11 класс углубленный уровень

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования (утверждён
приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года) и Программы общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной,
7-е издание, М. «Просвещение», 2006, с учётом плана школы. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Срок реализации Программы – 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно
духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература
эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей,
приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы,
позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение
художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного
произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника.
Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры
молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность,
позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт
отечественного образования.
Цели:Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и
ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской
позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей
учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных
понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной
обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой
информации, в том числе в сети Интернета.

2

Задачи литературного образования в 11 классе:








Формирование представлений о литературе как о литературном феномене, занимающем
специфическое место в жизни нации и человека
Осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции
Формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико – эстетический компонент искусства
Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности
Формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству
Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью
Формирование основных эстетических и теоретико – литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа, оценки литературно –
художественных произведений.
В 11 классе изучается литературный процесс, а также художественный мир писателя в историко – культурном аспекте.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать

*




образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика,
нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену)
изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание
изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением
эпохи;

определять род и жанр произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

3

Основные теоретико-литературные понятия курса литературы 11 класса
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ. Художественное время и пространство.
Содержание и форма. Поэтика.
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и
творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение,
элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Речевая характеристика героя:
диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ. Деталь. Символ. Подтекст. Психологизм. Народность. Историзм. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм.
Гротеск. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия.
Звукопись: аллитерация, ассонанс. Гипербола. Аллегория. Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм.
Рифма. Строфа. Литературная критика.
Содержание тем учебного курса

№ п/п

Название раздела, темы

1.

XX века

2.

И. А. Бунин

Содержание тем
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
Литература первой половины XX века. Обзор русской литературы первой половины. Традиции и
новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой
половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт
человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской
эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении
исторических событий. Проблема “художник и власть”.
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний
шмель»
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и
лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются
обязательным для изучения).
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в
рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина
(счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм

4

бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы.
Своеобразие художественной манеры Бунина.
3.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет»
Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как
высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных
деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести,
смысл финала.

4.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни.
Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской
концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие
композиции рассказа.
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл
названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы
хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта
(Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе.
Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга.
Афористичность языка.

5.

Серебряный век русской поэзии

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма:
символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И.
Цветаева.

6.

В. Я. Брюсов

7.

К. Д. Бальмонт

8.

А. Белый

9.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других
стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике
Брюсова.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб
видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к
утонченным способам выражения чувств и мыслей.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).
Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие
революционных событий как пришествия нового Мессии.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех

5

10.

И. Северянин

11.

А. А. Блок

12.

Новокрестьянская поэзия

13.

С. А. Есенин

других стихотворений).
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие
лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная
слава» (возможен выбор трех других стихотворений).
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река
раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»(указанные
стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех
других стихотворений).
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир
раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного
мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос
патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и
стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретноисторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции.
Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы.
Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А.
Есенина.
Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...»(возможен
выбор трех других стихотворений)
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и
быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского
самосознания. Религиозные мотивы.
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь
уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»,
«Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для
изучения).
Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая
лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в
лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и
трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народнопесенная основа, музыкальность лирики Есенина.

6

14.

Литература 20-х годов

15.

В. В. Маяковский

16.
17.

Литература 30-х годов
М. А. Булгаков

18.

А. П. Платонов

19.

А. А. Ахматова

Общая характеристика литературы 20-х годов
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения.
Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом.
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!»,
«Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой»(возможен
выбор трех других стихотворений).
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного
переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика
образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики.
Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве
Маяковского.
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.
Жизнь и творчество.
Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).
История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической
литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая
широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы.
Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.
Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая
широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы
Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа.
Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как
высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
Жизнь и творчество.
Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения).
Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”.
Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема
смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические
рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются
обязательными для изучения).
Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух
других стихотворений).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и
гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и
литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя.

7

20.

21.

О. Э. Мандельштам

М. И. Цветаева

22.

М. А. Шолохов

23.
24.

Литература периода Великой
Отечественной войны.
Литература 50-90 годов

25.

А. Т. Твардовский

Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос
“Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих
веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными
для изучения).
Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений).
Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте
как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»),
«Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения
являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как
напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.
Своеобразие поэтического стиля.
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система
образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических
процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения
семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные"
темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих
ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие
романа. Язык прозы Шолохова.
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других
народов России.
Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературнохудожественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская»
проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической
памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в
поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения,
единства человека и природы).
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей
вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других
стихотворений).
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема

8

26.

Б. Л. Пастернак

27.

А. И. Солженицын

28.

В. Т. Шаламов

29.

Н. М. Рубцов

30.
31.

В.П.Астафьев
В. Г. Распутин

32.

И. А. Бродский

33.

Авторская песня.

34.

Ю. В. Трифонов

35.

А. В. Вампилов

36.

Литература конца 20 - начала 21 века

памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется
дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии
(искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на
страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения
лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей
проблематикой романа.
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте
трагической эпохи.
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия»(возможен выбор двух других рассказов).
История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер
повествования.
Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир
русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни.
Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба»
Повесть «Прощание с Матерой» Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы.
Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи
человека со своими корнями. Символические образы в повести.
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для
меня…») Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем
русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном
пространстве”.
Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю. Кима. Особенности «бардовской» поэзии 60-х
годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы.
Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразиепесен Окуджавы.
Повесть «Обмен». Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта.
Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как
художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала
пьесы.
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в

9

журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
37.

Б. Шоу

38.

Э.М.Ремарк

39.

Э. Хемингуэй

Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения).
Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и
человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Жизнь и творчество (обзор)
«Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Художественное своеобразие стиля писателя
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения).
Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль
художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
Учебно - тематическое планирование

№ п\п

Название раздела

Количество часов

В том числе
Контрольные работы

1.
2.

Литература первой половины 20 века
Литература второй половины 20 века

69
28

3.
4.
5.

Из зарубежной литературы
Итоговый контроль
Резервные уроки
Общее количество часов:

3
1
1
102

№
п/п

Тема урока

1

Русская литература ХХ века в контексте
мировой культуры.

2

Своеобразие реализма в русской
литературе начала ХХ века.

Колво
часов

Творческие работы
5
2

1

Тематическое планирование
Требования к подготовке обучающихся

Дата
План

Примечание

Факт

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы
развития литературы.
Уметь конспектировать лекцию учителя.
1
Знать общественно-политическую
обстановку
эпохи. Уметь извлекать
необходимую
информацию
из
монографической литературы.
Писатели-реалисты начала XX века
1

10

3

И.А. Бунин. Жизнь и творчество.
Лирика И.А. Бунина.

1

4

И.А. Бунин. Рассказ «Антоновские
яблоки». Мотив увядания и запустения
дворянских гнезд.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско».
Острое чувство кризиса цивилизации в
рассказе

1

6

Поэтичность женских образов в цикле
рассказов о любви «Темные аллеи».

1

7

Своеобразие любви в рассказе «Чистый
понедельник»

1

8

А.И. Куприн. Жизнь и творчество.

1

9

Рассказ «Гранатовый браслет».
Трагическая история любви Желткова и
пробуждение души Веры.
Гранатовый браслет». Нравственнофилософский смысл истории о
«невозможной» любви

1

Поэтическое изображение природы в
повести «Олеся». Богатство духовного
мира героини.
Р/р Сочинение по творчеству
А.И.Куприна и И.А.Бунина

1

5

10

11

12

13

М. Горький. Ранние романтические
рассказы. «Старуха Изергиль». «Макар
Чудра». «Челкаш»

1

1

Знать важнейшие
биографические
сведения
о
писателе. Уметь анализировать произведение в единстве
содержания и формы.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной
литературе. Рассказ (углубление представлений).
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и
систему образов. Уметь анализировать произведение в
единстве содержания и формы.
Уметь составлять
развёрнутую
характеристику
героя;
определять роль художественной детали, выделять в тексте
нравственно-идеологические проблемы и формулировать
собственные ценностные ориентиры
Уметь определять
стилистическую
окрашенность
повествования, анализировать эпизод и объяснять его связь с
проблематикой произведения
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и
систему образов. Уметь анализировать произведение в
единстве содержания и формы.
Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты
произведений
Теория
литературы. Сюжет
и
фабула
эпического
произведения (углубление представлений).
Знать сюжет, особенности композиции и систему образов.
Уметь выполнять тестовые задания
Знать: своеобразие сюжета повести, трагизм решения
любовной темы, роль детали, символический смысл,
поэтическое изображение природы, роль эпиграфа
Уметь: анализировать прозаический текст
Знать сюжет, особенности композиции и систему образов;
Уметь анализировать образ героя литературного произведения

Уметь составлять план собственного высказывания; создавать
сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновывать свое
высказывание.
1
Знать: основные этапы жизни и творчества писателя, текст
произведения; сюжет, особенности композиции и систему
образов, проблематику и особенности композиции рассказа,
романтизм ранних рассказов, проблемы.
Уметь: конспектировать лекцию, делать сообщения,
1

11

14

На дне» как социально - философская
драма. Смысл названия пьесы.

15

Атмосфера духовного разобщения
людей. Хозяева жизни «на дне».

16

Три правды в пьесе «На дне» и их
трагическое столкновение.

17

Р/Р Сочинение по пьесе М.Горького
«На дне»

18

Серебряный век русской поэзии.

19

Символизм как литературное
направление

20

Поэзия В. Брюсова

21

Поэзия как волшебство в творчестве
К.Бальмонта

22

Акмеизм как литературное направление

23

Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических
сюжетов.

анализировать произведение в единстве содержания и формы.
1
Знать: смысл названия пьесы, система образов, новаторство
писателя, основные компоненты произведения, составляющие
жанра и конфликта в пьесе;
Уметь: воспроизводить его конкретное содержание (главные
герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и
событиям
1
Уметь проследить развитие конфликта в драме, анализировать
место и роль отдельного эпизода в произведении,
анализировать систему образов
Знать: позицию автора и героев пьесы по отношению к
вопросу о правде.
Уметь: анализировать прозаический текст, Давать оценку
изученному произведению на основе личностного восприятия
и осмысления его художественных особенностей.
1
Уметь составлять план собственного высказывания; создавать
сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновывать
свое высказывание.
1
Знать: литературные течения русского модернизма:
символизм, акмеизм, футуризм и их основных представителей;
Уметь: конспектировать лекцию
1
Знать: истоки русского символизма. Понимание символа.
Старшие символисты и младосимволисты
Уметь конспектировать лекцию, выступать с сообщениями,
вести беседу
1
Знать основные тапы жизни и творчества; основные темы и
мотивы поэзии
Уметь: анализировать поэтический текст
1
Знать основные этапы жизни и творчества; основные темы и
мотивы поэзии
Уметь анализировать поэтический текст
1
Знать основные положения акмеизма как литературного
направления, важнейшие биографические сведения о
поэте. Уметь анализировать произведение в единстве
содержания и формы. Теория литературы. Акмеизм.
Изобразительно-выразительные средства художественной
литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись.
1
Знать своеобразие сюжетов, экзотическое, фантастическое и
прозаическое в поэзии
Уметь анализировать поэтический текст

12

24

Футуризм как литературное
направление. Русские футуристы

1

25

И. Северянин. Национальная
взволнованность и ироничность поэзии,
оригинальность словотворчества.
Творческая работа работа по
литературным направлениям
Серебряного века.

1

27

А. А, Блок. Темы и образы ранней
лирики. «Стихи о прекрасной Даме».

1

28

Тема Родины в творчестве Блока

29

Поэма «Двенадцать». Герои поэмы,
сюжет, композиция.

30

Поэма «Двенадцать».Авторская
позиция и способы ее выражения в
поэме. Многозначность финала.

31

Р/Р Сочинение по творчеству А. Блока

1

32

ВЧ Духовные и поэтические истоки
новокрестьянской поэзии (творчество
Н.А. Клюева, С.А. Клычкова, П.В.
Орешина)

1

26

33

С.А. Есенин. Жизнь и творчество.
Ранняя лирика..

1

1

1

Знать основные положения футуризма как литературного
направления.
Уметь выступать с устным сообщением Теория
литературы. Футуризм. Изобразительно-выразительные
средства художественной литературы: тропы, синтаксические
фигуры, звукопись.
Знать эмоциональность ироничность лирики оригинальность
словотворчества
Уметь анализировать поэтический текст
Знать основные положения символизма, акмеизма, футуризма
как литературных направлений.
Уметь анализировать произведение в единстве содержания и
формы
Знать важнейшие
биографические
сведения
о
поэте. Уметь анализировать
произведение
в
единстве
содержания и формы. Теория литературы. Лирический цикл
(стихотворений).
Знать: основной пафос патриотических стихотворений. Цикл
«На поле Куликовом», «Скифы»
Уметь: анализировать поэтический текст.
Знать сюжет поэмы и её героев; понимать неоднозначность
трактовки финала; символику поэмы
Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном
тексте.
Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный
материал в соответствии с темой.
Теория литературы. Верлибр (свободный стих). Авторская
позиция и способы ее выражения в произведении (развитие
представлений).
Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме,
полно раскрыть её и грамотно изложить материал,
самостоятельно редактировать текст
Знать: проблематику и поэтику новокрестьянской поэзии
Уметь: анализировать стихотворения, конспектировать
лекцию учителя.

Сергей Александрович Есенин
1
Знать важнейшие биографические сведения о
поэте. Уметь анализировать произведение в единстве
содержания и формы.

13

34

Тема России в лирике С. Есенина.

35

Любовная лирика Есенина

36

Поэма « АннаСнегина» – поэма о
судьбе человека, о судьбе страны.

37

«Русь уходящая» и «Русь советская» в
поэме «Анна Снегина»
Р/Р Сочинение по творчеству С.А.
Есенина

38

39

Общая характеристика литературного
процесса. Литературные объединения

40

Трагическое осмысление темы России и
революции в творчестве поэтов
старшего поколения. (В. Хлебников,
поэты-обэриуты).
Русская эмигрантская сатира. А.
Аверченко. «Дюжина ножей в спину
революции»; Тэффи. «Ностальгия»

41

42

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество.
Художественный мир ранней лирики
поэта.

43

Поэт и революция. Сатирический
пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.

Знать эволюцию темы Родины в лирике Есенина.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление
понятия). Имажинизм.
1
Знать светлые и трагические стороны любви, адресаты лирики
Уметь выразительно читать и анализировать текст
1
Знать: содержание произведения.
Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и
средств художественной выразительности, выявлять основную
проблематику произведения; определять идейнохудожественную роль элементов сюжета, композиции,
системы образов; выявлять характерные особенности, роль и
место героя в системе образов, авторскую оценку
1
Знать тематику, проблематику.
Уметь выразительно читать и анализировать текст.
1
Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме,
полно раскрыть её и грамотно изложить материал,
самостоятельно редактировать текст
Литература 20-х годов XX века
1
Знать: особенности литературного процесса 20-х гг., основные
темы, способы изображения;
Уметь: конспектировать лекцию учителя, готовить доклад на
выбранную тему.
1
Знать характерные особенности эпохи; основные этапы
развития литературы. Уметь анализировать произведение в
единстве содержания и формы.
1

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы
развития литературы. Уметь анализировать произведение в
единстве содержания и формы.
Владимир Владимирович Маяковский
1
Знать тематику лирики раннего творчества поэта, особенности
строфики и графики; понимать, в чём состоит новаторский
характер поэзии.
Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном
тексте.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений).
Тоническое стихосложение (углубление понятия).
1
Знать сатирические произведения в творчестве поэта.
Уметь находить объекты сатиры, выделять ИВС и определять
их роль в художественном тексте.
1

14

Теория литературы. Развитие представлений о рифме: рифма
составная (каламбурная), рифма ассонансная.
1
Знать особенности любовной лирики поэта.
Уметь определять смену чувств лирического героя
1
Знать особенности раскрытия данной темы поэтом.
Уметь анализировать стихотворения
Теория литературы. Развитие представлений о рифме: рифма
составная (каламбурная), рифма ассонансная.
1
Знать взгляды Маяковского на поэтическое искусство,
высказывания автора о роли поэта и поэзии в жизни общества.
Уметь: анализировать произведение и характеризовать
основные его компоненты, выразительно читать произведение
Литература 30-х годов XX века
1
Знать характерные особенности эпохи; основные этапы
развития литературы. Уметь составлять конспект

45

Своеобразие любовной лирики В.
Маяковского.
Тема поэта и поэзии в творчестве В.
Маяковского. Драматургия В.
Маяковского.

46

В.В.Маяковский. Поэма «Облако в
штанах»

47

Литература З0-х годов. Обзор.
Сложность творческих поисков и
писательских судеб 30-х годов.

48

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество.
История создания, проблематика
романа «Мастер и Маргарита».

1

49

Три мира в романе «Мастер и
Маргарита». Историческая тема в
романе. Иешуа Га- Ноцри и Понтий
Пилат.

1

50

Многоплановость, разноуровневость
повествования. Сочетание реальности и
фантастики. Роль свиты Воланда в
романе.

1

51

«Мастер и Маргарита» — апология
идеальной любви в атмосфере отчаяния
и мрака.
Проблема творчества и судьбы
художника. Образ Мастера

1

44

52

1

Михаил Афанасьевич Булгаков
Знать биографию писателя, историю создания и публикации,
своеобразие жанра и композиции романа «Мастер и
Маргарита»
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской
прозе XX века.
Знать роль фантастики в романе.
Уметь постигать содержание произведения на аналитическом
уровне, составлять групповую характеристику персонажей,
делать обобщение на основе сравнительной характеристики
героев.
Знать роль фантастики в романе.
Уметь постигать содержание произведения на аналитическом
уровне, составлять групповую характеристику персонажей,
делать обобщение на основе сравнительной характеристики
героев.
Знать особенности психологизма в романе.
Уметь составлять развёрнутую характеристику героя;
определять роль художественной детали.
Уметь составлять развёрнутую характеристику героя;
определять роль художественной детали.
Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный
материал в соответствии с темой

15

53

Москва 30-х годов ХХ века в романе.
Сатира и глубокий психологизм романа

54

Р/Р Сочинение по роману М.А.
Булгакова «Мастер и Маргарита»

55

А.П. Платонов. Жизнь и творчество
(обзор). Повесть А. Платонова
«Котлован».

56

Характерные черты времени в повести
Платонова. Метафоричность
художественного мышления.

57

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество.
Художественное своеобразие любовной
лирики А. Ахматовой
Судьба России и судьба поэта в лирике
А. А. Ахматовой. Слиянность темы
России и собственной судьбы в
исповедальной лирике Ахматовой
О.Э. Мандельштам. Жизнь и
творчество.

58

59

Уметь постигать содержание произведения на аналитическом
уровне, составлять групповую характеристику персонажей,
делать обобщение на основе сравнительной характеристики
героев.
1
Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме,
полно раскрыть её и грамотно изложить материал,
самостоятельно редактировать текст
Андрей Платонович Платонов
1
Знать смысл названия произведения, центральные образы,
проблематику.
Уметь составлять групповую характеристику персонажей,
делать обобщение на основе сравнительной характеристики
героев.
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя
(углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие
представлений).
1
Знать о философском, обобщающем смысле категорий
пространства и времени в повести, о значении
метафоричности, образах-символах для понимания
художественного замысла Платонова
Уметь анализировать текст
Анна Андреевна Ахматова
1
Знать: основные этапы жизни и творчества, особенности
любовной лирики
Уметь: анализировать поэтический текст
1
Знать: своеобразие темы родины, темы поэта и поэзии
Уметь выразительно читать и анализировать текст, выделять
ИВС в поэтическом тексте и определять их роль
1

1

60

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество.
Тема поэта и поэзии в лирике М.
Цветаевой.

1

61

Тема Родины в лирике М. Цветаевой.

1

Знать важнейшие биографические сведения о
поэте. Уметь анализировать произведение в единстве
содержания и формы.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие
представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки
(закрепление понятий).
Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь
анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл
(углубление понятия),
Знать основные мотивы лирики М.Цветаевой.

16

Фольклорные истоки поэтики.
Трагичность поэтического мира.

62

Творческая работа по творчеству А.
Ахматовой, М. Цветаевой.

1

63

М.А. Шолохов. Жизнь и судьба.
«Донские рассказы».

1

64

«Тихий Дон» — роман-эпопея о
всенародной трагедии. История
создания. Герои эпопеи. Система
образов романа.
Тема семейная в романе. Семья
Мелеховых. Жизненный уклад, быт,
система нравственных ценностей
казачества.
Картины Гражданской войны в романе
«Тихий Дон». Проблемы и герои
романа.

65

66

67-68
69
70

71

72-73

1

1

1

Трагедия народа и судьба Григория
Мелехова в романе «Тихий Дон».
Женские судьбы в романе «Тихий Дон».
Мастерство М.А. Шолохова в романе
«Тихий Дон». Функция пейзажа в
произведении. Шолохов как мастер
психологического портрета.
Утверждение высоких нравственных
ценностей в романе.
Р/Р Сочинение по роману М. А.
Шолохова «Тихий Дон»

2

Литература периода Великой
Отечественной войны: поэзия, проза,
драматургия.

2

Уметь выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их
роль
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление
понятия), лирический герой (углубление понятия).
Знать проблематику и поэтику произведений Ахматовой и
Цветаевой. Уметь анализировать поэтический текст с точки
зрения содержания и средств художественной
выразительности.
Знать биографию писателя, смысл названия произведения,
центральные образы, проблематику.
Уметь выступать с устным сообщением.
Знать историю создания, смысл названия романа, жанровые и
композиционные особенности.
Уметь выступать с устным сообщением. Теория
литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия).
Знать главных героев, основные сюжетные линии.
Уметь составлять характеристику группы персонажей,
формулировать собственные ценностные ориентиры по
проблеме
Знать главных героев, основные сюжетные линии.
Уметь составлять характеристику группы персонажей,
формулировать собственные ценностные ориентиры по
проблеме
Теория литературы. Традиции и новаторство в
художественном творчестве (развитие преставлений).
Уметь выступать с устным сообщением

1
1

Уметь выступать с устным сообщением
Уметь выступать с устным сообщением
Теория литературы. Художественное время и
художественное пространство (углубление понятий).

1

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме,
полно раскрыть её и грамотно изложить материал,
самостоятельно редактировать текст
Знать об истоках изображения войны в литературе военных
лет; о поэзии и прозе войны
Уметь конспектировать лекцию учителя

17

74

Темы и образы русской литературы 5090-х гг.

1

75

К. Воробьёв. «Убиты под Москвой».
Человек на войне, правда о нем.
Повесть В. Кондратьева «Сашка»

1

Новые темы, идеи, образы в поэзии
периода «оттепели». Николай
Михайлович Рубцов. Стихотворения.
Авторская песня. Песенное творчество
А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого,
Ю-Кима, И. А. Бродского.. Б. Ш.
Окуджавы

1

79

«Деревенская» проза. Василий
Макарович Шукшин. Рассказы. Образ
«чудиков» в рассказах Шукшина

1

80

«Городская» проза в современной
литературе. Ю. Трифонов. «Вечные»
темы и нравственные проблемы в
повести «Обмен»
Р/р Сочинение «Осмысление Великой
победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го
века»

1

76
77

78

81

82
83

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество.
Лирика поэта. Осмысление темы войны.
Поэма «По праву памяти». Настоящее и
прошлое Родины. Уроки истории.

1

1

Литература 50—90-х годов
Знать основные темы, проблемы и образы литературы 50-90-х
гг.
Уметь конспектировать лекцию учителя
Знать содержание повести.
Уметь анализировать произведение
Знать содержание повести.
Уметь анализировать произведение
Знать особенности стиля поэта.
Уметь выразительно читать стихотворения, выделять ИВС в
поэтическом тексте и определять их роль, составлять конспект.
1. Знать особенности «бардовской» поэзии 60-х годов;
жанровое своеобразие песен Окуджавы, своеобразие
поэтического мышления и языка Бродского.
Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения
содержания и средств художественной выразительности
Знать творчество В.М. Шукшина; изображение народного
характера и картин народной жизни в рассказах.
Уметь конспектировать лекцию учителя, анализировать
художественный текст с точки зрения содержания и средств
художественной выразительности.
Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл
названия

Знать темы сочинений, тексты произведений
Уметь составлять тезисный план, письменно высказываться
по теме сочинения, давать оценку изученному произведению
на основе личностного восприятия и осмысления его
художественных особенностей, анализировать произведение и
характеризовать основные его компоненты, анализировать
эпизод изученного произведения, характеризовать героев
произведения
АлександрТрифонович Твардовский
1
Знать основные темы творчества поэта
Уметь: конспектировать лекцию учителя
1
Знать: историю создания произведений, основные проблемы,
особенности жанра, композиции
Уметь: анализировать текст
1

18

84

85-86

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество.
Философский характер лирики Б.
Пастернака.
Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор
Живаго». Его проблематика и
художественное своеобразие

87

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество.

88-89

А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин
двор». Тип праведника.
Композиционные особенности рассказа.

90-91

ВН.ЧТ. В.Т. Шаламов. Жизнь и
творчество. Проблематика и поэтика
«Колымских рассказов».

92

В.П.Астафьев. Взаимоотношения
человека и природы в сборнике
рассказов «Царь-рыба»
Нравственные проблемы в рассказе
В.П.Астафьева «Людочка»

93

94-95

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой».

Борис Леонидович Пастернак
1
Знать основные этапы жизни и творчества; тематику и
особенности его лирики.
Уметь анализировать лирическое произведение
2
Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл
названия.
Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической
ситуацией
Александр Исаевич Солженицын
Знать основные темы творчества писателя
Уметь конспектировать лекцию, готовить сообщение
2
Знать: содержание произведения (главные герои, основные
сюжетные линии и события); давать оценку героям и
событиям, давать оценку изученному произведению на основе
личностного восприятия и осмысления его художественных
особенностей, объяснять связь произведений со временем
написания и современностью, анализировать произведение и
характеризовать основные его компоненты, анализировать
эпизод изученного произведения, характеризовать героев
произведения.
Понять, каким видится писателю феномен «простого
человека», разобраться в философском смысле рассказа.
Варлам Тихонович Шаламов
2
Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл
названия.
Уметь выделять
в
тесте
нравственно-идеологические
проблемы и формулировать собственные ценностные
ориентиры по отношению к ним
Теория литературы. Новелла. Психологизм художественной
литературы. Традиции и новаторство в художественной
литературе.
ВикторПетрович Астафьев
1
Знать: проблематику творчества Астафьева, взаимосвязь
человека и природы в его произведениях.
Уметь делать сообщение, конспектировать лекцию учителя
1
Знать: проблематику и поэтику повести
Уметь: анализировать текст
Валентин Распутин
2
Знать: основные факты биографии писателя, краткий обзор

19

Образы-символы и их назначение в
повести.

96

97

98

99

100

101

102

его творчества, проблемы, которые ставит писатель.
Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу,
структурировать материал, подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы, воспитывать преданность своему
краю, патриотизм; умение понимать людей старшего
поколения
Р.р. Сочинение по творчеству В.П.
1
Знать темы сочинений, тексты произведений
Астафьева, В.Г. Распутина.
Уметь составлять тезисный план, письменно высказываться
по теме сочинения, давать оценку изученному произведению
на основе личностного восприятия и осмысления его
художественных особенностей, анализировать произведение и
характеризовать основные его компоненты, анализировать
эпизод изученного произведения, характеризовать героев
произведения
Литература конца XX — начала XXI века
Общий обзор произведений последнего
1
Знать: об основных тенденциях современного литературного
десятилетия. Проза и поэзия. Проблемы
процесса; содержание произведений новейшей литературы
и уроки литературы 20 века.
Уметь: конспектировать лекцию учителя, строить
монологическое высказывание по определенной теме,
анализировать произведения, объяснять связь произведений со
временем написания и современностью, объяснять сходство и
различие произведений разных писателей.
Из зарубежной литературы
Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются
1
Знать основные вехи жизни и творчества писателя,
сердца». Духовно-нравственные
проблематику произведения.
проблемы пьесы.
Уметь выступать с устным сообщением.
Уметь анализировать драматическое произведение
Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия
1
Знать основные вехи жизни и творчества писателя,
и гуманизм повествования. Томас
проблематику произведения, своеобразие художественного
СтернзЭлиот Стихотворения
стиля
Э. Хемингуэй. Слово о писателе.
1
Знать основные вехи жизни и творчества писателя.
Духовно-нравственные проблемы
Знать особенности языка, стиля писателя
повести «Старик и море».
Итоговое повторение
1
Знать основные направления развития литературного процесса
20 – 21 вв.
Уметь участвовать в беседе, выстраивать монологическую
речь
Резервный урок
1

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».