать в практике
письма основные правила
пунктуации, нормы построения
БСП, употребления в речи.

76.

Сложное предложение с
разными видами союзной
и бессоюзной связи.

Урок усвоения
нового материала

Сложное предложение с
разными видами
союзной и бессоюзной
связи. Структурная
схема сложного
предложения с разными
видами связи.
Пунктуационный
разбор предложения.
Синтаксический разбор
сложного предложения
с разными видами
связи.

Знать отличительные
особенности сложных
предложений с разными видами
связей. Уметь правильно
ставить знаки препинания в
данных предложениях.

выразительных
средств. Включение в
собственное
высказывание разных
по цели высказывания
и эмоциональной
окраске выражений.
— Самостоятельная
работа с
теоретическим
материалом (§ 98).
— Выполнение
тренировочных
упражнений:
объяснительное
письмо; работа с
материалом для
наблюдения;
дифференцированное
задание.
— Развитие речи —
создание текстаминиатюры на
заданную тему.
— Проверка
домашнего задания
(теоретический опросбеседа по вопросам
учителя;
индивидуальные
карточки-задания,
самостоятельная
работа по вариантам с
последующей
самопроверкой).
— Тренировочные
упражнения:
комментированное
письмо;
объяснительное
письмо; выполнение
синтаксического
разбора предложений;
конструирование
предложений; работа
со словарем.

Упр.458

Упр.468

27

77.

Период. Знаки
препинания в периоде.

Урок усвоения
нового материала

Период. Строение
периода.
Выразительные
возможности периода.
Повторение темы
«Сложное
предложение».

Знать основные группы
сложных предложений, их
отличительные признаки,
особенности предложений
с разными видами связей.
Уметь соблюдать в практике
письма основные правила
пунктуации, нормы построения
СП, употребления в речи,
производить пунктуационный и
синтаксический разбор.

— Проверка
домашнего задания:
теоретический опрос
(фронтальная беседаопрос по вопросам
учителя),
индивидуальная
работа по карточкам.
— Знакомство с
теоретическим
материалом (§ 99);
чтение текста для
наблюдения.
— Отработка
интонационной
выразительной речи.
— Практическая
работа: поиск
примеров периодов в
художественной
литературе.
— Выполнение
обобщающих
упражнений.
— Групповая работа
по вопросам и
заданиям для
повторения.

Упр.470, вопросы на
стр.338

78.

Проверочный диктант

Урок контроля

Соблюдать в практике
письма основные
правила орфографии и
пунктуации.

Уметь воспринимать текст на
слух, безошибочно писать,
выполнять все виды разбора

Диктант с
грамматическим
заданием

Индивидуальные
задания

79.

Урок развития речи
Способы передачи чужой
речи.

Урок развития
речи

Знаки препинания при
прямой речи.
Способы передачи
чужой речи: прямая
речь, косвенная речь,
несобственно-прямая
речь. Прямая речь.
Прямая речь и слова
автора. Знаки
препинания в
предложениях с прямой
речью.

Знать основные способы
передачи чужой речи.
Уметь определять способ
передачи чужой речи.

— Актуализация
знаний, известных
учащимся
(структурированная
беседа-опрос по
вопросам учителя).
— Изучающее чтение
материалов учебника
(§ 100—101);
составление схемалгоритмов
постановки знаков
препинания при

упр.478

28

прямой речи.
80.

Урок развития речи
Способы передачи чужой
речи.

Урок развития
речи

Знаки препинания при
прямой речи.
Способы передачи
чужой речи: прямая
речь, косвенная речь,
несобственно-прямая
речь. Прямая речь.
Прямая речь и слова
автора. Знаки
препинания в
предложениях с прямой
речью.

Знать основные способы
передачи чужой речи.
Уметь определять способ
передачи чужой речи.

— Тренировочные
упражнения:
объяснительное
письмо; упражнения
на конструирование;
комментированное
письмо;
самостоятельная
работа с последующей
самопроверкой;
лингвистический
анализ текста.

Упр.480

81.

Знаки препинания при
диалоге

Урок развития
речи

Знаки препинания при
цитатах.
Диалог. Реплики
диалога.
Пунктуационное
оформление реплик
диалога. Цитаты. Разные
способы оформления
цитат.

Уметь ставить знаки
препинания при оформлении
диалога

— Проверка
домашнего задания
(индивидуальный
опрос теоретического
материала;
практическая работа
по карточкам).
— Самостоятельная
работа с учебником
(§102, 103).
— Тренировочные
упражнения:
самостоятельная
работа с последующей
самопроверкой;
упражнение на
конструирование,
работа с текстом
художественного
произведения.

Упр. 481

82.

Урок развития речи.
Сочинение-миниатюра

Урок развития
речи

Тема, главная мысль,
микротема, ключевые
слова. Выявление
лексических,
морфологических и
синтаксических
особенностей текста.

Уметь создавать письменное
высказывание

Самоанализ
использованных в
тексте изобразительновыразительных
средств. Включение в
собственное
высказывание разных
по цели высказывания
и эмоциональной
окраске выражений.

Сочинение по тексту
в формате ЕГЭ

29

83.

Сочетание знаков
препинания.

Урок усвоения
нового материала

Запятая и тире.
Многоточие и другие
знаки препинания.
Скобки и другие знаки
препинания. Кавычки и
другие знаки
препинания

Знать основные способы
цитирования.
Уметь находить подобные
предложения в тексте,
объяснять знаки препинания,
правильно использовать цитаты
в собственных сочинениях.

84.

Факультативные знаки
препинания.

Урок усвоения
нового материала

Собственно
факультативные знаки
препинания;
альтернативные знаки
препинания,
вариативные знаки
препинания.

Знать о факультативности
обособлений, альтернативных
знаках препинания

85.

Авторская пунктуация.

Урок усвоения
нового материала

Эмоциональноэкспрессивные
возможности знаков

Знать особенности
пунктуационного оформления
художественного текста

— Мотивированное
слово учителя,
разъяснение
пунктуационного
затруднения.
— Изучающее чтение
учебника (§ 104).
— Составление
алгоритма решения
пунктуационной
задачи.
— Тренировочные
упражнения:
комплексный анализ
текста;
комментированное
письмо.
— Проверка
домашнего задания
(индивидуальная
работа по карточкам;
самостоятельная
работа по вариантам).
— Знакомство с
теоретическим
материалом учебника
(§ 105).
— Тренировочные
упражнения:
объяснительное
письмо, комментарий
текстов для
наблюдения;
отработка навыков
верного
интонирования
текстов
художественных
произведений;
закрепление навыков
орфографического и
пунктуационного
разбора.

Упр.487

— Проверка
домашнего задания
(индивидуальная

Упр.490,492

Упр.488

30

препинания. Авторская
пунктуация и
индивидуальный стиль
писателя.

86.

Урок-семинар

семинар

87.

Урок-практикум

практикум

88.

Урок развития речи.
Лингвистический анализ
текста.

Урок развития
речи

89.

Контрольный диктант

Урок контроля

90.

Урок развития речи.
Культура речи. Язык и
речь.

Урок развития
речи

проверка уровня
усвоения теоретического
материала
выполнение
обобщающих
упражнений
Тема, главная мысль,
микротема, ключевые
слова. Выявление
лексических,
морфологических и
синтаксических
особенностей текста.

Соблюдать в практике
письма основные
правила орфографии и
пунктуации.
Правильность русской
речи.
Язык и речь. Культура
речи. Две стороны
культуры речи. Нормы
литературного языка.

работа по карточкам,
монологическое
высказывание на
лингвистическую
тему).
— Изучающее чтение
§ 106.
— Работа с
материалами для
наблюдения
(выразительное чтение
художественных
текстов).
— Пунктуационный
анализ текстов,
стилистические
возможности знаков
препинания.
— Сопоставительный
анализ текстов.
Индивидуальные
задания, работа по
карточкам
Тесты в формате ЕГЭ
Уметь создавать письменное
высказывание ( по текту
упр.497)

Упр.495
Упр.501
Сочинение по тексту
в формате ЕГЭ

Уметь воспринимать текст на
слух, безошибочно писать,
выполнять все виды разбора

Самоанализ
использованных в
тексте изобразительновыразительных
средств. Включение в
собственное
высказывание разных
по цели высказывания
и эмоциональной
окраске выражений.
Диктант с
грамматическим
заданием

Знать: русский литературный
язык и его нормы, основные
лингвистические словари
Уметь использовать в речи
нормированный язык, видеть
изменения в языке на уровне

— Изучающее чтение
§ 107.
— Составление
тезисов.
— Ответы на вопросы
к параграфу.

Упр.513

Индивидуальные
задания

31

Основные признаки
нормы. Речевая ошибка.

лексики, морфологии,
орфоэпии, уметь извлекать из
словарей необходимую
информацию
Знать: русский литературный
язык и его нормы, основные
лингвистические словари
Уметь использовать в речи
нормированный язык, видеть
изменения в языке на уровне
лексики, морфологии,
орфоэпии, уметь извлекать из
словарей необходимую
информацию

— Изучающее чтение
§ 108.
— Составление планаконспекта § 108.
— Анализ материалов
для наблюдения.
— Выполнение
упражнений на
закрепление
орфографических и
пунктуационных
навыков.

Индивидуальные
задания

91.

Урок развития речи.
Культура речи. Язык и
речь.

Урок развития
речи

Правильность русской
речи.
Язык и речь. Культура
речи. Две стороны
культуры речи. Нормы
литературного языка.
Основные признаки
нормы. Речевая ошибка.

92.

Урок развития речи.
О качествах хорошей
речи.

Урок развития
речи

Свойства речи, которые
помогают обеспечить
эффективность
коммуникации и
характеризует уровень
речевой культуры
говорящего

Уметь использовать в речи
нормированный язык, видеть
изменения в языке на уровне
лексики, морфологии,
орфоэпии, уметь извлекать из
словарей необходимую
информацию

— Ознакомительное
чтение § 110.
— Аналитическое
чтение материалов для
наблюдения (упр. 549).
— Составление
конспекта, тезисов,
развернутого плана
текстов (по выбору
учителя и учащихся).
— Аналитическая
беседа по вопросам и
заданиям для
повторения.
— Выполнение
упражнений на
закрепление
правописных навыков.
— Создание
творческой работы на
заданную тему (см.
вопросы и задания № 7
или 8).

Вопросы и задания
на стр.381

93.

Урок развития речи.
Функциональные стили.

Урок развития
речи

Стилистика. Стиль.
Функциональный стиль.
Классификация
функциональных стилей.

Уметь использовать в речи
нормированный язык, видеть
изменения в языке на уровне
лексики, морфологии,
орфоэпии, уметь извлекать из
словарей необходимую
информацию

— Изучающее чтение
материалов учебника.
— Актуализация
знаний, имеющихся у
учащихся (беседаопрос по вопросам
учителя).
— Анализ текстов для

Сообщения
учащихся по
материалам раздела
«Из истории
русского языка»
(В.В. Виноградов).

32

наблюдения.
— Комментированное
письмо: объяснение
орфограмм и
пунктограмм в
предложениях, данных
для анализа.
— Изучающее чтение
§ 111.
— Составление планаконспекта текста.
— Анализ материалов
для наблюдений.
— Аналитическая
работа по упр. 550,
составление опорной
схемы, подготовка
устного
монологического
высказывания на
лингвистическую
тему.

94.

Урок развития речи
Научный стиль.

Урок развития
речи

Научный стиль, жанры.
Термины.

Знать отличительные
особенности научного стиля
речи.
Уметь создавать тексты этого
стиля, осуществлять речевой
самоконтроль

Повторение правил
цитирования.

95.

Урок развития речи
Официально-деловой
стиль.

Урок развития
речи

Официально-деловой
стиль, признаки, жанры.
Канцеляризмы.

Знать отличительные
особенности официальноделового стиля речи.
Уметь создавать тексты этого
стиля, осуществлять речевой
самоконтроль

— Изучение
материалов для
наблюдения.
— Закрепление
практических навыков:
составление деловых
бумаг (доверенность,
заявление,
автобиография).

Упр.527, вопросы на
стр. 394

96.

Урок развития речи
Публицистический стиль.

Урок развития
речи

Публицистический
стиль, признаки стиля,
жанры
публицистического
стиля.

Знать отличительные
особенности
публицистического и
художественного стилей речи,
основные жанры
публицистического стиля
(выступление, очерк).
Уметь создавать тексты этих
стилей и жанров, используя
ИВС, осуществлять речевой
самоконтроль, участвовать в
речевом общении.

— Изучающее чтение
§ 113.
— Анализ материалов
для наблюдения (упр.
559), подготовка к
диктанту «Русский
язык и мы».
— Практическая
работа: определение
признаков,
характерных для
публицистического
стиля в газетной

Упр.531, вопросы на
стр.399

33

публикации.
— Обобщение и
повторение темы по
вопросам и заданиям
для повторения.

97.

Урок развития речи
Разговорный стиль.

Урок развития
речи

Особенности
литературнохудожественной речи.

Знать отличительные
особенности разговорного
стиля речи.
Уметь создавать тексты этого
стиля, осуществлять речевой
самоконтроль

— Изучающее чтение
§ 114, 115.
— Практическая
работа (анализ
образцов текстов по
выбору учителя и
учащихся) —
дифференцированное
задание по группам.

Упр.532

98.

Урок развития речи.
Лингвистический анализ
текста.

Урок развития
речи

Тема, главная мысль,
микротема, ключевые
слова. Выявление
лексических,
морфологических и
синтаксических
особенностей текста.

Уметь создавать письменное
высказывание

— Выполнение
аналитических
упражнений учебника
(упр. 563— 599)

Упр.599

99.

Урок развития речи.
Лингвистический анализ
текста.

Урок развития
речи

Тема, главная мысль,
микротема, ключевые
слова. Выявление
лексических,
морфологических и
синтаксических
особенностей текста.

Уметь создавать письменное
высказывание

Самоанализ
использованных в
тексте изобразительновыразительных
средств. Включение в
собственное
высказывание разных
по цели высказывания
и эмоциональной
окраске выражений.

Сочинение по тексту
в формате ЕГЭ

100. Готовимся к Единому
государственному
экзамену.

Урок контроля

Решение теста в режиме
он-лайн

Уметь работать с тестами в
формате ЕГЭ, заполнение
бланков

Тест,
индивидуальные
задания

101. Готовимся к Единому
государственному
экзамену.

Урок контроля

Решение теста в режиме
он-лайн

Уметь работать с тестами в
формате ЕГЭ, заполнение
бланков

Тест,
индивидуальные
задания

102. Завершающий урок.

Работа с текстом
«Учитель и ученик»

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».