Курс. Мой Пермский край 8 класс

1

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
Данная программа составлена с учетом концепции школьного географического образования, требованиями федерального и
регионального компонентов стандарта. В программе учитывались современные подходы к школьному географическому образованию.
(Шилова Е.В. https://infourok.ru/moy-permskiy-kray-fakultativ-klass- 3249332.html)
Региональный курс «Мой Пермский край: географические экспедиции в пермский период» рекомендован для изучения в 8 классе.
Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные
географические понятия. Таким образом, краеведение расширяет и дополняет знания, полученные на уроке географии. Одновременно с
этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае.
В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта
взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных
видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как
достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций. Он является
комплексным интегрированным курсом, формирующим у учащихся знания о природе родного края, способствующий воспитанию любви к
родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Изучение Пермского края и своей местности позволит школьникам ощутить
себя его составной частью, почувствовать включенность в жизнь своего района, города. Реализовать свою активность, ощутить социальную
значимость в жизни родной земли.
Сущность географического краеведения заключается во всестороннем изучении природы, населения, хозяйства в их динамике, в
особенностях данной местности на основе использования доступных методов исследования. Географическому краеведению больше, чем
любому другому, свойственен комплексный подход.
Главной целью курса является формирование у школьников географо-краеведческой культуры, системы знаний о своем крае,
традициях, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к своей малой родине.
Задачи:
 сформировать знания о природе, населении, хозяйстве на местном материале, а также реальные представления, составляющие
основу географической науки;
 показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты иприродный комплекс;
 получить знания об основных путях и средствах охраны природы, воспитать гражданскую ответственность по отношению к
2

природной среде;
 обучить работе с топографическим планом, физико-географической картойместности, приемам пространственного ориентирования в
условиях населенного пункта;
 в практической деятельности использовать сравнительный и картографическийметоды
В процессе географического изучения территории необходимо:
- связать общие черты природы и социально-хозяйственной деятельности страны с данной местностью;
- выявить местную специфику природных компонентов и комплексов, типичные особенности, характеризующие природу данной
местности, а также ее уникальные объекты, явления, процессы;
- раскрыть особенности состава населения (возрастные, половые, религиозные, национальные), его размещения и расселения;
рассмотреть вопросы хозяйственной и культурной жизни данного района.

Общая характеристика учебного предмета
Данная программа реализует требования, существующие в преподавании данного учебного предмета. Она составлена с учетом
концепции географического образования.
Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь
комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти
сведения относятся к одной местности. Последних может быть огромное множество. Ближе всего по своему типу краеведение к географии.
Сведения в обеих науках объединяются по территориальному признаку. Но география, в отличие от краеведения, не придает такого
большого значения отдельным замечательным людям, истории науки, истории литературы, истории искусства и этим помогает
формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания
В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В пятом классе – это историческое
краеведения, в шестом классе – изучение животного и растительного мира Пермского края, в седьмом классе – литературное краеведение.
Поэтому программы и школьные учебники составлены с учетом такого непрерывного изучения.
Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные метапредметные связи. Изучение
краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.
Изучение курса «Мой Пермский край: географические экспедиции в пермский период»» предполагает сочетание теоретических и
практических видов деятельности учащихся. Данный курс рекомендуется в 8 классе, что позволит опираться на базовые знания учащихся по
физической географии.

Место в учебном плане
Курс «Мой Пермский край: географические экспедиции в пермский период» рассчитан на 34 часа. Он изучается на этапе основного
общего образования в 8 классе из расчета 1 учебного часа в неделю; изучение курса предусматривается в региональном компоненте
базисного учебного плана.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
-

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению, достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и
самооценки личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками
3

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир.
Это:
-

формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих воспитание
уважительного отношения к своему краю, его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к
людям, независимо отвозраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной
жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных егосторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе иобществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира(наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование
полученных знаний
в
продуктивной
и
преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и
образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание
уделяется освоению метапредметных результатов. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную
деятельность как ведущую деятельность школьника, т.к. формируются универсальные учебные действия.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение,
обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой,
исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов
окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием. Особое место среди метапредметных универсальных
действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и т.д.), а также методы
представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и т.д.).

Методические рекомендации и технологические подходы:
Для достижения поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей используются методы обучения: словесный,
наглядный, практический, исследовательский, картографический, статистический, проектный.
А также используются различные формы обучения: творческие и практические работы, ИКТ-презентации, географические диктанты,
тесты, видеосюжеты. Кроме этого рассматривается широкое применение интернет - ресурсов, в частности, такие программы, как «Планета
Земля», «Яндекс-карты», Гис 2 и другие.

Курс состоит из 7 разделов в виде экспедиций
№

Раздел и тема урока

Часы

Практические и творческие задания

Задания
4

урока
1

Введение

1

Маршрут 1. Пермский
север – страна горных
хребтов

1

стр. 4-5

Экспедиция № 1 «ВЕРХНЕКАМЬЕ»
2

Маршрут 2. Река Вишера 1
– древний путь
Маршрут 3. Соликамск, 2
Березники, Усолье –
братья по соли

3
4–5

Маршрут 1. Древняя
Парма и коми-пермяки
Маршрут
2.
Ландшафтная
мазайка
Северной Пармы
Маршрут 3. Заветные
деревья и природная
аптека Пармы
Маршрут
4.
Южная
Парма
–
встреча
природы и культуры

1

Маршрут 1. Древняя
тектоника и современное
богатство Прикамья
Маршрут
2.
Горнозаводской край –
прошлое и настоящее
Маршрут 3. Городазаводы:
Чусовой
и
Лысьва
– Кизел и Губаха –

1

6
7–8

9

10

11

12

13

14

2

1

1

Ведение дневника экспедиции
Заполнение таблицы «Связь высот и типов растительности
в горах»

Найти легенды о Полюде, Ветлане и Вишере
Сравнение Соликамска и Усолья

стр.7-17. Найти в интернете информацию о
народе манси. Выписать в дневник

мансийские названия рек, горных
хребтов и вершин.
Стр.
18
–
25.
Описать
три
достопримечательности Чердани
Стр. 26 – 37. Найти города, в названии
которых есть корень «соль»

Экспедиция № 2 «ПАРМА»
Прочитать сказание о Пере – богатыре. Найти обычаи Стр. 39 – 44
и традиции финно-угорских народов
Стр. 45 – 55. Использую карты,
Составление кроссворда «Рыбалка в Пермском крае»
определите
крупные
поселения
Гайнского района
Записать в дневник наблюдения целебные свойства Стр. 56 – 62.
лекарственных болотных растений
Определение профессий, связанных с лесом. Стр. 63 – 73.
Составление праздничного меню из блюд и напитков
коми-пермяцкой кухни
Экспедиция № 3 «ГОРНОЗАВОДСКОЕ ПРИКАМЬЕ»
Стр. 75 – 79. Написать реферат по теме:
«Пермское море»

1

Создание презентации на тему: «Поход Ермака в Стр. 80 – 86.
Сибирь: цели и задачи»

1

Написать эссе на тему: «Проблемы и перспективы Стр. 87 – 94.
города, жизнь которого зависит от градообразующего
предприятия»
Создание творческого проекта по теме: «Заповедник Стр. 95 – 105. Презентация по теме:

2

5

15

векторы развития

16
17

– Маршрут
1. 2
Любопытный ребенок и
научные открытия

18
19

– Маршрут 2. Оханский 2
перекресток

20

21
22

Маршрут
Прикамья

3.

Ворота 1

– Маршрут 1. Нижнекамье 2
– имена и люди

23

Маршрут
Плодородный Юг

24

Маршрут 3. Чайковский 1
–
город
труда
и
романтиков

25
26
27
28

– Маршрут 1. Природные 2
феномены Предуралья
– Маршрут
2. 2
Предпринимательство и
территория
– Маршрут 3. Прикамье – 2
туристическая визитная
карточка Пермского края

29
30

31

– Маршрут

1.

2. 1

Судьба 2

Басеги»
Экспедиция № 4 «ЗАПАДНОЕ ПРИКАМЬЕ»
Работа со словарем: интересные географические и
геологические эпонимы, связанные с именами
известных русских людей. Схема в дневнике
«направление краеведческих исследований»
Построить схему Сибирского тракта в дневнике.
Разработка туристического маршрута по ПК
«Маршрутами Великой Северной Экспедиции»
Расшифровка герба г. Верещагино

«Кизел – территория контрастов»
Стр. 107 – 115.

Стр. 118 – 127.
Стр. 128 – 137.

Экспедиция № 5 «НИЖНЕКАМЬЕ»
Работа со словарем: найти в русском языке слова, Стр. 139 – 149. Составление схемы:
город/район – животное – символика
заимствованные из языков тюркских народов
животного – связь символики с
деятельностью
и
особенностями
города/района
Расшифровка символов на гербах муниципальных Стр. 150 – 157. Таблица в дневнике
«Товары, сделанные из нефти и
районов юго-западной части ПК
природного газа»
Стр.
158
–
167.
Создание
Работа со схемой «Воткинская ГЭС»
презентации/проекта
«Город
композитора»
Экспедиция № 6 «ПРЕДУРАЛЬЕ»
Составление в дневнике перечня природных Стр. 169 – 175. Создание проекта по
феноменов Предуралья
теме: «Кунгурская ледяная пещера»
Дискуссия на тему: «Как природно-ресурсный Стр. 176 – 187.
потенциал повлиял на развитие торговли конкретными
товарами в г. Кунгуре и его окрестностях»
Легенды о Белой горе. Создание проекта «Развитие Стр. 188 – 198. Создание презентации
туризма в ПК»
«Фестивали Пермского края»
Экспедиция № 7 «ГОРОД ПЕРМЬ И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ»
Работа со словарем: версии происхождения названия Стр. 201 – 214. Создание проекта
6

32
33

34

города – география
время
Маршрут
Современная Пермь
город инноваций
Маршрут
Пространство
креативной Перми

и

города Пермь

2. 1
–

Характеристика районов города по плану. Дискуссия Стр. 214 – 221.
«Экологические проблемы города-миллионера»

3. 1

Стр. 231 – 242.

«Старинные здания г. Перми»

Учебно-методическое обеспечение

Рабочая программа
1. Ю.В. Глазырина, А.С.Лучников и др. «Мой Пермский край географические экспедиции в пермский период», учебное пособие/ Москва
издательство «Владос», 2018
Учебно-методические пособия для учащихся
1. С.Б.Девяткова. Рабочая тетрадь «География Пермской области»/ Пермь: «Книжный мир», 1999 г. – 32с.
2. Р.Г. Кузьминова, Г.Н. Чагин. Атлас «Пермская область. География. История»; - М:Издательство ДИК; 1999г. -48 с.
Учебно-методическая поддержка курса.
1. Интернет сайт: http://www. .perm1.ru

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения краеведения в основной школе ученик должензнать/понимать:
1. изученные виды источников краеведческой информации; 2.основные краеведческие понятия и термины;
2. значение официальных символов Пермского края и муниципальных районов Пермского края
3. природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем налокальном и региональном уровне;
уметь:
1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;
2. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;
3. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов Пермского края, адаптации человека к местным условиям,
составлять краткую характеристику родного населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников. 2.понимания причин и значения событий и
явлений повседневной жизни; 3.ориентирования на местности и чтения карт различного содержания;
2. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, по сохранению
природы.

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».