1 Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897. Данная программа составлена с учетом концепции школьного географического образования, требованиями федерального и регионального компонентов стандарта. В программе учитывались современные подходы к школьному географическому образованию. (Шилова Е.В. https://infourok.ru/moy-permskiy-kray-fakultativ-klass- 3249332.html) Региональный курс «Мой Пермский край: географические экспедиции в пермский период» рекомендован для изучения в 8 классе. Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, краеведение расширяет и дополняет знания, полученные на уроке географии. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций. Он является комплексным интегрированным курсом, формирующим у учащихся знания о природе родного края, способствующий воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Изучение Пермского края и своей местности позволит школьникам ощутить себя его составной частью, почувствовать включенность в жизнь своего района, города. Реализовать свою активность, ощутить социальную значимость в жизни родной земли. Сущность географического краеведения заключается во всестороннем изучении природы, населения, хозяйства в их динамике, в особенностях данной местности на основе использования доступных методов исследования. Географическому краеведению больше, чем любому другому, свойственен комплексный подход. Главной целью курса является формирование у школьников географо-краеведческой культуры, системы знаний о своем крае, традициях, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к своей малой родине. Задачи: сформировать знания о природе, населении, хозяйстве на местном материале, а также реальные представления, составляющие основу географической науки; показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты иприродный комплекс; получить знания об основных путях и средствах охраны природы, воспитать гражданскую ответственность по отношению к 2 природной среде; обучить работе с топографическим планом, физико-географической картойместности, приемам пространственного ориентирования в условиях населенного пункта; в практической деятельности использовать сравнительный и картографическийметоды В процессе географического изучения территории необходимо: - связать общие черты природы и социально-хозяйственной деятельности страны с данной местностью; - выявить местную специфику природных компонентов и комплексов, типичные особенности, характеризующие природу данной местности, а также ее уникальные объекты, явления, процессы; - раскрыть особенности состава населения (возрастные, половые, религиозные, национальные), его размещения и расселения; рассмотреть вопросы хозяйственной и культурной жизни данного района. Общая характеристика учебного предмета Данная программа реализует требования, существующие в преподавании данного учебного предмета. Она составлена с учетом концепции географического образования. Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности. Последних может быть огромное множество. Ближе всего по своему типу краеведение к географии. Сведения в обеих науках объединяются по территориальному признаку. Но география, в отличие от краеведения, не придает такого большого значения отдельным замечательным людям, истории науки, истории литературы, истории искусства и этим помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В пятом классе – это историческое краеведения, в шестом классе – изучение животного и растительного мира Пермского края, в седьмом классе – литературное краеведение. Поэтому программы и школьные учебники составлены с учетом такого непрерывного изучения. Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные метапредметные связи. Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий. Изучение курса «Мой Пермский край: географические экспедиции в пермский период»» предполагает сочетание теоретических и практических видов деятельности учащихся. Данный курс рекомендуется в 8 классе, что позволит опираться на базовые знания учащихся по физической географии. Место в учебном плане Курс «Мой Пермский край: географические экспедиции в пермский период» рассчитан на 34 часа. Он изучается на этапе основного общего образования в 8 классе из расчета 1 учебного часа в неделю; изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана. Личностные, метапредметные и предметные результаты - Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками 3 Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это: - формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих воспитание уважительного отношения к своему краю, его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо отвозраста, национальности, вероисповедания; - понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе; - формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач: - осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных егосторонах и объектах; - обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе иобществе; - овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира(наблюдения, опыт, эксперимент, измерение); - использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; - расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность школьника, т.к. формируются универсальные учебные действия. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия: - познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); - регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; - коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием. Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и т.д.), а также методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и т.д.). Методические рекомендации и технологические подходы: Для достижения поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский, картографический, статистический, проектный. А также используются различные формы обучения: творческие и практические работы, ИКТ-презентации, географические диктанты, тесты, видеосюжеты. Кроме этого рассматривается широкое применение интернет - ресурсов, в частности, такие программы, как «Планета Земля», «Яндекс-карты», Гис 2 и другие. Курс состоит из 7 разделов в виде экспедиций № Раздел и тема урока Часы Практические и творческие задания Задания 4 урока 1 Введение 1 Маршрут 1. Пермский север – страна горных хребтов 1 стр. 4-5 Экспедиция № 1 «ВЕРХНЕКАМЬЕ» 2 Маршрут 2. Река Вишера 1 – древний путь Маршрут 3. Соликамск, 2 Березники, Усолье – братья по соли 3 4–5 Маршрут 1. Древняя Парма и коми-пермяки Маршрут 2. Ландшафтная мазайка Северной Пармы Маршрут 3. Заветные деревья и природная аптека Пармы Маршрут 4. Южная Парма – встреча природы и культуры 1 Маршрут 1. Древняя тектоника и современное богатство Прикамья Маршрут 2. Горнозаводской край – прошлое и настоящее Маршрут 3. Городазаводы: Чусовой и Лысьва – Кизел и Губаха – 1 6 7–8 9 10 11 12 13 14 2 1 1 Ведение дневника экспедиции Заполнение таблицы «Связь высот и типов растительности в горах» Найти легенды о Полюде, Ветлане и Вишере Сравнение Соликамска и Усолья стр.7-17. Найти в интернете информацию о народе манси. Выписать в дневник мансийские названия рек, горных хребтов и вершин. Стр. 18 – 25. Описать три достопримечательности Чердани Стр. 26 – 37. Найти города, в названии которых есть корень «соль» Экспедиция № 2 «ПАРМА» Прочитать сказание о Пере – богатыре. Найти обычаи Стр. 39 – 44 и традиции финно-угорских народов Стр. 45 – 55. Использую карты, Составление кроссворда «Рыбалка в Пермском крае» определите крупные поселения Гайнского района Записать в дневник наблюдения целебные свойства Стр. 56 – 62. лекарственных болотных растений Определение профессий, связанных с лесом. Стр. 63 – 73. Составление праздничного меню из блюд и напитков коми-пермяцкой кухни Экспедиция № 3 «ГОРНОЗАВОДСКОЕ ПРИКАМЬЕ» Стр. 75 – 79. Написать реферат по теме: «Пермское море» 1 Создание презентации на тему: «Поход Ермака в Стр. 80 – 86. Сибирь: цели и задачи» 1 Написать эссе на тему: «Проблемы и перспективы Стр. 87 – 94. города, жизнь которого зависит от градообразующего предприятия» Создание творческого проекта по теме: «Заповедник Стр. 95 – 105. Презентация по теме: 2 5 15 векторы развития 16 17 – Маршрут 1. 2 Любопытный ребенок и научные открытия 18 19 – Маршрут 2. Оханский 2 перекресток 20 21 22 Маршрут Прикамья 3. Ворота 1 – Маршрут 1. Нижнекамье 2 – имена и люди 23 Маршрут Плодородный Юг 24 Маршрут 3. Чайковский 1 – город труда и романтиков 25 26 27 28 – Маршрут 1. Природные 2 феномены Предуралья – Маршрут 2. 2 Предпринимательство и территория – Маршрут 3. Прикамье – 2 туристическая визитная карточка Пермского края 29 30 31 – Маршрут 1. 2. 1 Судьба 2 Басеги» Экспедиция № 4 «ЗАПАДНОЕ ПРИКАМЬЕ» Работа со словарем: интересные географические и геологические эпонимы, связанные с именами известных русских людей. Схема в дневнике «направление краеведческих исследований» Построить схему Сибирского тракта в дневнике. Разработка туристического маршрута по ПК «Маршрутами Великой Северной Экспедиции» Расшифровка герба г. Верещагино «Кизел – территория контрастов» Стр. 107 – 115. Стр. 118 – 127. Стр. 128 – 137. Экспедиция № 5 «НИЖНЕКАМЬЕ» Работа со словарем: найти в русском языке слова, Стр. 139 – 149. Составление схемы: город/район – животное – символика заимствованные из языков тюркских народов животного – связь символики с деятельностью и особенностями города/района Расшифровка символов на гербах муниципальных Стр. 150 – 157. Таблица в дневнике «Товары, сделанные из нефти и районов юго-западной части ПК природного газа» Стр. 158 – 167. Создание Работа со схемой «Воткинская ГЭС» презентации/проекта «Город композитора» Экспедиция № 6 «ПРЕДУРАЛЬЕ» Составление в дневнике перечня природных Стр. 169 – 175. Создание проекта по феноменов Предуралья теме: «Кунгурская ледяная пещера» Дискуссия на тему: «Как природно-ресурсный Стр. 176 – 187. потенциал повлиял на развитие торговли конкретными товарами в г. Кунгуре и его окрестностях» Легенды о Белой горе. Создание проекта «Развитие Стр. 188 – 198. Создание презентации туризма в ПК» «Фестивали Пермского края» Экспедиция № 7 «ГОРОД ПЕРМЬ И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ» Работа со словарем: версии происхождения названия Стр. 201 – 214. Создание проекта 6 32 33 34 города – география время Маршрут Современная Пермь город инноваций Маршрут Пространство креативной Перми и города Пермь 2. 1 – Характеристика районов города по плану. Дискуссия Стр. 214 – 221. «Экологические проблемы города-миллионера» 3. 1 Стр. 231 – 242. «Старинные здания г. Перми» Учебно-методическое обеспечение Рабочая программа 1. Ю.В. Глазырина, А.С.Лучников и др. «Мой Пермский край географические экспедиции в пермский период», учебное пособие/ Москва издательство «Владос», 2018 Учебно-методические пособия для учащихся 1. С.Б.Девяткова. Рабочая тетрадь «География Пермской области»/ Пермь: «Книжный мир», 1999 г. – 32с. 2. Р.Г. Кузьминова, Г.Н. Чагин. Атлас «Пермская область. География. История»; - М:Издательство ДИК; 1999г. -48 с. Учебно-методическая поддержка курса. 1. Интернет сайт: http://www. .perm1.ru Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения краеведения в основной школе ученик должензнать/понимать: 1. изученные виды источников краеведческой информации; 2.основные краеведческие понятия и термины; 2. значение официальных символов Пермского края и муниципальных районов Пермского края 3. природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем налокальном и региональном уровне; уметь: 1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии; 2. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края; 3. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов Пермского края, адаптации человека к местным условиям, составлять краткую характеристику родного населенного пункта; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 1. проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников. 2.понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни; 3.ориентирования на местности и чтения карт различного содержания; 2. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, по сохранению природы. 7 8